Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
ассортимента может привести к оседанию товара в магазине, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к "замораживанию" денег.
Таблица 5 – Структура ассортимента
Показатель |
Год |
Темп роста 2007г. к 2003г.,% | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Выработка хлебобулочных изделий в ассортименте, т |
980 |
1015 |
970 |
1258 |
1480,4 |
151,1 |
в т.ч. из сортовой муки, т |
980 |
1015 |
970 |
1258 |
1480,4 |
151,1 |
из неё: булочные изделия, т |
60,3 |
64,8 |
57,1 |
71,9 |
76,2 |
126,4 |
сдобные изделия, т |
25,8 |
29,4 |
21,3 |
33,8 |
37,3 |
144,6 |
Булочные изделия 800 гр. и менее, т |
64 |
69,1 |
59 |
74,6 |
81,5 |
127,4 |
Хлеб 700-900 гр., т |
829,9 |
851,7 |
832,6 |
1077,7 |
1285,4 |
154,8 |
Уд.вес хлеба в общей выпечке, % |
27,8 |
62,6 |
27,8 |
29,4 |
29,4 |
106,5 |
Уд.вес хлеба из сортовой муки, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Выработка ассортимента
хлебобулочных изделий
Ассортимент булочных изделий из сортовой муки значительно превышает ассортимент выпуск сдобных изделий.
Наибольшим спросом пользуется хлеб массой 700-900 гр.
При производстве продукции большую роль играет производственная мощность предприятия (таблица 6).
Объемом основных производственных фондов и степенью их использования определяется производственная мощность предприятия
Таблица 6 – Использование производственной мощности
Год |
Норматив производственной мощности, т |
Фактический, т |
Используемая мощность, % |
2003 |
3590 |
980 |
27,3 |
2004 |
3150 |
1015 |
32,2 |
2005 |
2325 |
970 |
54,1 |
2006 |
1100 |
1258 |
88 |
2007 |
1670 |
1578 |
94,3 |
Анализируя данную таблицу, можно сказать, что с 2003-2006 год норматив производственной мощности составлял более ежегодно снижался, а с к 2007 году возрос. Это связано с износом оборудования, а увеличение в 2007 году с покупкой новой печи, которое производит более качественную продукцию, но меньше по объемам загрузки хлебобулочной продукции. Соответственно возрастает и используемая мощность.
2.2.2 Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования
Основой производства любого предприятия являются трудовые ресурсы – то есть люди. Главной целью планирования показателей по труду и его оплаты на перерабатывающем предприятии является определение оптимальной численности работников, которая позволит обеспечить выполнение обязательств по реализации продукции потребителям при экономном использовании средств на оплату труда и снижении трудовых затрат на единицу продукции.
Среднесписочная численность работников с 2003-2006 года уменьшается, а в 2007 году увеличилась на 2 человека. Снижение численности работников связано с низким уровнем заработной платы. Но, нужно отметить, что в свою очередь заработная плата из года в год возрастает. Но в реальности заработная плата остается почти неизменной в виду того, что цены на различные продукты и товары тоже растут.
Также можно увидеть, что производительность труда увеличивается при увеличении заработной платы. Но это не всегда так, например, росту производительности труда могут способствовать такие факторы, как увеличение численности работников, применение более совершенной и модернизированной техники, рациональное использование рабочего времени, применение различных методов мотивации к повышению объема производства (премии, путевки, льготы).
Таблица 7 – Производительность труда
Показатель |
Год | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Среднесписочная численность, чел. |
73 |
56 |
54 |
50 |
52 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
1243 |
1499 |
2065 |
2997 |
3735 |
Производительность труда на 1 работника, тыс.руб. |
138,2 |
216,9 |
251,0 |
360,3 |
477 |
Средние з/пл с премиями, руб. |
1303 |
1828 |
2402 |
4037 |
4836 |
Для привлечения большего количества работников необходимо создать благоприятные условия труда, чтобы была какая-либо мотивация к труду, поощрять работников премиями, которые выполнили норму работы, обеспечить работников санаторно-курортным лечением.
Нужно сказать, что большой эффект на производительность труда оказывает оплата труда. Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. Взаимосвязь между оплатой труда и производительностью представлена в таблице 8.
По данному предприятию можно сказать, что темпы роста оплаты труда больше темпов роста производительности труда, хотя и незначительно. В реальности должно быть наоборот. Следовательно, предприятие не имеет резервов повышения заработной платы без серьезных качественных изменений условий труда и существующего роста темпов производительности труда для того, чтобы они опережали рост заработной платы.
Таблица 8 - Анализ взаимосвязи производительности и оплаты труда
Показатель |
Год | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Число работающих, чел. |
73 |
56 |
54 |
50 |
52 |
Произведено на 1 работающего, тыс.руб. |
124,8 |
199,3 |
224 |
336,6 |
470,6 |
Темп роста производительности труда, % |
100 |
118,7 |
112,4 |
150,3 |
139,8 |
Оплата труда на 1 среднегодового работника, руб. |
1303 |
1828 |
2402 |
4037 |
4836 |
Темп роста оплаты труда, % |
100 |
140,3 |
131,4 |
168,1 |
119,8 |
2.3 Эффективность производства продукции
Эффективность производства является формой выражения цели производства и показывает конечный, полезный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений.
Объем производства и реализации продукции - взаимозависимые показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Таблица 9 – Эффективность производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий
Показатель |
Год | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Объем реализации продукции, т |
967 |
1002 |
960 |
1243 |
1468,4 |
Средняя цена 1 т, руб. |
10067 |
10390 |
11397 |
12578 |
13323 |
Выручка, тыс.руб. |
9734,8 |
10410,8 |
10941,2 |
15634,5 |
19563,5 |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
9675,8 |
10334,8 |
10778,2 |
15365,5 |
18910,5 |
Прибыль, тыс.руб. |
59 |
76 |
163 |
269 |
653 |
Уровень рентабельности, % |
0,6 |
0,7 |
1,5 |
1,75 |
3,45 |
Объем реализации продукции ежегодно увеличивается. Это связано с увеличением объемов выпускаемой продукции. Средняя цена 1 тонны продукции также увеличивается. Это связано, прежде всего, с инфляцией цен. Прибыль от продажи продукции возрастает. Увеличение рентабельности продукции связано, прежде всего, выгодностью ее производства для ПО «Хлебопищекомбинат».
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости производства в целом и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса.
Элементы затрат: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
Таблица 10 – Структура себестоимости производства хлеба и хлебобулочных изделий
Показатель |
Год | |||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Сырье, основные и вспомогательные материалы |
4354 |
61,9 |
4636 |
50,7 |
5764 |
45,2 |
7812 |
48,5 |
11848 |
53,6 |
Топливо, энергия на технологические цели |
256 |
3,6 |
188 |
2,1 |
472 |
3,7 |
805 |
5,1 |
1161 |
5,2 |
в том числе: |
||||||||||
топливо |
196 |
2,8 |
88 |
0,9 |
162 |
1,3 |
205 |
1,3 |
303 |
1,4 |
газ |
23 |
0,3 |
47 |
0,6 |
124 |
0,9 |
270 |
1,7 |
386 |
1,7 |
электроэнергия |
37 |
0,5 |
53 |
0,6 |
186 |
1,5 |
330 |
2,1 |
472 |
2,2 |
Прочие прямые расходы |
1223 |
17,4 |
2680 |
29,3 |
4252 |
33,3 |
4216 |
26,3 |
4984 |
22,6 |
в том числе: |
||||||||||
плата за воду |
23 |
0,3 |
40 |
0,4 |
54 |
0,4 |
61 |
0,4 |
78 |
0,4 |
ГСМ |
102 |
1,5 |
256 |
2,8 |
321 |
2,5 |
357 |
2,2 |
492 |
2,2 |
производственные работы |
49 |
0,7 |
40 |
0,5 |
57 |
0,4 |
95 |
0,6 |
102 |
0,5 |
топливо на отопление |
346 |
4,9 |
427 |
4,7 |
470 |
3,7 |
203 |
1,3 |
194 |
0,8 |
| ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
газ на отопление |
44 |
0,6 |
58 |
0,6 |
64 |
0,5 |
251 |
1,6 |
85 |
0,4 |
электроэнергия на отопление и освещение |
114 |
1,6 |
239 |
2,6 |
291 |
2,3 |
396 |
2,5 |
263 |
1,2 |
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества |
17 |
0,3 |
5 |
0,1 |
18 |
0,2 |
24 |
0,2 |
23 |
0,1 |
прочие расходы по содержанию помещений |
220 |
3,2 |
273 |
2,9 |
774 |
6,1 |
388 |
2,4 |
448 |
2,1 |
прочие расходы |
308 |
4,3 |
1342 |
14,7 |
2203 |
17,3 |
2441 |
15,2 |
3119 |
14,2 |
Общепроизводственные расходы |
148 |
2,1 |
183 |
2 |
237 |
1,8 |
332 |
2,1 |
461 |
2,1 |
Расходы по оплате труда |
939 |
13,3 |
1452 |
15,8 |
1982 |
15,5 |
2828 |
17,5 |
3541 |
16,1 |
в том числе: |
||||||||||
производственных рабочих |
191 |
2,7 |
280 |
3,1 |
395 |
3,1 |
660 |
4,2 |
715 |
3,2 |
прочих работников |
748 |
10,6 |
1172 |
12,8 |
1587 |
12,4 |
2168 |
13,5 |
2826 |
12,8 |
Налоги и сборы |
117 |
1,7 |
9 |
0,1 |
59 |
0,5 |
76 |
0,5 |
83 |
0,4 |
Итого |
7037 |
100 |
9148 |
100 |
12766 |
100 |
16069 |
100 |
22078 |
100 |