Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:06, шпаргалка
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга.
Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
определение путей и средств их достижения;
контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
Дерево целей.
Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня. Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель организации. Поскольку достижение генеральной стратегической цели организации является достаточно сложной задачей, то производят декомпозицию цели - разложение цели на несколько более мелких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели. Далее процесс повторяют для каждой более мелкой цели нижнего уровня до тех пор, пока в результате декомпозиции цель не станет достаточно простой, чтобы быть достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время (см. принципы S.M.A.R.T.). При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения Главной цели. Правильно построенное дерево целей в дальнейшем легко может быть преобразовано в план-график или диаграмму Ганта. Построение дерева целей само по себе представляет лишь методику разработки стратегии достижения поставленной генеральной цели. Соответственно, результат и качество построенной иерархической совокупности целей зависит в основном от квалификации специалиста, составившего дерево целей. По аналогии с обычными инструментами, сам метод представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу, но результат применения метода зависит от исполнителя. Если в Вашем распоряжении, находится, например, паяльник, то с его помощью, возможно, изготовить, например, радиоприемник, но само по себе наличие в ваших руках этого инструмента, не гарантирует достижения результата. Рассмотрим данный тезис на примере. Предположим, что мы поставили перед собой Генеральную цель "увеличить прибыль компании".
Методы маркетинговых исследований – это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания [2].
§
Классификация методов исследования по месту проведения: [править | править вики-текст]
полевые методы исследования – исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
кабинетные методы исследования рынка;
§
Классификация методов исследования рынка по частоте применения исследования:[править | править вики-текст]
регулярные исследования (периодические исследования);
повторные исследования – исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
однократные наблюдения (целевые исследования);
§
По охвату рынка различают следующие методы:[править | править вики-текст]
сплошные исследования;
выборочные исследования;
§
В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования:[править | править вики-текст]
исследование внешних маркетинговых объектов;
самонаблюдение (например, исследование качества обслуживания клиентов).
§
По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:[править | править вики-текст]
опрос – это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории;
наблюдение – это способ получения информации без какого-либо воздействия на объект наблюдения;
эксперимент – это такой метод исследования рынка, при котором изучают влияние определенных факторов на объект изучения, методом контролируемого изменения одного или нескольких факторов и отслеживания их влияния на объект изучения;
имитационное моделирование – представляет собой метод маркетингового исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования;
метод экспертных оценок — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение.
§
Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:[править | править вики-текст]
случайная выборка – случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
аксесс-панель [3] – постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах.
§
По методике сбора данных при проведении маркетинговых исследований методы исследования рынка можно классифицировать на две группы:[править | править вики-текст]
количественные – методы исследования, основанные на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов;
качественные маркетинговые исследования – включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за взаимодействием субъектов с объектом исследования. В этом случае, все наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
Информационная система маркетинга.
Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис. 3.1). МИС — это концептуальная система, помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования.
МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб. Внутренняя информация содержит данные о заказах на продукцию, объемах продаж, отгрузке продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной продукции и др. Данные из внешних источников получают на основе проведения маркетинговой разведки (из подсистемы текущей внешней информации) и маркетинговых исследований
Составляющие информационной системы
маркетинга.
Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации [17]:
· упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
· упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
· упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют
· определение порядка разработки и внедрения ЭИС, ее организационной структуры, состава работников;
· регламентация процесса создания и эксплуатации ЭИС и пр.
Функциональные подсистемы ИС (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.
ФП ИС информационно
· информационная;
· техническая;
· программная;
· математическая;
· лингвистическая.
Состав ФП во многом
Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:
· предметному;
· функциональному;
· проблемному;
· смешанному (предметно-функциональному).
Предметный принцип
Для реализации функций
· прогнозирование;
· нормирование;
· планирование (технико-экономическое и оперативное);
· учет;
· анализ;
· регулирование.
В качестве примера применения
функционального подхода
● Управление производством;
● Управление финансами;
● Управление складом (запасами);
● Управление продажами;
● Управление закупками;
● Управление отношениями с клиентами;
● Управление персоналом, включая расчет заработной платы.
Сущность, развитие и основные направления маркетинговых исследований.
Маркетинговая деятельность как важнейшая предпринимательская функция должна обеспечивать устойчивое конкурентоспособное положение предприятия на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этой связи маркетинговая деятельность предполагает проведение исследований и разработку программы мероприятий, способствующих росту эффективности деятельности предприятия и повышению степени удовлетворения потребностей конечных потребителей или клиентов.
Маркетинговые исследования включают два главных направления:
1) исследование
характеристик рынка, т.е. оценка
его состояния, тенденций и закономерностей
развития. Это понятие охватывает
макроуровень, а именно рынок
товаров и услуг в целом, локальные
и региональные рынки
2) исследование
внутренних действительных и
потенциальных возможностей
Необходимость маркетинговых исследований, как показывает история их развития, связана с процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства, ростом социальных и культурных потребностей потребителей. В России еще семь-восемь лет назад только специалисты знали о существовании маркетинговых исследований. Некоторые фирмы специализируются на проведении одного или нескольких маркетинговых исследований, например, в сборе данных об определенных рыночных сегментах, в распространении специальной информации, в опросе покупателей. Большой вклад в развитие услуг по проведению маркетинговых исследований в нашей стране вносит Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ). В последние годы она создала Общероссийскую Маркетинговую Систему. Основной блок Системы представлен информацией о наиболее значимых национальных товаропроизводителях. Он включает описание общей характеристики предприятий, величины уставного капитала и его структуры, активов предприятия, численности работающих, транспортных коммуникаций, продукции и услуг, их месте на российском и международном рынках. Безусловно, рынок профессиональных услуг в области маркетинговых исследований будет развиваться вместе с маркетинговыми службами на предприятиях.