Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.

Файлы: 1 файл

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

  Для того чтобы  выжить и успешно развиваться  в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.

Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широко доступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

Профессиональный деятель  рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений. Маркетинг оказывает решающее влияние на все стороны деятельности фирмы: подбор персонала, оборудование, ассортимент оказываемых услуг, производимых товаров, их качество, привлекательность и многое другое. От успешного маркетинга зависят в решающей мере финансовые результаты деятельности компании.

Именно маркетинговые  службы осуществляют самую трудную  задачу - реализацию продукции за эффективную цену, так как в этом концентрируется конечный результат всех сторон деятельности фирмы. 
Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности для фирмы сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными характеристиками не может обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей.  
         Поэтому в настоящее время актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.  
         Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.

Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.

В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.

2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.

3. Рассмотреть и дать оценку конкурентоспособности предприятия, провести исследование и выявить потребителей продукции «Хлебопищекомбината», обосновать производство новых видов изделий и рассчитать эффективность предложенных мероприятий, а также определить оптимальную структуру ассортимента и каналов реализации хлеба и хлебобулочной продукции.

Информационной основой  послужили плановая и отчетная документация ПО «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз РТ за 2003 – 2007 годы, учредительные документы, данные первичного бухгалтерского учета, специальная и справочная литература, личные исследования, периодические издания и официальные данные статистических сборников.

В ходе написания работы были применены следующие методы: экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  руководство «Хлебопищекомбината» на основе реализации обозначенных в работе стратегических ориентиров достигнет более высокой ниши на рынке, увеличит долю рынка,   расширит товарный ассортимент, обеспечит устойчивую структуру каналов реализации и упрочнит свои позиции в целевых сегментах.

Структурно дипломная  работа состоит из содержания, введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первом разделе данной работы речь пойдет о теоретических, методических и практических аспектах сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности. Далее будет представлена общая характеристика исследуемого предприятия, а именно ее правовой статус,  местоположение и организационное устройство, ее финансовые и экономические показатели, анализ внешней и внутренней среды. В третьем разделе проведен анализ конкурентоспособности предприятия, маркетинговые исследования, рассмотрим оптимизацию структуры ассортимента и каналов реализации продукции и рассчитаем экономическую эффективность новой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

    1. Рынок хлеба и хлебобулочной продукции

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.

Хлеб был и остается одним из основных продуктов питания  населения нашей страны. Ежедневное повсеместное потребление хлеба  позволяет считать его одним из важнейших продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат почти все, что необходимо человеку для питания и нормальной жизнедеятельности.   Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке. Потребляя хлеб и хлебобулочные изделия, человек удовлетворяет свои энергетические потребности на 40-50%, потребности в белке на 30-40%, в витаминах группы В на 50-60% и витамина Е до 80 %. Энергетическая ценность хлеба зависит от содержания влаги (чем больше влаги, тем она ниже) и от количества отдельных компонентов сухого вещества. По оценкам Госкомстата России около 70 млн. людей свои потребности в пище удовлетворяют на 80% хлебом. [5, с.27]

Вместе с тем белки  хлеба не являются полноценными: в них мало незаменимых аминокислот лизина и метионина. Поэтому в процессе производства хлеба его белковую ценность повышают путем обогащения молочными продуктами, белками бобовых и масличных культур (сои, подсолнечника). Таким  образом, хлеб является источником многих незаменимых для организма человека аминокислот: посредством его удовлетворяется потребность в лизине на 19-21%, в метионине на 20-22%, в триптофане на 36-40%.

В переходный период созданы  предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.

Однако в настоящее  время хлебопекарные предприятия  сталкиваются и с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения, решение социальных проблем, а также существует проблема неразвитости инфраструктуры рынка, особенно при снабжении хлебом отдаленных населенных пунктов и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции, и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а, следовательно, и на здоровье населения. [24, с.7]

Хлебопекарная промышленность относится к числу наиболее материалоемких подотраслей агропромышленного комплекса, что существенно увеличивает значимость мероприятий по рациональному использованию всех видов сырьевых ресурсов.

Экономное расходование ресурсов в хлебопечении всегда было приоритетной задачей отрасли и научных исследований.

В общих чертах расходование хлебных ресурсов определяется следующими факторами:

- общим объемом производства хлеба и хлебобулочных изделий;

- ассортиментом вырабатываемой продукции;

- массой (развесом) единицы продукции;

- содержанием влаги в хлебобулочных изделиях;

- технологическими затратами и потерями;

- применением добавок.

Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а, следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.

Хлебопекарная промышленность в Удмуртской Республике представлена 100 предприятиями, вырабатывающими хлеб, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия.  По ведомственной  принадлежности 9 предприятий входят в реестр Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, остальные находятся в системе Удмуртпотребсоюза, а также индивидуальных предпринимателей.

  За 2006 год предприятиями всех форм собственности было произведено хлеба и хлебобулочных изделий 77460 тонн-91,2% к прошлому году. На объемы производства основных видов хлебопродуктов определенное воздействие оказывает уровень потребительского спроса, а также наличие сырья. Анализируя производство продукции за 2006 год по предприятиям, входящим в реестр АПК, также следует отметить, что хлеба и хлебобулочных изделий было выпущено 47,6 тыс.т при 47,9 тыс.т в 2005г.(99,4%). За 2006 год производство хлеба и хлебобулочных  изделий на предприятиях республики снизилось. Основная причина падения производства кроется в необходимости проведения модернизации предприятий и переоснащении производства. [16,с.55] 

Таким образом, так как хлебобулочная продукция пользуется постоянным и повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные условия для увеличения объемов производства. Однако, только правильно организовав производство хлебобулочных изделий, предприятие может получить положительные результаты.

 

    1. Значение маркетинга в перерабатывающей промышленности

 

           Надежное обеспечение населения продуктами питания зависит от эффективности функционирования продовольственного рынка, в том числе и рынка хлебобулочной продукции. Рынок хлебобулочной продукции, как конкретная форма экономических связей, посредством различных рычагов воздействия приспосабливает структуру отрасли растениеводства и перерабатывающей промышленности к объему и структуре потребностей населения региона. При этом эффективность функционирования рынка определяется степенью удовлетворенности потребностей населения в хлебе и хлебобулочных изделиях, что подразумевает не только поставку хлебобулочной продукции на рынок, т.е. ее предложение, но и экономические возможности потребителей приобрести данную продукцию в необходимом количестве и ассортименте.

          В новых условиях хозяйствования в деятельности всех предприятий АПК центральным рычагом управления должен стать маркетинг. Только с его помощью можно создать производство, ориентированное на потенциального потребителя продукции. Маркетинговые методы традиционно применяются в организациях, ориентированных на получение прибыли. Вся деятельность фирмы, начиная с разработки новой продукции и технологий, формирования ассортимента, установления цен на различные товары и завершая их продвижением на рынок, установлением длительных связей с конечными потребителями, подчиняется законам маркетинга. При все более возрастающей конкуренции без грамотного использования маркетинга невозможно просто выжить, а тем более, преуспеть. [27,с.88]

            Маркетинг в перерабатывающей промышленности - это эффективная система деятельности предприятий по переработке и реализации продукции на основе комплексного изучения потребительских рынков с целью максимизации их прибыли, удовлетворения потребностей запросов покупателей.

           В условиях перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования в основе организации сбыта хлеба и хлебобулочной продукции должны лежать маркетинговые исследования, обеспечивающие детальное изучение рынка хлебобулочной продукции и его конъюнктуры, а также оценку возможностей товаропроизводителей.

          Для создания конкурентоспособного производства, структурной перестройки экономики на предприятиях хлебопекарной  промышленности, достижения сбалансированности спроса и предложения требуются новые подходы к организации органов управления производством и сбытом продукции, в формах и методах которых ведущими должны стать маркетинговые начала, т. е. полная ориентация на удовлетворение потребностей конкретных потребителей, на приспособление хлебозаводов к требованиям рынка. Основными функциями маркетинговой службы должны стать: изучение спроса и поведения потребителей, сегментирование рынка, определение его емкости, анализ условий конкуренции, исследование вопросов сбыта и его прогноз, разработка стратегии и тактики поведения производителей на рынке.

 

    1. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии

 

          Формирование и развитие маркетинговой деятельности на любом предприятии перерабатывающей промышленности означает организацию работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребительском спросе и его изменениях в ближайшей перспективе. Маркетинг может быть использован на любом предприятии перерабатывающей промышленности независимо от объема и характера реализации продукции. Правильное определение его роли и организационной структуры имеет значительное влияние на удовлетворение запросов покупателей.

           Наиболее эффективной считается концепция маркетинга, когда в функциональный центр предприятия входит потребитель. В этом случае оно осуществляет ориентацию на клиента, в рамках которой все функциональные подразделения перерабатывающего предприятия работают сообща с целью наилучшего обслуживания потребителя и удовлетворения его запросов. Маркетинг здесь должен играть центральную роль, поскольку лишь в этом случае предприятие может точно обосновать и эффективно удовлетворить запросы потребителей.

          Безусловно, маркетинг играет наибольшую  роль в первую очередь в  организациях, действующих в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем инструментам комплекса маркетинга. Возможности и эффективность применения маркетинга в значительной степени зависят от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы. [22,с.134]

           Разработка мероприятий по совершенствованию  маркетинговой деятельности для фирмы сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными характеристиками не может обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей. Поэтому в настоящее время актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз