Совершенствование управления деятельности маркетинговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в связи с развитием рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Маркетинговая концепция управления предприятием 6
1.2 Основные типы маркетинговых служб 13
1.3 Основные требования к построению маркетинговых служб 21
1.4 Аспекты маркетинга во внешнеэкономической деятельности 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ШПАРМАНН» 28
2.1 Общая характеристика предприятия и его показатели 28
2.2 Анализ рынка транспортных услуг 44
2.3 Анализ недостатков маркетинговой деятельности ООО «Шпарманн» 52
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ООО «ШПАРМАНН» 57
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию 57
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

Sovershenstvovanie_upravlenija_dejatelqnostqju_marketingovojj_sluzhby_v_OOO_Shparmann-2.docx

— 340.69 Кб (Скачать файл)

Для осуществления  вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого в сущности и зависит эффективность  проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые  включают производителей и организации  обслуживания, оптовые и розничные  торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность  за выполнение маркетинговых функций  может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в  большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться4.

Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением  товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.

Рынок, на котором действуют субъекты маркетинга, можно разделить на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную  продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким  образом, маркетинг в главной  мере выгоден и продавцам и  покупателям товара.

Однако  прежде чем устанавливать контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:

- заинтересована  ли в этом другая сторона;

- имеются  ли технические средства связи  (телефон, телефакс) и лицо, ответственное  за связь. 

Связь и  деловое общение с действительными  и потенциальными партнерами - важнейшая  часть маркетинга.

Очевидно, что тип маркетинга определяет и  способ управления им. Управление маркетингом, по определению Ф. Котлера — это  анализ, планирование, претворение  в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п5.

Задача  управления маркетингом заключается  в воздействии на уровень, время  и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом — это управление спросом. Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе которых коммерческие организации осуществляют свою маркетинговую деятельность.

1) концепция  совершенствования производства;

2) концепция  совершенствования товара;

3) концепция  интенсификации коммерческих усилий;

4) концепция  маркетинга;

5) концепция  социально-этичного маркетинга.

Использование каждой из них обязательно и, в первую очередь, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом.

Далее кратко рассмотрим сущность названных ранее  концепций управления маркетингом.

1. Производственная  концепция, или концепция совершенствования производства. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное или крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий6. К основным предпосылкам существования этой концепции управления маркетинговой деятельности можно отнести следующие:

а) большая  часть реальных и потенциальных  потребителей имеют невысокие доходы;

б) спрос  равен или немного превышает предложение;

в) происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей  доли рынка.

2. Основная  идея концепции совершенствования  товара состоит в ориентации  потребителей на те или иные  товары или услуги, которые по  техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а, следовательно, и цены. К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие:

а) инфляция;

б) монополистические  ограничения рынка;

в) быстрый  моральный износ товаров.

3. Сбытовая  концепция, или концепция интенсификации  коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.

Следует иметь в виду, что на практике реализация сбытовой концепции связана  с навязыванием покупки, причем продавец стремится во что бы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. Концепция сбыта может быть эффективной в течение длительного времени, что объясняется следующими причинами:

а) многие покупатели считают, что они в  состоянии защитить свои интересы;

б) покупатели, неудовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности и едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы; в) всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей.

4. Концепция маркетинга. Эта концепция приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. Разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга состоит в следующем: деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей.

Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как «суверенитет потребителя», когда решение о  том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями. Эту истину можно  выразить в очередном определении маркетинга: маркетинг - это любовь к ближнему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли7.

5. Социально-этическая концепция маркетинга, характерная для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом.                                   

Именно  такого рода направленность имиджа фирмы  и должна привлекать покупателей  в качестве фактора конкурентоспособности  данной фирмы среди остальных.

Вышеперечисленные  концепции характеризуют различные  периоды и основные социальные, экономические  и политические перемены, произошедшие в развитых странах в уходящем столетии. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.

1.2 Основные типы маркетинговых  служб

 

Осуществление концепции маркетинга на предприятии  требует создания такой организационной  структуры, которая  позволила бы реализовать эту концепцию. В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведения маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как производители, так и потребители продукции8.

Выбор оптимальной  структуры службы маркетинга целесообразно  производить, помимо иных факторов, в  зависимости от размера предприятия.

Подразделения службы маркетинга тесно связаны  между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований покупателей, обеспечение  сбыта, сервисного обслуживания и ремонта  выпускаемой продукции.

Маркетинговые службы представляют собой два уровня управления:

  • центральные маркетинговые управления (или отделы);
  • оперативные отделы (или секторы).

В общем  аппарате управления предприятием центральные  маркетинговые службы - не просто подразделения по обслуживанию производства и сбыта, а координирующие, планирующие и контролирующие органы стратегического производственно-сбытового управления. Большинство оперативных вопросов по реализации комплекса маркетинга; (комплексной рыночной политики фирмы: товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной) решается на низовом уровне управления - непосредственными производителями и сбытовиками конкретного товара. Маркетинговые службы не только регулируют продажи товаров, но и непосредственно управляют производственными программами предприятий в зависимости от конкретных требований конечных потребителей, предъявляемых к выпускаемой продукции.

В практике работы предприятий структура маркетинговых  служб разнообразна, но можно выделить следующие основные типы линейно-функциональных структур:

  • по финансовой маркетинговой деятельности;
  • по продукту;
  • по регионам;
  • по группам потребителей.

В зависимости  от особенностей деятельности предприятий, видов выпускаемой ими продукции  или оказываемых услуг, специфики  сегмента рынка, на котором фирмы  работают, наблюдается переплетение и комбинирование различных типов  организационного построения маркетинговых  служб.

Маркетинговые службы по функциям

В организации функциональных маркетинговых  подразделений каждый отдел или  сектор разрабатывает и осуществляет одну или ряд определенных функций  маркетинговой деятельности (рис.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Линейно-функциональная структура управления маркетинговой  деятельностью предприятия по функциям маркетинга

 

Подобную  структуру имеют маркетинговые  службы небольших предприятий, работающих с узким товарным ассортиментом  на небольшом числе национальных рынков и их сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью  и относительно незначительной величиной емкости.

Эти предприятия  производят товар, не требующий внесения значительных изменений в зависимости  от оттенков предъявляемого к нему со стороны конечных потребителей спроса, а также не являющийся объектом активного  воздействия научно-технического прогресса9.

Однако  такой тип структуры имеет  недостатки:

  • отсутствие специальных подразделений по продукту и затрудненность непосредственного контроля за процессами разработки нового товара, его создания и внедрения на рынок приводят к  замедлению обновления ассортимента выпускаемых изделий, соответствующих запросам конечных потребителей;
  • из-за отсутствия специальных подразделений по конкретным региональным сегментам рынка реакция на требования потребителей и изменения рыночных условий замедленна;
  • затруднено решение вопросов финансирования маркетинговых мероприятий и др.

Маркетинговые службы по продукту

Организация маркетинговых служб  по продукту получила большое распространение в практике зарубежных фирм и является основой формирования организации по товарно-отраслевому признаку — видам выпускаемых товаров и предоставляемых услуг (рис.2).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления маркетинговой  деятельностью предприятия по продукции (товарно-отраслевая)

 

Такую структуру  имеют маркетинговые службы фирм, выпускающих многоассортиментную продукцию с различной технологией производства и специализирующихся на небольшом числе сбытовых рынков относительно однородного характера. Это позволяет фирмам лучше приспосабливаться к рыночным требованиям по каждому отдельному товару или однородной группе товаров.

Товары  этих фирм характеризуются различной  технологией производства, коротким жизненным циклом, значительной степенью инновационных требований. Рынки отличаются динамизмом, определяют необходимость гибкости и быстроты реакции маркетинговых служб на меняющиеся запросы потребителей.

Недостатки  товарно-отраслевой структуры:

  • чрезмерный акцент на технологическую ориентацию маркетинговой деятельности, сложность поиска новых сфер применения товара и выхода на новые рынки сбыта;
  • недостаточная рыночная ориентация, сложность проведения комплексной региональной политики, особенно при значительной доле экспортной и заграничной деятельности;
  • неэффективность работы из-за утяжеления аппарата управления за счет многочисленных товарных отделов;
  • отсутствие высокого эффекта управления при поставках сложной и наукоемкой продукции, а также пакета товаров различного назначения целевой поставки, инжиниринговых, консультационных, программных и других услуг;
  • ослабление координационных связей по отдельным видам маркетинговых функций, в ряде случаев дублирование и неоправданное дробление ключевых функций по отдельным товарным маркетинговым службам;
  • усложнение стратегического руководства и реализации единой маркетинговой программы.

Маркетинговые службы по региону

Организация маркетинговых служб  по региону характерна для предприятий  по немногочисленным, неоднородным, с  четко очерченными границами  рынкам (рис.3)


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Информация о работе Совершенствование управления деятельности маркетинговой службы