Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:52, дипломная работа
В работе раскрываются теоретические основы формирования и функционирования системы управления персоналом. Подробно рассмотрен анализ системы управления персоналом на ЗАО «Санаторий «Утес», обоснованы направления совершенствования системы управления персоналом на ЗАО «Санаторий «Утес».
Введение 3
1. Теоретические основы формирования и функционирования системы управления персоналом ……………………………………………………….....7 1.1. Сущность и содержание управления персоналом 7
1.2. Характеристика элементов системы управления персоналом 15
1.3. Принципы и методы проектирования системы управления персоналом 21
2. Анализ системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес» 31
2.1. Характеристика предприятия 31
2.2. Анализ экономических показателей ЗАО «Санаторий «Утес» 35
2.3. Оценка действующей системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес». Выявление проблемных ситуаций 54
3. Совершенствование системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес» 62
3.1. Разработка структурных изменений в системе управлении персоналом 62
3.2. Предложения по совершенствованию подбора и развития кадров как основы системы управления персоналом в санатории «Утес» 70
3.3. Обоснование мероприятий по повышению эффективности функционирования системы управления персоналом на ЗАО «Санаторий Утес» 72
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования и функционирования системы управления персоналом ……………………………………………………….....7 1.1. Сущность и содержание управления персоналом
1.2. Характеристика элементов системы управления персоналом
1.3. Принципы и методы проектирования системы управления персоналом
2. Анализ системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ экономических показателей ЗАО «Санаторий «Утес»
2.3. Оценка действующей системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес». Выявление проблемных ситуаций
3. Совершенствование системы управления персоналом в ЗАО «Санаторий «Утес»
3.1. Разработка структурных изменений в системе управлении персоналом
3.2. Предложения по совершенствованию подбора и развития кадров как основы системы управления персоналом в санатории «Утес»
3.3. Обоснование мероприятий по повышению эффективности функционирования системы управления персоналом на ЗАО «Санаторий Утес»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Преобразования экономики России, направленные на развитие рыночных отношений, потребовали радикального пересмотра концепции управления хозяйственными организациями и обусловили парадигмальные изменения путей и механизмов структурных преобразований современных предприятий, т.к. эффективность функционирования организации зависит, прежде всего, от оптимального использования ресурсов, в том числе - персонала. В условиях реальной конкуренции в организациях рыночной ориентации отдается предпочтение не просто экономическому росту как таковому, а эффективности, достигающейся в результате поиска стратегии развития и тактики поведения предприятий, улучшения методов и форм управления персоналом с учетом объективных и субъективных динамических характеристик всех организационных новаций.
Понятие системы управления персоналом формировалось постепенно, по мере того, как наука и практика овладевали разными типами, видами и формами целостных объединений людей. История формирования представлений об управлении человеческими ресурсами и современное состояние теории и практики управления персоналом, связанное с необходимостью формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами, включает подходы от истории развития труда человека до оценки эффективности его деятельности.
В современных условиях проблема правильного и грамотного построения управления персоналом приобретает особую актуальность. Подлинное реформирование организаций возможно только в признании того, что в условиях перехода к рыночной экономике персонал организации, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, рассматривается не как один из экономических факторов, а является ключевым ресурсом, эффективное использование которого становится центральной задачей менеджмента.
Разработка конкретных путей совершенствования управления и поиска организационных резервов роста эффективности предполагает необходимость развития теории управления персоналом в современных условиях и создания научно обоснованной организационной структуры управления.
Изучению проблем, связанных с совершенствованием управления персоналом, форм и методов построения систем организации, практической реализацией их теоретических положений, посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые, на трудах которых базировалось выполненное исследование. Среди них наиболее известные: Ансофф И., Богданов А. А. [1], Веснин В. Р., Воронин В. П., Герчиков В. И., Герчикова З.И., Генкин Б. М., Глушенко Е. В., Иванцевич Д. М.,. Егоров В.Ф.[2], Егоршин А. П., Дойль П., Друкер П., Кибанов А. Я., Красовский Ю. Д., Литвинюк А.А., Лобанов А. А., Маусов Н.К., Попова Е. Г., Пригожий А. И., Румянцева З. П., Саймон Г., Слоцкий Г. В., Старобинский Э. Е., Щербина В. В., Шекшеня С.В., Лукашевич В.В., Уткин А. [3] и др. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи по оптимизации организационных структур, обусловленные содержанием работ по управлению персоналом в организациях. Вместе с тем в выполненных исследованиях в достаточной степени не нашли отражения теоретические вопросы развития управления персоналом на предприятиях как инструмент преобразований современных организаций, а также их прикладная реализация в условиях ориентации предприятий на потребителя. Нет комплексных исследований, охватывающих вопросы развития системы управления персоналом, формирования персонал-стратегии и практической реализации отдельных методик по обеспечению эффективности управления персоналом.
В свете изложенного, проведение исследований, связанных с выявлением особенностей и направлений развития управления персоналом в современных условиях, обоснование и отработка положений системы управления персоналом, увязывающей социальные и экономические аспекты в создании гибкой системы управления персоналом, оптимизирующей структуру организации, ориентирующейся на требования потребителей, представляются актуальными и имеющими важное значение предприятий.
Гипотезой, положенной в основу работы, служит предположение о том, что теоретическое рассмотрение проблемы организации и совершенствования системы управления персоналом в условиях рыночной экономики позволит выявить закономерности и разработать систему принципов, форм и методов управления персоналом, основанных на продуктивном творческом взаимодействии управленцев и персонала, практическое использование которых будет способствовать созданию высокоэффективной структуры организации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ управления персоналом в современных условиях и разработка системы управления персоналом, создающей необходимые предпосылки для эффективного функционирования организационных структур организации на примере ООО «Санаторий «Утес».
В соответствии с целью работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы формирования и функционирования системы управления персоналом
- определены закономерности, принципы управления персоналом в современных условиях;
- на основе теоретического и практического анализа основ управления персоналом разработаны предложения по совершенствованию управления персоналом предприятия ЗАО «Санаторий «Утес»;
Объектом исследования избран коллектив ООО «Санаторий «Утес».
Предметом исследования являются теоретико-методологические, организационно-системные и методические основы функционирования структурных и межличностных, а также коллективных и групповых отношений, включая вопросы совершенствования управлении персоналом.
Теоретической основой работы являются труды отечественных учёных и специалистов в области менеджмента, социологии, теории управления, экономики, психологии, теории организации, законодательные и нормативные акты.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются теоретические основы формирования и функционирования системы управления персоналом.
В главе второй более подробно рассмотрен анализ системы управления персоналом на ООО «Санаторий «Утес».
В третьей главе обоснованы направления совершенствования системы управления персоналом на ООО «Санаторий «Утес».
Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В последние годы в научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.
Так, В.И. Гончаров выделяет систему управления трудовыми ресурсами, под которой он понимает взаимосвязанную совокупность целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующих механизмов управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы.
Данная система включает различные подсистемы, выполняющие конкретные функции, в том числе:
1) подсистему подбора и расстановки кадров;
2) подсистему профессионального отбора, повышения квалификации и роста профессионального мастерства;
3) подсистему качества труда и методов его оценки;
4) подсистему мотивации трудовой деятельности.
При этом подсистемы объединены единой целью управления, отражающей стремление к повышению производительности труда на основе максимально возможной реализации потенциальных способностей и потенциала работников. Действия всех подсистем направлены на то, чтобы эти способности и возможности полностью раскрылись в условиях конкретного предприятия[4].
Большой разнобой вносит и переводная литература с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины, как:
personnel administration - управление кадрами (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование людских ресурсов предприятия), отношения между административным персоналом и подчиненными; "человеческие отношения" в промышленности;
personnel management - руководство кадрами (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности); трудовые отношения; взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками;
personnel relations - управление кадрами и т.д.[5].
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом на предприятии. Этот подход заключается в следующем:
1) создание философии управления персоналом.
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.
К числу основных задач управления персоналом относят:
1) Помощь фирме в достижении цели.
2) Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками.
3) Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
4) Совершенствование систем мотивации.
5) Повышение уровня удовлетворенности трудом.
6) Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования.
7) Сохранение благоприятного климата.
8) Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
9) Развитие творческой активности персонала.
10) Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11) Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие три задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров. Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей[6].
В управлении персоналом существует две группы принципов:
1) Принципы, относящиеся к самому процессу формирования службы управления персоналом.
2) Принципы, характеризующие саму систему функционирования управления персоналом.
Основные методы управления персоналом[7]:
- метод системного анализа;
- метод экспертных оценок;
- метод творческих совещаний и научных дискуссий;
- метод контрольных вопросов;
- морфологический метод.
Теперь рассмотрим основные составляющие системы управления персоналом:
1) Планирование персонала;
2) Развитие персонала;
3) Стратегия управления персоналом;
4) Обучение;
5) Оплата труда, материальное стимулирование.
Термин «планирование персонала» включает в себя все проблемы сферы персонала, которые могут возникнуть в будущем. Это целевое планирование, во-первых, потребностей в области персонала и, во-вторых, мероприятий, которые должны проводиться для его создания, развития, сохранения, оплаты, а также для высвобождения.
Информация о работе Система упарвления персоналом предприятия на примере ЗАО "Утес"