Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
Конкурентоспособность продукта - важнейшая категория маркетинга. Конкурентоспособность товара определяется как вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов. Понятие «конкурентоспособность товара» имеет несколько близких смысловых нагрузок, а именно: 1) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности; 2) способность товара быть купленным на рынке товаров-конкурентов; 3) отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления); 4) важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальный и мировой рынки.
В маркетинге конкуренция рассматривается как ситуация и вид маркетинговой деятельности. Предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность в условиях конкуренции как ситуации и ведет конкуренцию как вид деятельности.
Конкурентный анализ является одним из направлений маркетинговых исследований. Конкурентный анализ представлен как изучение и прогнозирование действий конкурентов, выявление их потенциальных возможностей, оценка конкурентоспособности товаров-конкурентов.
Рассмотрим на примере ПО «Хлебопищекомбинат» в г.Агрыз наличие конкурентных преимуществ перед производителями аналогичной продукции в данном регионе. Хлебопищекомбинат включает в себя цех по производству хлеба и хлебобулочных изделий. В настоящее время он выпускает 5 видов продукции.
Ассортимент слагается из нескольких подгрупп товаров. Предприятие расположено в центре г. Агрыз, и основной территорией сбыта хлеба и хлебобулочной продукции является г. Агрыз и близлежащие поселки. Для лучшего проникновения на потребительский рынок, необходимо произвести его сегментацию, то есть разбить потребителей на отдельные группы, которые характеризуются одинаковыми предпочтениями и одинаковой реакцией на мероприятия комплекса маркетинга.
Основными конкурентами исследуемого «Хлебопищекомбината» являются: «Булгар Икмэк» г.Агрыз, Хлебозавод №1 г.Ижевск, Хлебозавод №2 г.Ижевск, Хлебозавод №5 г.Ижевск. Все перечисленные конкуренты поставляют свою продукцию в город Агрыз ежедневно. Продукция хлебозаводов № 1,2,5 пользуется спросом в Удмуртской Республике. Основные показатели деятельности хлебозаводов-конкурентов в 2007 году, по сравнению, с ПО «Хлебопищекомбинат» рассмотрим в таблице 13.
Таблица 13 – Основные показатели хлебозаводов-конкурентов за 2007год
Показатель |
ПО "Хлебопищекомбинат" г.Агрыз |
ООО "Булгар Икмэк" г.Агрыз |
"Хлебозавод №1" г.Ижевск |
"Хлебозавод №2" г.Ижевск |
"Хлебозавод №3" г.Ижевск |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
24807 |
12454 |
77360 |
176751 |
143354 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
23702 |
11652 |
73837 |
140078 |
130107 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1105 |
802 |
1143 |
11638 |
703 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
297 |
113 |
8 |
323 |
444 |
Сравнивая показатели ПО
«Хлебопищекомбинат» и ООО «
Выручка от продажи Ижевских хлебозаводов выше в 3-7 раз. Соответственно выше себестоимость проданных товаров и прибыль от продаж.
Среди хлебозаводов №1,2,5 лидирующее место на рынке место занимает Хлебозавод №2. Прибыль от продаж составила 11638 тыс.руб., а чистая прибыль ниже, чем на Хлебозаводе №3. Это связано с выплатой различных налогов.
Рассмотрим потребность населения в хлебе и хлебобулочных изделиях
Таблица 14 – Обеспечение потребности населения в хлебе и хлебобулочных изделиях
Показатель |
2007 год |
Численность населения в г.Агрыз, чел. |
21 200 |
Нормативная потребность в хлебе на 1 человека в год, кг |
130 |
Емкость рынка, т |
2756 |
Фактический объем производства по Агрызу, т |
2186,8 |
Поставка из других регионов, т |
610,9 |
Всего поставляется хлеба и хлебобулочных изделий на рынок, т |
2797,7 |
Численность города по данным на 2007 год составила-21200 человек. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в городе Агрыз в 2007 году составило 2186,8 т. Отсюда на 1 жителя города приходится 103,2 кг хлеба, а по норме в год на душу населения требуется около 130 кг. Поэтому в город Агрыз хлеб поставляют из соседней республики.
Рассмотрим, какую долю рынка занимает город Агрыз среди остальных поставщиков хлеба в таблице 15.
Таблица 15 – Емкость рынка хлеба и хлебобулочных изделий
Предприятие |
Показатель | |||
Объем реализации, т |
Доля рынка, % | |||
2006 год |
2007 год |
2006 год |
2007 год | |
ПО "Хлебопищекомбинат" |
1257,9 |
1468,4 |
51,9 |
52,5 |
ООО "Булгар Икмэк" |
568,3 |
718,6 |
23,5 |
25,6 |
Хлебозавод №1 |
182,3 |
196,4 |
7,5 |
7,1 |
Хлебозавод №2 |
204,8 |
209,6 |
8,5 |
7,5 |
Хлебозавод №5 |
207,4 |
204,9 |
8,6 |
7,3 |
Всего по Агрызу, т |
2420,7 |
2797,7 |
100 |
100 |
Около 80% хлеба и хлебобулочных изделий производится местными предприятиями города- ПО «Хлебопищекомбинат» и ООО «Булгар Икмэк», остальные 20% завозятся из г. Ижевска.
Основным конкурентом рынка является ООО «Булгар Икмэк».
Чтобы предприятию ПО «Хлебопищекомбинат» завоевать большую долю рынка хлеба и хлебобулочной продукции, на мой взгляд, следует расширить ассортимент продукции, проведя маркетинговые исследования среди жителей города, провести рекламную политику.
Проведем оценку конкурентов предприятия и стратегического положения «Хлебопищекомбината» на рынке. Для этого построим матрицу МакКинзи, показывающую соотношение критериев «притягательность рынка» -«преимущество предприятия в конкуренции» и дающей информацию о росте рынка и доле рынка, которую занимает каждое рассматриваемое предприятие. Для построения матрицы МакКинзи сравним отдельные характеристики конкурирующих представителей отрасли хлебобулочных изделий:
Таблица 16 - Матрица МакКинзи для предприятий-конкурентов отрасли хлебобулочных изделий
Наименование характеристик |
Производители | ||||
ПО"Хлебопищекомбинат" |
ООО"Буллгар Икмэк" |
Хлебозавод №1 |
Хлебозавод №2 |
Хлебозавод №5 | |
Качество продукта |
высшее |
высокое |
высокое |
высокое |
высокое |
Ассортимент |
хлеб, батон |
хлеб, батон,булка |
хлеб,батон, булка, баранки,кондитерские изделия |
хлеб,батон, булка, баранки,сушки,кондитерские изделия |
хлеб,батон, булка, сушки,баранки,кондитерские изделия |
Цены |
ниже рыночные |
рыночные |
рыночные |
рыночные |
рыночные |
Расположение производителя |
г.Агрыз |
г.Агрыз |
г.Ижевск |
г.Ижевск |
г.Ижевск |
Расположение поставщиков сырья |
оптовые базы городов Набережные Челны, Елабуга, Ижевск |
оптовые базы города Ижевск |
оптовые базы города Ижевск |
оптовые базы города Ижевск |
оптовые базы города Ижевск |
Определим привлекательность рынков хлебобулочной продукции - составляющую анализа с помощью метода МакКинзи, характеризующую среду существования предприятий, а не их деятельность.
Таблица 17 - Рыночная привлекательность хлебобулочных изделий
Критерий оценки |
Удельный вес фактора, % |
Качественная оценка |
Оценка в баллах(1-100) |
Итоговая оценка |
Рост рынка |
30 |
Возможен при расширении рынка сбыта или ухода конкурентов |
80 |
24 |
Возможность для изменения цен |
25 |
При снижении себестоимости или получении налоговых льгот |
50 |
12,5 |
Сложность вступительных барьеров |
10 |
Небольшая для вновь входящих |
20 |
2 |
Влияние потребителей |
35 |
Потребители имеют сложившуюся приверженность к некоторым видам продукции |
90 |
31,5 |
Итого: |
100 |
- |
- |
70 |
Экспертным методом выбираются критерии оценки отрасли, определяют их удельный вес по влиянию на рынок и дается балльная оценка этих факторов.
Используя таблицу сравнительных характеристик, приведенную ранее, проведем балльную оценку относительных преимуществ в конкуренции для хлебобулочной продукции.
Таблица 18 - Относительные преимущества
Относительные преимущества в конкуренции |
Удельный вес фактора,% |
ПО "Хлебопищекомбинат" |
ООО"Булгар Икмэк" |
Хлебозавод №1 |
Хлебозавод №2 |
Хлебозавод №5 | |||||
Баллы 1-100 |
Общие оценки |
Баллы 1-100 |
Общие оценки |
Баллы 1-100 |
Общие оценки |
Баллы 1-100 |
Общие оценки |
Баллы 1-100 |
Общие оценки | ||
Качество продукта |
30 |
90 |
27 |