Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат» города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
В целом, анализируя производство «Хлебопищекомбината», можно сказать, что ассортимент выпускаемой продукции недостаточно диверсифицирован. Так, в хлебобулочном цехе выпускается 5 видов изделий, а именно: хлеб Дарницкий формовой 0,7 кг, хлеб пшеничный 1сорта 0,6 кг, батон нарезной в/с 0,4 кг, хлеб подовой 0,7 кг, любительские изделия в/с 0,2 кг. На предприятии имеется оборудование для приготовления сушек, но в настоящее время оно находится в нерабочем состоянии, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
Конкуренция у предприятия высокая. Основными конкурентами являются: Хлебозавод «Булгар Икмэк» г. Агрыз, Хлебозавод №1 г.Ижевск, Хлебозавод №2 г.Ижевск, Хлебозавод №5 г.Ижевск.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ПО «Хлебопищекомбинат» в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия
Показатель |
Год |
Темп роста 2007 к 2003 году, % | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Производственная площадь, м |
842,1 |
842,1 |
842,1 |
842,1 |
842,1 |
100 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
5912 |
12148 |
13553 |
18017 |
24807 |
419,6 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
5748 |
11414 |
12784 |
17519 |
23702 |
412,4 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
164 |
734 |
769 |
498 |
1105 |
673,8 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
73 |
56 |
54 |
50 |
52 |
71,2 |
Стоимость основных фондов, тыс.руб. |
3372 |
4848 |
5985 |
6638 |
8927 |
264,7 |
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
1113 |
1017 |
704 |
994 |
1275 |
114,5 |
Уровень рентабельности, % |
2,8 |
6,4 |
6 |
2,8 |
4,6 |
- |
На протяжении исследуемого периода ПО «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз получает прибыль от продажи своей продукции. Наблюдается тенденция увеличения суммы прибыли 2003 г. –164тыс. руб., 2007 г. – 1105тыс. руб. Это происходит по той причине, что выручка от продажи продукции (работ, услуг) возрастает с каждым годом. Среднесписочная численность работников уменьшилось на 33,4 %.
В динамике стоимости
оборотных средств также
Основные средства – средства труда участвующие во многих производственных циклах, вещественно не входящие в состав продукции, не изменяющие своей натуральной формы и переносящие стоимость на вновь созданную продукцию в виде амортизационных отчислений. Срок службы основных средств больше одного года. Стоимость зависит от динамики рыночных цен. Рассмотрим группы основных средств на примере таблицы 2.
Таблица 2 - Состав и структура основных фондов предприятия
Показатель |
Год | |||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Здания |
5456 |
94,2 |
6368 |
94,5 |
7449,5 |
87,9 |
7874 |
84,3 |
8608 |
78,6 |
Машины и оборудование |
270 |
4,6 |
310 |
4,6 |
918,5 |
10,9 |
1346 |
14,4 |
2146 |
19,6 |
Транспортные средства |
69 |
1,2 |
62 |
0,9 |
99 |
1,2 |
115 |
1,3 |
199,5 |
1,8 |
Итого |
5795 |
100 |
6740 |
100 |
8467 |
100 |
9335 |
100 |
10953,5 |
100 |
Основные средства предприятия делятся на активные и пассивные. Те фонды, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе, относят к активной части основных фондов. Это машины и оборудования, транспортные средства. Другие, которые обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса, относят к пассивной части основных фондов. Это здания, сооружения и передаточные устройства. Наибольшая часть основных фондов приходится на здания и на машины и оборудования. Пассивная часть основных фондов ежегодно возрастает. Этот рост возможен при переходе на выпуск такой продукции, которая требует особых условий производства (напр.: по чистоте, влажности, температуре воздуха), что резко увеличивает затраты на строительство новых производственных зданий. Рост также может произойти за счет крупных капиталовложений в реконструкцию старых зданий.
За период с 2003-2007г увеличивается и активная часть. Рост этой части связан с увеличением выпуска продукции и улучшением деятельности предприятия.
Немаловажную роль в производстве играют оборотные средства. Оборотные средства – предметы труда участвующие в производстве в течение одного производственного цикла вещественно – входящие в состав производственной продукции. Оборотные средства переносят свою стоимость на продукцию полностью в текущем периоде и частично утрачивают материально – вещественную форму. Оборотные средства состоят из двух частей 1)оборотные фонды, 2)фонды обращения. Состав и структура оборотных средств представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Состав и структура оборотных средств предприятия
Показатель |
Год | |||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Оборотные фонды, всего: |
1105 |
93 |
1008 |
91 |
695 |
71,5 |
954 |
84 |
1270 |
79,2 |
в том числе: |
||||||||||
сырье и материалы |
1105 |
93 |
1008 |
91 |
695 |
71,5 |
954 |
84 |
1270 |
79,2 |
Фонды обращения, всего: |
84 |
7,1 |
106 |
9,5 |
277 |
28,5 |
187 |
16 |
333 |
20,8 |
в том числе: |
||||||||||
готовая продукция |
8 |
0,7 |
9 |
0,8 |
9 |
0,9 |
40 |
3,5 |
5 |
0,3 |
дебиторская задолженность |
72 |
6,1 |
97 |
8,7 |
223 |
22,9 |
143 |
13 |
208 |
12,9 |
денежные средства |
4 |
0,3 |
- |
- |
45 |
4,7 |
4 |
0,4 |
120 |
7,6 |
Оборотные средства, всего |
1189 |
100 |
1114 |
100 |
972 |
100 |
1141 |
100 |
1603 |
100 |
Оборотные средства являются важнейшим ресурсом в обеспечении производства и реализации продукции. В процессе деятельности предприятие нуждается в денежных средствах, необходимых для изготовления продукции, закупки сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д., а затем в средствах, которые требуются на ее реализацию.
Значительную часть оборотных средств, как и должно быть, составляют оборотные фонды примерно около 85% (от оборотных средств). Оборотные фонды представлены в свою очередь сырьем и материалами. Нужно отметить, что данный показатель увеличился с 2003-2007 год на 165 тыс. руб., что составило 14,9%.
Фонды обращения в данном случае составляют меньшую часть от оборотных средств, чем оборотные фонды. Это могло быть связано со скоростью оборота оборотных средств, объемом производства, технологией и организацией производства, условиями снабжения и сбыта, специализацией предприятия и другими факторами.
Для того чтобы определить эффективность использования производственных фондов применяются различные показатели.
Таблица 4 - Наличие и эффективность использования производственных
фондов
Показатель |
Год |
Темп роста 2007 к 2003году,% | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Фондооснащенность, тыс.руб. |
4,1 |
5,7 |
7,1 |
7,8 |
10,6 |
2,6 |
Фондовооруженность, тыс.руб. |
45 |
66 |
107 |
123 |
178 |
395,5 |
Фондоотдача |
1,7 |
2,5 |
2,3 |
2,7 |
2,8 |
164,7 |
Фондоемкость |
0,57 |
0,39 |
0,44 |
0,37 |
0,36 |
63,2 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
5,3 |
11,9 |
19,2 |
18,2 |
19,4 |
366,1 |
Продолжительность оборота оборотных средств, днях |
68 |
30 |
19 |
20 |
19 |
28 |
Анализ использования основных средств проводится по следующим направлениям: 1) анализ динамики и наличия; 2) анализ структуры основных средств; 3) анализ движения и качественного состава основных средств (коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент износа).
Для определения эффективности
использования оборотных
Показатель фондовооружённости в 2007 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 133 тыс.руб., что связано с увеличением стоимости ОПФ.
Фондооснащённость показывает оснащенность предприятия основными средствами на м ежегодно возрастает, что является положительным результатом.
Показатель фондоотдачи
на протяжении анализируемого периода
имеет тенденцию увеличения, что
является положительным результатом,
так как фондоотдача показывает
Что касается оборотных средств, то наблюдается повышение коэффициента оборачиваемости на 14,1, то есть количество оборотов увеличивается, соответственно их продолжительность уменьшается, что является благоприятной тенденцией для организации торговли. Продолжительность оборота оборотных средств из года в год снижается, что приводит к ускорению оборачиваемости, то есть затраты которые были связаны с производством оправдаются за меньший срок.
На повышение эффективности деятельности предприятия, в том числе маркетинговой существенное влияние оказывает рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, что отражается в оптимизации ассортимента выпускаемой продукции.
Ассортимент представляет собой совокупность результатов деятельности производственных, торговых и обслуживающих предприятий, в него входят как самостоятельно изготовленные, так и приобретенные материальные и нематериальные блага. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей. Ассортимент должен быть ориентирован на материал или происхождение товара, на определенный уровень цен, на целевого потребителя или круг проблем, на тип обслуживания.
Ассортимент магазина, на наш взгляд способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение