Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа
Цель: разработка мероприятий по совершенствованию системы сбыта и стимулирования.
Рассмотрены теоретические аспекты управления системой сбыта и стимулирования сбыта. Дан анализ характеристики объекта работы, проанализированы основные экономические показатели деятельности предприятия и службы маркетинга. Исследованы конкуренты и потребители комбината. Изучена система стимулирование сбыта и оценка эффективности сбытовой деятельности.
Предложены мероприятия стимулирования сбыта для повышения эффективности функционирования предприятия и организации прямого сбыта. Проведен расчет экономической эффективности от их реализации.
Введение …………………………………………………………………...
5
1
Теоретические аспекты управления системой сбыта и стимулирования сбыта …………………………………………..….
7
1.1 Понятие сбыта и сбытовой политики ……………………………
7
1.2 Формирование эффективной системы сбыта и
стимулирования ...............................................................................
9
1.3 Стимулирование сбыта: понятие и средства ……………..….......
14
2
Анализ характеристики предприятия ЗАО "Кореновский молочно-консервный комбинат", внешней среды, системы сбыта и стимулирования предприятия 21
18
2.1 Анализ характеристики предприятия ……………………………
18
2.2 Анализ основных показателей деятельности комбината и
службы маркетинга ………………………………………………..
20
2.3 Анализ потребителей, конкурентов, системы сбыта и
стимулирования клиентов ………………………………………..
25
3
Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики и системы стимулирования сбыта ЗАО «Кореновский молочно-консервный завод» ……………………..
36
3.1 Мероприятия прямого сбыта ……………………………………..
36
3.2 Мероприятия по стимулированию сбыта ………………………..
39
3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий …
41
Заключение ………………………………………………………………….
43
Список использованных источников ……………………………………
Таким образом, рынок сбыта молочных продуктов в Краснодарском крае насыщен значительно, однако ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» не входит в тройку лидеров рынка.
В целом можно сказать,
что предприятие занимает
В результате проведенного анализа того, чем движим конкурент, что, он делает, и что он способен делать, составляется представление о том, как он будет вести себя в конкурентной борьбе. Для того чтобы составить профиль его конкурентного поведения рассматриваются следующие вопросы:
– доволен ли конкурент своим существующим положением в конкурентной среде или нет;
– в чем уязвим конкурент;
– какие конкурентные действия вызовут самое сильное и наиболее эффективное возмездие со стороны конкурента.
Данная методика приводится в книге Виханского О.С. «Стратегическое управление». Очень близка к ней по содержанию, но несколько отличается по инструментам и подходам к исследованию методика, приводимая Ф. Котлером в книге «Маркетинг. Менеджмент».
Пункты анализа в ней следующие:
– определение стратегии конкурентов;
– определение целей конкурентов;
– оценка их сильных и слабых сторон.
Составим профиль конкурентов ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов (таблица 2.5).
Т а б л и ц а 2.5 – Классификация конкурентов по ключевым факторам успеха
Потребность клиента |
Кореновский молочно-консервный комбинат |
Карат |
Авокадо |
Калория |
Коноковский молочный завод №1 |
Качество продукта |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Исключительность |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Цены |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Ассортимент |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Обслуживание |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Надежность |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Вкусовые качества |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Информированность покупателя |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Эстетический фактор |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Гарантия |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Оценки уровня удовлетворения потребностей клиентов:
5 – очень высокий;
4 – высокий
3 – средний
2 – низкий
1 – очень низкий.
Таким образом,
основными конкурентными
В 2004-2011 гг. году на рынок молочных продуктов Краснодарского края пришло много новых конкурентов, в связи с чем требуется постоянно усиливать конкурентные преимущества услуг и повышать их качество.
Конкурентными преимуществами ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» являются:
Теперь, проведем анализ сбытовой деятельности и стимулирования сбыта клиентов.
Предприятие располагает стационарным складом, с которого и отгружает свою продукцию оптовым покупателям. Розничные покупатели приобретают продукцию через магазин. Торговля через стационарный склад осуществляется по товарным накладным с применением счетов-фактур. Правом подписи счетов-фактур наделены следующие категории работников:
Реализация товаров осуществляется за наличный и безналичный расчет. Оплата осуществляется 3 способами: предоплата 100%, в момент отгрузки продукции, а также с отсрочкой платежа сроком на 7 дней. Реализация товаров на предприятии регулируется договорами: купли-продажи, поставки, перевозки. Договора заключаются с каждым клиентом.
Основной метод стимулирования клиентов, используемый на предприятии – предоставление различных скидок, как правило, в зависимости от объема закупаемой продукции. Клиенты предприятия пользуются сервисным пакетом, в который входят.
Предприятие ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» осуществляет рекламу следующим образом:
Непосредственно сбытовую деятельность сотрудников предприятия можно разделить на две части.
1. «Пассивный» сбыт – работа с клиентами, которые обратились в фирму. «Пассивным» сбытом занимаются продавцы в магазине. В основном потенциальные покупатели связываются с предприятием по телефону. Работа продавцов, кроме непосредственно продаж, может состоять в следующем:
2. «Активный» сбыт – поиск и привлечение новых клиентов. Им занимаются менеджеры. «Активный» сбыт включает в себя следующие действия:
Менеджеры следят за оплатой счетов, выставленных клиентам и, после поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролируют и координируют процесс отправки продукции. При продаже товара с отсрочкой платежа они следят за сроками оплаты и наличием или отсутствием дебиторской задолженности. Также менеджеры отбирают и анализируют различные варианты рекламы. При этом в их должностные обязанности входит следующее:
Окончательный выбор видов и способов рекламы осуществляет генеральный директор. Он также принимает решение о конкретном исполнителе и координаторе данного варианта рекламы. (Например, он может доверить разработку рекламного модуля для справочника рекламному агентству, а одному из менеджеров поручить координировать и контролировать этот процесс).
Разработка и создание рекламных модулей, как правило, осуществляется непосредственно рекламными агентствами или сотрудниками СМИ, куда дается реклама.
План работы предприятия по сбытовой деятельности разрабатывается ежеквартально на совещании, в котором участвуют директор предприятия и менеджеры. На этом совещании также анализируется работа за прошедший квартал. При подведении итогов деятельности предприятия происходит обсуждение следующих вопросов:
К сожалению, составление сбытовых прогнозов на предприятии не практикуется, хотя при разработке плана маркетинговых мероприятий в какой-то мере учитывается состояние внутренней и внешней среды фирмы, а именно:
Ежемесячно
менеджеры предоставляют
Рассмотрим каналы распределения продукции ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат».
При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.
Прямые каналы распределения (канал нулевого уровня): предприятие имеет два собственных фирменных магазина (розничная торговля) – один при предприятии, второй в районе города.
Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал): доставка продукции в магазины (розничная торговля) города осуществляется кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукции осуществляют водители отдела сбыта. Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):
- оптовые (крупно-мелкооптовые) предприятия (независимые посредники) города, области и других областей приобретают продукцию самовывозом на предприятии;
- доставка продукции оптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.
Схема каналов товародвижения представлена на рисунке 2.2.
магазины города (доставка)
частные предприниматели
самовывоз
Рисунок 2.2 – Схема каналов распределения
Как видно из представленной схемы предприятие использует различные каналы товародвижения. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города (без оплаты транспортных расходов) и др.).
При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).