Совершенствование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении содержания маркетинговой деятельности, оценки эффективности и поиске путей совершенствования текущей маркетинговой деятельности современного промышленного предприятия. Необходимость внедрения маркетингового подхода на предприятии уже сама по себе является важной, заслуживающей тщательного изучения проблемой. Еще более актуальным представляется изучение проблемы совершенствования маркетинговой деятельности фирмы. Основными задачами, решаемыми в ходе работы, являются:
– определение сущности маркетинга и маркетинговой деятельности ;
– выявление основных направлений маркетинговой деятельности промышленного предприятия;
– анализ использования различных инструментов маркетинга в деятельности предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД «САМКО»
2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД «САМКО»
2.1 Анализ основных экономических показателей
2.2 Анализ рынка пивоваренной продукции
2.3 Анализ конкурентов и конкурентоспособности фирмы «Самко»
2.4 Анализ целевой аудитории компании
3. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАРКЕТИНГА
3.1 Оценка конкурентоспособности продукции
3.2 Разработка маркетинговой стратегии предприятия
3.2. Создание рекламного продукта ООО «Пивоваренный завод «Самко»
3.2.1 Цели рекламной деятельности
3.2.2 Средства распространения рекламы и их носители
3.2.3 Создание непосредственно рекламы
3.3. Стратегии ценообразования с ориентацией на конкуренцию
3.3.1 Метод следования за рыночными ценами
3.3.2 Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен
4. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
4.1 Предложение мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии и их обоснование
4.2 Расчет основных затрат на внедрение предложенных мероприятий
4.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

160.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая увеличение спроса на «живое» пиво, рассчитанное на прямые поставки от производителя в заведения формата HORECA, предполагается увеличить долю on-trade в объемах производства до 30–35%. В планах при поддержке Правительства Пензы за три года построить собственную сеть спортивных баров в городе (в перспективах и в Пензенской области).

Объем произведенной продукции вырос на 531590 тыс. руб. – темп роста составил 117%.

Себестоимость – совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции за исследуемый период претерпела положительные изменения, т.е. снижение на 31833 тыс. руб. (темп роста = 99%), это объясняется оснащением производства новым оборудование и технологиями – увеличением среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 4%. Т.о. при увеличении объемов производства каждый процент снижения себестоимости обеспечивает все возрастающую сумму экономии.

Чем ниже себестоимость, тем соответственно ниже затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2008–2010 гг., т.е. больше прибыли от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции (темп прироста в 115%).

Среднесписочная численность составляет 356, 388, 374 чел. за 2008, 2009, 2010 гг. соответственно, т.е. небольшая текучесть кадров. Фонд оплаты труда вырос до 41163 тыс. руб. Производительность труда увеличилась до 978 тыс. руб./чел., т. е. возросла на 99 тыс. руб./чел., что напрямую связано с увеличением объема произведенной продукции и малой текучестью кадров в исследуемом периоде. В связи с такой динамикой экономических показателей на предприятии «Самко» выросли зарплаты. Фондоотдача выросла на 14%, т.о. фондоемкость снизилась на 12% в период с 2008 по 2010 гг.

Итак, анализ показал, что в целом динамика развития предприятия положительна и отражает реальную ситуацию, как на производстве, так и на рынке.

 

2.2 Анализ рынка пивоваренной продукции

маркетинговый конкурентоспособность рынок целевой

Пивоваренная отрасль в России, в частности в Поволжском регионе, является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения, обострение конкуренции обусловили высокую положительную динамику отрасли в последние годы.

Пивоваренная промышленность Пензенской области отличается высоким уровнем концентрации производства и капитала. Всего в отрасли по России насчитывается чуть более 300 предприятий, и это число постоянно уменьшается, но на семерку крупнейших производителей приходится около 75% рынка. В крае число пивоваренных компаний колеблется в районе 15 предприятий.

Рынок является олигополистическим, т.е. производство пива поделено между несколькими крупными производителями. В настоящее время новая фирма практически не имеет шансов выдержать конкуренцию на пивном рынке России.

Ситуацию в отрасли и на рынке пива нельзя назвать стабильной уже в течение трех лет. После динамичного развития в 2007-2008 гг., в 2009 году производство и потребление пива фактически перешли к стагнации. Проблемы возникали одна за другой в течение всего прошлого года. В частности, постепенному переходу к умеренным темпам развития рынка помешали резкий рост отпускных цен производителей (у которого было несколько объективных причин), плохая погода и экономический кризис.

Сокращение пивного рынка усугублялось экономическими проблемами, в частности, дебиторской задолженностью.

Тенденцией в экономике отрасли, очевидно, станет сокращение инвестиций в основной капитал. В условиях остановки роста рынка и кризиса пока не предвидится новых масштабных проектов.

В 2009 году объем российского рынка пива практически не изменился. Основной причиной этому послужило относительно холодное лето. Экономический кризис, начавшийся в сентябре, не сильно затронул рынок в силу его сезонности (основные продажи пива приходятся на период май-сентябрь). В денежном выражении рынок вырос на скромные 15% (в 2008 году рост составил 20%) . Но в 2010 году влияние экономического кризиса все-таки дало о себе знать.

В условиях сокращения доходов потребители вынуждены экономить. И, прежде всего, это относится к продуктам не первой необходимости, в частности, пиву. В 2011 году ожидается рост рынка пива не более чем на 2% в натуральном выражении, и это лишь при условии, что погода будет благоприятна для пивоваров. Не исключается возможность, что по итогам 2010 года впервые может произойти падение объемов пивного рынка, если в этом году лето будет прохладным. В денежном выражении ожидается также рекордно низкий прирост - порядка 7%. Здесь сыграет свою роль переключение потребителей на более дешевые сорта пива.

Рынок постепенно насыщается, объемы продаж все ближе приближаются к своему максимальному значению. «В 2011 году рост российского пивного рынка может немного замедлиться из-за повышения акцизов, но это не станет определяющим фактором на долгосрочную перспективу, - сказал «Финансовым Известиям» аналитик фирмы Canadean Кевин Бэйкер, - Сейчас россияне пьют в среднем по 43.1 литра пива в год. В Москве и Петербурге этот показатель выше - более 50 литров».

ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» провёл мониторинг который показал, что на российском рынке представлена продукция множества компаний, в том числе отечественные, лицензионные и импортируемые марки (в скобках указана доля рынка, которое занимает предприятие):

-         Baltic Brewing Holding (15%)

  • Sun Interbrew (12,5%)
  • Пивоварни Heineken" (5%)
  • SAB Miller
  • Efes Brewing Group
  • ОАО «Красный Восток» (8%)
  • ОАО «Ярпиво» (10-12%)
  • ОАО «Вена»
  • ОАО «Амстар» (1,5%)
  • ОАО «Пивоварни Ивана Таранова»(4%)
  • ООО «Пивоваренный завод «Самко» (3%)
  • ОАО «Афанасий-пиво» (менее 1%)
  • Чебоксарский пивоваренный завод
  • ОАО «ПивоВар», г. Арзамас
  • ЗАО «Волга-Инвест», г. Н.Новгород
  • ЗАО «Лысковский», г. Лысково

 

2.3 Анализ конкурентов и конкурентоспособности фирмы «Самко»

 

Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.

Главными конкурентами Самко по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как:

1. Baltic Brewing Holding первый в России производитель пива, с рыночной долей 15% и вторая компания в Европе, обогнавшая нидерландскую компанию «Amstel» и уступающая лишь компании «Heineken» (Нидерланды). Сейчас эта компания расширяет свои мощности и планирует занять 25% пивного рынка России. Имея самую современную в России производственную базу, «Балтика» активно инвестирует в предприятия, которые позволят снизить себестоимость продукции (например, в собственное предприятие по производству солода).

2. Компания "Sun Interbrew" - это стратегический альянс бельгийской компании "Interbrew", одной из крупнейших пивоваренных компаний в мире, работающей на Украине с 1996 года и в России с 1998 года, и фирмы "Sun Brewing", представленной на этом рынке с 1992 года. Сейчас этот холдинг имеет 8 заводов в России и три на Украине. "Sun Interbrew" является одной из ведущих пивоваренных компаний в России и на Украине. Сейчас доля этой компании в производстве пива на территории России составляет 12,5% и она занимает второе место после «Балтики» по продаже пива в стране.

3. "Пивоварня Heineken" - бывшая компания "Bravo International". Heineken - это международная компания занимающая самую высокую долю пивной рынка в Европе. В России же при покупке компании "Bravo International" она получила 5% российского рынка. «Амстар» - пивоваренная компания в городе Уфа. Доля этой компании на российском рынке пива составляет 1,5%. Сейчас к этому заводу проявляет интерес холдинг Efes Brewing Group и в ближайшее время он перейдет в его владения.

Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности.

Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.

Основными конкурентами пива, производимого ООО «Пивоваренный завод «Самко» являются такие крупные как Baltic Brewing Holding, Sun Interbrew, Heineken.

На основании этого был проведён анализ конкурентоспособности фирмы Самко (см. таблица 2).

Таблица 2 - Анализ конкурентоспособности фирмы Самко

Переменные маркетинга

Самко

Baltic Brewing Holding

Sun Interbrew

Heineken

качество товара

10

10

9

9

разнообразие ассортимента

9

8

9

9

престижность торговой марки

9

9

7

9

стиль, дизайн

7

9

8

9

рыночная доля

6

10

9

8

уровень цен

10

10

10

10

объём продаж по разным каналам сбыта

7

10

8

9

численный состав сотрудников  сбытовых служб

8

10

9

9

торговые представители

7

10

10

9

дилеры, маклеры, дистрибьюторы

7

10

9

8

уровень квалификации персонала

10

10

10

10

эффективность работы каналов  сбыта

6

10

9

8

бюджет рекламной деятельности

9

10

8

10

средства рекламы

7

9

9

10

используемые СМИ

8

10

10

9

презентации

8

8

8

8

предоставление бесплатных образцов

5

8

6

7

выставки, ярмарки, спонсорство

8

9

10

7


По данным таблицы можно видеть как фирмы борются за влияние на рынке, какими методами они стараются завладеть потребителем и какими средствами они для этого располагают.

Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности Самко

 

Данная диаграмма демонстрирует преимущества фирмы Самко в производстве пива, по сравнению с фирмами-конкурентами. ООО «Пивоваренный завод «Самко» лидирует в качестве товара, так как они располагают уникальными технологиями фильтрации пива и высококачественным оборудованием. Также разнообразие ассортимента очень велико, так как маркетологи компании постоянно выпускают новые товары на рынок. ООО «Пивоваренный завод «Самко» жестко конкурирует по объемам продаж с компанией Балтика. Как уже было сказано, компания Самко неоднократно участвовала в различных выставках и становилась победителем в различных конкурсах.

2.4 Анализ целевой аудитории компании

 

В основе сегментации лежит попытка понять покупательское поведение и покупательские привычки потребителей, изучить их социально-демографическую структуру.

В России довольно распространено мнение, что производителю без всяких исследований понятно, что производить и как продавать. В определенной мере это пока еще действительно так: что пользуется спросом, то и предлагается рынку. Однако в условиях возрастающей конкуренции необходимо не просто реагировать на спрос, но и предугадывать потребности потенциальных покупателей. Понимание особенностей их поведения лежит в основе стратегических маркетинговых решений, связанных с формированием ассортимента, установлением цен, выбором методов продажи и средств продвижения.

Известная российская исследовательская фирма, Фонд «Общественное мнение» использует стабильную, оперативную и хорошо отлаженную технологию регулярного изучения рынка пива. По данным её исследования можно отметить тот факт, что на сегодняшний день в России сложилась определенная культура потребления пива. Основными факторами, оказывающими влияние на выбор пива, являются качество и традиции. 66% респондентов отметили, что они предпочитают российские марки пива. 63% ответивших указали на удовлетворенность ценой на российские марки пива (фактор цены оказался незначимым). 46% респондентов, предпочитающих пиво российского производства, стали бы потреблять его чаще при условии снижении цены. Пиво иностранного производства предпочитается респондентами из-за высокого качества. 51% респондентов считают, что пиво является полезным для здоровья продуктом. 58% - употребляют пиво после работы. 70% респондентов считают: пиво - это напиток, который лучше пить в компании. Мужчины гораздо чаще потребляют пиво. 56% мужчин отметили, что потребляют пиво каждый день или несколько раз в неделю, в то время как среди женщин процент составляет 27%.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности