Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.

Файлы: 1 файл

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность продукта - важнейшая категория маркетинга. Конкурентоспособность товара определяется как вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов. Понятие «конкурентоспособность товара» имеет несколько близких смысловых нагрузок, а именно: 1) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности; 2) способность товара быть купленным на рынке товаров-конкурентов; 3) отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления); 4) важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальный и мировой рынки.

В маркетинге конкуренция  рассматривается как ситуация и вид маркетинговой деятельности. Предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность в условиях конкуренции как ситуации и ведет конкуренцию как вид деятельности.

Конкурентный анализ является одним из направлений маркетинговых исследований. Конкурентный анализ представлен как изучение и прогнозирование действий конкурентов, выявление их потенциальных возможностей, оценка конкурентоспособности товаров-конкурентов.

Рассмотрим на примере  ПО «Хлебопищекомбинат» в г.Агрыз  наличие конкурентных преимуществ перед производителями аналогичной продукции в данном регионе. Хлебопищекомбинат включает в себя цех по производству хлеба и хлебобулочных изделий. В настоящее время он выпускает 5 видов продукции.

Ассортимент слагается  из нескольких подгрупп товаров. Предприятие расположено в центре г. Агрыз, и основной территорией сбыта хлеба и хлебобулочной продукции является г. Агрыз и близлежащие поселки. Для лучшего проникновения на потребительский рынок, необходимо произвести его сегментацию, то есть разбить потребителей на отдельные группы, которые характеризуются одинаковыми предпочтениями и одинаковой реакцией на мероприятия комплекса маркетинга.

Основными конкурентами исследуемого «Хлебопищекомбината» являются: «Булгар Икмэк» г.Агрыз, Хлебозавод №1 г.Ижевск, Хлебозавод №2 г.Ижевск, Хлебозавод №5 г.Ижевск. Все перечисленные конкуренты поставляют свою продукцию в город Агрыз ежедневно. Продукция хлебозаводов № 1,2,5 пользуется спросом в Удмуртской Республике. Основные показатели деятельности хлебозаводов-конкурентов в 2007 году, по сравнению, с ПО «Хлебопищекомбинат» рассмотрим в таблице 13.

Таблица 13 – Основные показатели хлебозаводов-конкурентов за 2007год

Показатель

ПО "Хлебопищекомбинат" г.Агрыз

ООО "Булгар Икмэк" г.Агрыз

"Хлебозавод №1" г.Ижевск

"Хлебозавод №2" г.Ижевск

"Хлебозавод №3" г.Ижевск

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

     24807

12454

77360

176751

143354

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

23702

11652

73837

140078

130107

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1105

802

1143

11638

703

Чистая прибыль, тыс.руб.

297

113

8

323

444


 

Сравнивая показатели ПО «Хлебопищекомбинат» и ООО «Булгар  Икмэк», они выше у «Хлебопищекомбината», это связано с объемами выпуска продукции и установленными ценами на них, а также затратами на их производство.

Выручка от продажи Ижевских хлебозаводов выше в 3-7 раз. Соответственно выше себестоимость проданных товаров и прибыль от продаж.

Среди хлебозаводов №1,2,5 лидирующее место на рынке место  занимает Хлебозавод №2. Прибыль от продаж составила 11638 тыс.руб., а чистая прибыль ниже, чем на Хлебозаводе №3. Это связано с выплатой различных налогов.

Рассмотрим потребность населения в хлебе и хлебобулочных изделиях

 

Таблица 14 – Обеспечение потребности населения в хлебе и хлебобулочных изделиях

Показатель

2007 год

Численность населения в г.Агрыз, чел. 

21 200

Нормативная потребность в хлебе  на 1 человека в год, кг

130

Емкость рынка, т

2756

Фактический объем производства по Агрызу, т

2186,8

Поставка из других регионов, т

610,9

Всего поставляется хлеба и хлебобулочных  изделий на рынок, т

2797,7


 

Численность города по данным на 2007 год составила-21200 человек. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в городе Агрыз в 2007 году составило 2186,8 т. Отсюда на 1 жителя города приходится  103,2 кг хлеба, а по норме в год на душу населения требуется около 130 кг. Поэтому в город Агрыз хлеб поставляют из соседней республики.

Рассмотрим,  какую  долю рынка занимает город Агрыз  среди остальных поставщиков хлеба в таблице 15. 

 

Таблица 15 – Емкость рынка хлеба и хлебобулочных изделий

Предприятие

Показатель

Объем реализации, т

Доля рынка, %

2006 год

2007 год

2006 год

2007 год

ПО "Хлебопищекомбинат"

1257,9

1468,4

51,9

52,5

ООО "Булгар Икмэк"

568,3

718,6

23,5

25,6

Хлебозавод №1

182,3

196,4

7,5

7,1

Хлебозавод №2

204,8

209,6

8,5

7,5

Хлебозавод №5

207,4

204,9

8,6

7,3

Всего по Агрызу, т

2420,7

2797,7

100

100


 

Около 80% хлеба и хлебобулочных изделий производится местными предприятиями города- ПО «Хлебопищекомбинат» и ООО «Булгар Икмэк», остальные 20% завозятся из г. Ижевска.

Основным конкурентом  рынка является ООО «Булгар Икмэк».

Чтобы предприятию ПО «Хлебопищекомбинат» завоевать большую долю рынка хлеба и хлебобулочной продукции, на мой взгляд, следует расширить ассортимент продукции, проведя маркетинговые исследования среди жителей города, провести рекламную политику.

Проведем оценку конкурентов  предприятия и стратегического  положения «Хлебопищекомбината» на рынке. Для этого построим матрицу МакКинзи, показывающую соотношение критериев «притягательность рынка» -«преимущество предприятия в конкуренции» и дающей информацию о росте рынка и доле рынка, которую занимает каждое рассматриваемое предприятие. Для построения матрицы МакКинзи сравним отдельные характеристики конкурирующих представителей отрасли хлебобулочных изделий:

 

Таблица 16 - Матрица МакКинзи для предприятий-конкурентов отрасли хлебобулочных изделий

Наименование характеристик

Производители

ПО"Хлебопищекомбинат"

ООО"Буллгар Икмэк"

Хлебозавод №1

Хлебозавод №2

Хлебозавод №5

Качество продукта

высшее

высокое

высокое

высокое

высокое

Ассортимент

хлеб, батон

хлеб, батон,булка

хлеб,батон, булка, баранки,кондитерские изделия

хлеб,батон, булка, баранки,сушки,кондитерские изделия

хлеб,батон, булка, сушки,баранки,кондитерские изделия

Цены

ниже рыночные

рыночные

рыночные

рыночные

рыночные

Расположение производителя

г.Агрыз

г.Агрыз

г.Ижевск

г.Ижевск

г.Ижевск

Расположение поставщиков сырья

оптовые базы городов Набережные Челны, Елабуга, Ижевск

оптовые базы города Ижевск

оптовые базы города Ижевск

оптовые базы города Ижевск

оптовые базы города Ижевск


Определим привлекательность рынков хлебобулочной продукции - составляющую анализа с помощью метода МакКинзи, характеризующую среду существования предприятий, а не их деятельность.

Таблица 17 - Рыночная привлекательность хлебобулочных изделий

Критерий оценки

Удельный вес фактора, %

Качественная оценка

Оценка в баллах(1-100)

Итоговая оценка

Рост рынка

30

Возможен при расширении рынка сбыта или ухода конкурентов

80

24

Возможность для изменения цен

25

При снижении себестоимости или получении налоговых льгот

50

12,5

Сложность вступительных барьеров

10

Небольшая для вновь входящих 

20

2

Влияние потребителей

35

Потребители имеют сложившуюся приверженность к некоторым видам продукции

90

31,5

Итого:

100

-

-

70


Экспертным методом  выбираются критерии оценки отрасли, определяют их удельный вес по влиянию на рынок и дается балльная оценка этих факторов.

Используя таблицу сравнительных  характеристик, приведенную ранее, проведем балльную оценку относительных преимуществ в конкуренции для хлебобулочной продукции.

 

Таблица 18 - Относительные преимущества

Относительные преимущества в конкуренции

Удельный вес фактора,%

ПО "Хлебопищекомбинат"

ООО"Булгар Икмэк"

Хлебозавод №1

Хлебозавод №2

Хлебозавод №5

 Баллы 1-100

Общие оценки

Баллы 1-100

Общие оценки

Баллы 1-100

Общие оценки

Баллы 1-100

Общие оценки

Баллы 1-100

Общие оценки

Качество продукта

30

90

27



Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз