Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.

Файлы: 1 файл

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

         1. надежную, достоверную и своевременную  информацию о рынке, структуре  и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

         2. создание такого товара, набора  товаров (ассортимента), который  более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

         3. необходимое воздействие на  потребителя, на спрос, на рынок,  обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

Методы маркетинговой  деятельности (приложение 1) заключаются в том, что проводятся:

- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;

- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;

- обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.;

- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;

-удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.

         Развивая маркетинговую деятельность, российские предприятия налаживают сотрудничество со специализированными организациями. Это различного рода консультационные и исследовательские компании, образовательные учреждения, агентства по рекламе и связям с общественностью. 

Основными принципами маркетинговой  деятельности выступают:

- ориентация деятельности предприятия на нужды потребителей, удовлетворение рыночного спроса потребителей;

- гармонизация спроса и предложения на рынке;

- системное, гибкое и постоянное реагирование на тенденции, конъюнктуру рынка, состояние и диалектику спроса;

- программно-целевое и комплексное решение проблем, достижение целей и задач маркетинга;

- единство стратегии, тактики и оперативной деятельности маркетинговой деятельности;

- ориентация маркетинговой деятельности на перспективу;

- формирование высоконравственного, высококультурного, гармоничного, интеллектуального потребителя и соответствующих запросов и потребностей.

           Концепция развития маркетинговой деятельности представляет собой понимание и изложение проблемы создания единой маркетинговой программы предприятия. Основные направления развития маркетинговой деятельности предприятия должны послужить началом практических действий и научных исследований в области разработки маркетинговых мероприятий.

Комплексная программа  маркетинговой деятельности на предприятии  представляет перечень взаимоувязанных  мероприятий, направленных на эффективное функционирование предприятия, повышение его конкурентоспособности и реализацию конкретных проектов. При этом основное внимание уделяется вопросам изучения рыночной конъюнктуры, определения характера функционирования предприятия в условиях рынка, обеспечения рынка сбыта предприятия, научно-технической продукции, налаживания и поддержания партнерских отношений с клиентами, государственными учреждениями, предприятиями, средствами массовой информации. Именно служба маркетинга должна отслеживать рыночную ситуацию и ориентировать предприятие на создание консалтинговых структур, деятельность на рынке наукоемких технологий и научно-технической продукции. [3,стр.25]

В любой организации  осуществляется контроль за деятельностью. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:

- контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;

- контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;

- стратегический контроль маркетинга.

         Таким образом, маркетинговый  контроль является действительным  инструментом повышения эффективности маркетинговой и предпринимательской деятельности фирмы.

Формирование маркетинговых  служб на сельскохозяйственных предприятиях находится на стадии становления и развития. Большинство предприятий не имеют в своей организационной структуре службы по маркетингу. Такая ситуация является широко распространенной. Основными причинами, по которым предприятия отказываются от создания службы маркетинга являются:

- большие затраты на создание такой службы;

- ориентация предприятия на производство, на управление финансами;

- сомнения по поводу практической полезности создания маркетинговой службы. [19,с.37]

         Измерение финансовой эффективности  маркетинга – одна из сложнейших задач в теории и практике управления. Нужно уметь выделять инвестиционные расходы на маркетинг и соотносить их с дополнительным денежным потоком, который генерируется за счет маркетинговых мероприятий. Существуют общие подходы, но нет решений, пригодных для всех. Каждая компания вырабатывает собственные подходы к управлению инвестициями в маркетинг. Обычно выделяем три группы расходов на маркетинг: управленческие расходы, расходы на поддержку продаж, расходы на создание и поддержание бренда. Первые две группы – это расходы текущего периода, они учитываются при расчете прибыли, а третья – инвестиции. Точно определить величину денежного потока, созданного за счет этих инвестиций можно только при наличии «воронки продаж», позволяющей отследить источники поступления контактов за счет маркетинговых мероприятий, и зафиксировать результативность всех этапов работы с клиентами. В этом случае показатели отдачи на инвестиции в маркетинг становятся практически полезным инструментом, поддерживающим принятие стратегических решений.

Инвестиции в маркетинг  стоит начинать с вопросов о предполагаемом сроке инвестиций, ожиданиях роста  и расположенности к риску. Ответив на них, будет проще увязать цели маркетологов и цели всей компании.  Например, компании необходим рост в смежных отраслях бизнеса. Значит, маркетологи должны сделать так, чтобы как можно больше людей узнали ее бренд, полюбили его и стали охотно покупать ее самые разные продукты.

Чтобы оптимизировать инвестиции с разными сроками и критериями окупаемости, да к тому же предназначенные  для разных брендов и медиаресурсов, очень важно, определяя свои цели в отношении тех или иных сегментов и медиаканалов, разделять задачи «поддержки» и «роста». Под инвестициями «в поддержку» мы понимаем минимальные расходы, необходимые, чтобы удерживать твердые позиции на рынке. Рассчитывают объем инвестиций «в поддержку», оценивая расходы конкурентов, анализируя динамику насыщения рынка и циклы покупок. Цель инвестиций «в рост» — увеличить долю бренда на рынке, добиться последовательного роста потребления или привлечь новых покупателей для той или иной категории товаров.

С точки зрения директоров, залог экономической эффективности — инвестирование в те направления бизнеса, которые приносят максимальную прибыль. С точки зрения маркетологов, залог экономической эффективности — ставка на самые сильные стороны бренда, и от этого нужно отталкиваться, разрабатывая рекламные кампании и планируя расходы на них. В этом случае маркетологи смогут более точно формулировать рекламные сообщения, нацеливая их на конкретных потребителей и подбирая соответствующие СМИ. Это позволит им добиться оптимального (в смысле скорости и величины) «возврата» на инвестированный капитал, что особенно важно в условиях стремительного увеличения количества медиаканалов и потребительских сегментов. Когда маркетологи мыслят категориями экономической эффективности, они начинают лучше понимать, например, что выгоднее — бороться за узнаваемость бренда или развивать лояльность потребителей к нему, какие потребители обещают большую прибыль, а какие более всего подвержены воздействию маркетинговых программ на тех или иных стадиях принятия решений о покупке.

       Кроме положительных сторон в маркетинге также существуют и проблемы. Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи, с чем хочется отметить, что существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки.  Причем, к сожалению, такое непонимание со стороны руководства сути маркетинга встречается очень часто во многих организациях, не говоря уже о том, какое мнение, бытует среди рядовых граждан. С недавних пор, практически в каждой фирме имеется отдел маркетинга.

          Еще одной наиболее общей проблемой  связанной с развитием маркетинга в нашей стране является недооценка значимости маркетинга. Значимости в том смысле, что маркетинг выступает в качестве навигатора на рынке товаров и услуг, т.е. управленческий аппарат в фирмах не понимает, что маркетинг-это основной инструментарий, позволяющий эффективно конкурировать на рынке. В связи с этим маркетингу часто отводят второстепенную роль, хотя отдел маркетинга по праву должен стоять на одном уровне с финансовым, коммерческим отделами.

         Далее хочется сказать несколько  слов о более узких проблемах,  связанных непосредственно с проведением маркетинговых исследований. Часто, можно столкнуться с тем, что фирмы недопонимают, что маркетинговое исследование, проводимое действительно специалистами - это очень дорогое удовольствие, и в связи с этим они не готовы платить такие деньги за исследование, таким образом, тратя лишь часть денег, необходимых на комплексное исследование или проведение рекламной компании, они сталкиваются с той проблемой, что результаты, предположим, рекламной компании не дали о себе знать или практически не заметны, т.е., скажем, объем продаж практически не изменился. Данная ситуация связана с тем, что существует определенный минимум средств, вложенных в коммуникационное сообщение о "себе" на рынке, ниже которого эффективность данного сообщения отсутствует. В связи с отсутствием результатов после "якобы" проведенного исследования или компании, может сложиться мнение, об отсутствии необходимости маркетинга на предприятии.

Некоторые же фирмы предпочитают содержать в своем штате отдельную службу маркетинга. Естественно это является также дорогим удовольствием особенно для небольших фирм. Предположим руководство фирмы, осознает всю необходимость работы проводимой службой маркетинга, однако средства необходимые на содержание квалифицированного персонала достаточно велики, что ставит руководство в затруднение. Проблема здесь, в незнании дискретности маркетинговых исследований, т.е. они не могут проводиться постоянно, они проводятся с определенной периодичностью. Вывод: целесообразно обращаться к сторонним фирмам, способным проводить такую работу, скажем, раз в полгода.

Существует такая ошибка, заключающаяся в неверном понимании  того, на каком этапе предпринимательской деятельности надо обращаться к маркетингу. На практика наблюдалась такая ситуация, когда сначала производятся или заводятся те или иные товары для продажи, а затем уже бизнесмены обращаются к специалистам по маркетингу. Маркетинговый анализ должен предшествовать производству товара или его приобретению с целью последующей реализации. Поэтому предприниматель должен пригласить специалиста по маркетингу еще на стадии принятия решений о том, что ему следует производить. Следует подчеркнуть, что маркетинг пронизывает всю деятельность фирмы от основания до вершины. [9,с.130]  

Помимо изложенного  в России существуют проблемы проведения маркетинговых исследовании, стратегического предпланового анализа, сегментирования, позиционирования, осуществления других видов маркетинговой деятельности. Здесь, прежде всего, следует отметить отсутствие всесторонних надежных источников необходимой информации, включая государственные и региональные статистические данные, особенно характеризующие состояние отдельных рынков, деятельности конкурирующих компаний. Следует также отметить нежелание многих респондентов участвовать в опросах, предоставлять правдивую информацию. Относительно слабое распространение по сравнению с развитыми странами Интернета, особенно на дому, также усложняет решение многих проблем маркетинга. [22, с.137]

В настоящее время  каждой организации нужен маркетолог, который изучает спрос на рынке, занимается закупками и продажами. Изучая спрос на продукцию, он формирует цены на продукцию в зависимости от цен конкурентов и собственных закупочных цен. Так же маркетолог занимается рекламной деятельностью.

          Назначение маркетинговой службы  на предприятии ПО "Хлебопищекомбинат" подразумевает работу с магазинами, изучение их запросов, принятие во внимание их пожеланий относительно обслуживания.  Таким образом, маркетолог занимается составлением ассортимента, установлением цены на продукцию и связями с магазинами и поставщиками. На предприятии все права и обязанности исполнителей определены, но допускается творческий подход, то есть при получении задания руководитель дает возможность подумать, как это сделать наиболее лучшим образом. Задания исполнителям выдаются по ходу  исполнения работы, например, оформить тот или иной заказ, принять заказ от магазина и.т.д.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз