Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широко доступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений. Маркетинг оказывает решающее влияние на все стороны деятельности фирмы: подбор персонала, оборудование, ассортимент оказываемых услуг, производимых товаров, их качество, привлекательность и многое другое. От успешного маркетинга зависят в решающей мере финансовые результаты деятельности компании.
Именно маркетинговые
службы осуществляют самую трудную
задачу - реализацию продукции за эффективную
цену, так как в этом концентрируется конечный
результат всех сторон деятельности фирмы.
Разработка мероприятий по совершенствованию
маркетинговой деятельности для фирмы
сегодня является неотъемлемой частью
предпринимательской деятельности любой
фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными
характеристиками не может обладать достаточным
уровнем конкурентоспособности без предварительной
подготовки потребителей.
Поэтому в настоящее время актуальность
совершенствования маркетинговой деятельности
на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую
роль в развитии рыночной экономики, она
также является и ее важным элементом.
Целью дипломной
работы является совершенствование маркетинговой
деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат»
города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
3. Рассмотреть и дать оценку конкурентоспособности предприятия, провести исследование и выявить потребителей продукции «Хлебопищекомбината», обосновать производство новых видов изделий и рассчитать эффективность предложенных мероприятий, а также определить оптимальную структуру ассортимента и каналов реализации хлеба и хлебобулочной продукции.
Информационной основой послужили плановая и отчетная документация ПО «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз РТ за 2003 – 2007 годы, учредительные документы, данные первичного бухгалтерского учета, специальная и справочная литература, личные исследования, периодические издания и официальные данные статистических сборников.
В ходе написания работы были применены следующие методы: экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что руководство «Хлебопищекомбината» на основе реализации обозначенных в работе стратегических ориентиров достигнет более высокой ниши на рынке, увеличит долю рынка, расширит товарный ассортимент, обеспечит устойчивую структуру каналов реализации и упрочнит свои позиции в целевых сегментах.
Структурно дипломная работа состоит из содержания, введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первом разделе данной работы речь пойдет о теоретических, методических и практических аспектах сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности. Далее будет представлена общая характеристика исследуемого предприятия, а именно ее правовой статус, местоположение и организационное устройство, ее финансовые и экономические показатели, анализ внешней и внутренней среды. В третьем разделе проведен анализ конкурентоспособности предприятия, маркетинговые исследования, рассмотрим оптимизацию структуры ассортимента и каналов реализации продукции и рассчитаем экономическую эффективность новой продукции.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
Хлеб был и остается одним из основных продуктов питания населения нашей страны. Ежедневное повсеместное потребление хлеба позволяет считать его одним из важнейших продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат почти все, что необходимо человеку для питания и нормальной жизнедеятельности. Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке. Потребляя хлеб и хлебобулочные изделия, человек удовлетворяет свои энергетические потребности на 40-50%, потребности в белке на 30-40%, в витаминах группы В на 50-60% и витамина Е до 80 %. Энергетическая ценность хлеба зависит от содержания влаги (чем больше влаги, тем она ниже) и от количества отдельных компонентов сухого вещества. По оценкам Госкомстата России около 70 млн. людей свои потребности в пище удовлетворяют на 80% хлебом. [5, с.27]
Вместе с тем белки хлеба не являются полноценными: в них мало незаменимых аминокислот лизина и метионина. Поэтому в процессе производства хлеба его белковую ценность повышают путем обогащения молочными продуктами, белками бобовых и масличных культур (сои, подсолнечника). Таким образом, хлеб является источником многих незаменимых для организма человека аминокислот: посредством его удовлетворяется потребность в лизине на 19-21%, в метионине на 20-22%, в триптофане на 36-40%.
В переходный период созданы предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.
Однако в настоящее
время хлебопекарные
Хлебопекарная промышленность относится к числу наиболее материалоемких подотраслей агропромышленного комплекса, что существенно увеличивает значимость мероприятий по рациональному использованию всех видов сырьевых ресурсов.
Экономное расходование ресурсов в хлебопечении всегда было приоритетной задачей отрасли и научных исследований.
В общих чертах расходование хлебных ресурсов определяется следующими факторами:
- общим объемом производства хлеба и хлебобулочных изделий;
- ассортиментом вырабатываемой продукции;
- массой (развесом) единицы продукции;
- содержанием влаги в хлебобулочных изделиях;
- технологическими затратами и потерями;
- применением добавок.
Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а, следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
Хлебопекарная промышленность в Удмуртской Республике представлена 100 предприятиями, вырабатывающими хлеб, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия. По ведомственной принадлежности 9 предприятий входят в реестр Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, остальные находятся в системе Удмуртпотребсоюза, а также индивидуальных предпринимателей.
За 2006 год предприятиями всех форм собственности было произведено хлеба и хлебобулочных изделий 77460 тонн-91,2% к прошлому году. На объемы производства основных видов хлебопродуктов определенное воздействие оказывает уровень потребительского спроса, а также наличие сырья. Анализируя производство продукции за 2006 год по предприятиям, входящим в реестр АПК, также следует отметить, что хлеба и хлебобулочных изделий было выпущено 47,6 тыс.т при 47,9 тыс.т в 2005г.(99,4%). За 2006 год производство хлеба и хлебобулочных изделий на предприятиях республики снизилось. Основная причина падения производства кроется в необходимости проведения модернизации предприятий и переоснащении производства. [16,с.55]
Таким образом, так как хлебобулочная продукция пользуется постоянным и повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные условия для увеличения объемов производства. Однако, только правильно организовав производство хлебобулочных изделий, предприятие может получить положительные результаты.
Надежное обеспечение населения продуктами питания зависит от эффективности функционирования продовольственного рынка, в том числе и рынка хлебобулочной продукции. Рынок хлебобулочной продукции, как конкретная форма экономических связей, посредством различных рычагов воздействия приспосабливает структуру отрасли растениеводства и перерабатывающей промышленности к объему и структуре потребностей населения региона. При этом эффективность функционирования рынка определяется степенью удовлетворенности потребностей населения в хлебе и хлебобулочных изделиях, что подразумевает не только поставку хлебобулочной продукции на рынок, т.е. ее предложение, но и экономические возможности потребителей приобрести данную продукцию в необходимом количестве и ассортименте. В новых условиях хозяйствования в деятельности всех предприятий АПК центральным рычагом управления должен стать маркетинг. Только с его помощью можно создать производство, ориентированное на потенциального потребителя продукции. Маркетинговые методы традиционно применяются в организациях, ориентированных на получение прибыли. Вся деятельность фирмы, начиная с разработки новой продукции и технологий, формирования ассортимента, установления цен на различные товары и завершая их продвижением на рынок, установлением длительных связей с конечными потребителями, подчиняется законам маркетинга. При все более возрастающей конкуренции без грамотного использования маркетинга невозможно просто выжить, а тем более, преуспеть. [27,с.88] Маркетинг в перерабатывающей промышленности - это эффективная система деятельности предприятий по переработке и реализации продукции на основе комплексного изучения потребительских рынков с целью максимизации их прибыли, удовлетворения потребностей запросов покупателей. В условиях перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования в основе организации сбыта хлеба и хлебобулочной продукции должны лежать маркетинговые исследования, обеспечивающие детальное изучение рынка хлебобулочной продукции и его конъюнктуры, а также оценку возможностей товаропроизводителей. Для создания конкурентоспособного производства, структурной перестройки экономики на предприятиях хлебопекарной промышленности, достижения сбалансированности спроса и предложения требуются новые подходы к организации органов управления производством и сбытом продукции, в формах и методах которых ведущими должны стать маркетинговые начала, т. е. полная ориентация на удовлетворение потребностей конкретных потребителей, на приспособление хлебозаводов к требованиям рынка. Основными функциями маркетинговой службы должны стать: изучение спроса и поведения потребителей, сегментирование рынка, определение его емкости, анализ условий конкуренции, исследование вопросов сбыта и его прогноз, разработка стратегии и тактики поведения производителей на рынке.
Формирование и развитие маркетинговой деятельности на любом предприятии перерабатывающей промышленности означает организацию работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребительском спросе и его изменениях в ближайшей перспективе. Маркетинг может быть использован на любом предприятии перерабатывающей промышленности независимо от объема и характера реализации продукции. Правильное определение его роли и организационной структуры имеет значительное влияние на удовлетворение запросов покупателей. Наиболее эффективной считается концепция маркетинга, когда в функциональный центр предприятия входит потребитель. В этом случае оно осуществляет ориентацию на клиента, в рамках которой все функциональные подразделения перерабатывающего предприятия работают сообща с целью наилучшего обслуживания потребителя и удовлетворения его запросов. Маркетинг здесь должен играть центральную роль, поскольку лишь в этом случае предприятие может точно обосновать и эффективно удовлетворить запросы потребителей. Безусловно, маркетинг играет наибольшую роль в первую очередь в организациях, действующих в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем инструментам комплекса маркетинга. Возможности и эффективность применения маркетинга в значительной степени зависят от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы. [22,с.134]
Разработка мероприятий по |