Совершенствование управления деятельности маркетинговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в связи с развитием рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Маркетинговая концепция управления предприятием 6
1.2 Основные типы маркетинговых служб 13
1.3 Основные требования к построению маркетинговых служб 21
1.4 Аспекты маркетинга во внешнеэкономической деятельности 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ШПАРМАНН» 28
2.1 Общая характеристика предприятия и его показатели 28
2.2 Анализ рынка транспортных услуг 44
2.3 Анализ недостатков маркетинговой деятельности ООО «Шпарманн» 52
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ООО «ШПАРМАНН» 57
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию 57
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

Sovershenstvovanie_upravlenija_dejatelqnostqju_marketingovojj_sluzhby_v_OOO_Shparmann-2.docx

— 340.69 Кб (Скачать файл)

Ориентация  транспортно-экспедиционных компаний на требования потребителей предопределяет необходимость уделять повышенное внимание формированию и реализации комплекса дополнительных услуг. Решение подобной задачи в деятельности транспортно-экспедиционных компаний может быть осуществлено посредством развития логистического сервиса23.

Эффективность и целесообразность предлагаемого  логистического сервиса определяются результатами маркетинговой деятельности. И наоборот, неэффективность предлагаемого  сервиса является побудительным мотивом к осуществлению маркетинговой деятельности. Таким образом, маркетинг и логистика выступают взаимосвязанными категориями, влияющими на поведение компании.

Важнейшим элементом  внешней среды предприятия являются  конкуренты ООО «Шпарманн».

Американский  маркетолог Дж. Пилдич подчеркивает, что  «знать своих конкурентов, значит не жалея времени и сил, скрупулезно  изучать их, изучать их стратегии  в отношении разных товаров, их маркетинг, их систему распределения, производство, политику цен и другое. Конкуренты создают критерии, которые нам  необходимо превзойти. ...Сосредотачивайтесь на своих заказчиках, но в полглаза присматривайте за конкурентами»24.

Для того чтобы  провести анализ рынка транспортных услуг, необходимо разделить транспортно-экспедиционную и транспортно-экспедиторскую деятельность.

Последняя, предполагает необходимость сопровождения груза экспедитором, то есть лицом ответственным за сохранность груза. Экспедиторская деятельность используется в основном на автомобильном транспорте при перевозках опасных и особо ценных грузов. Транспортно-экспедиционная деятельность рассматривается как комплексное обслуживание клиентов в процессе грузоперевозок, включая и транспортное экспедирование.

К числу задач, решаемых транспортно-экспедиционными компаниями можно отнести предоставление сервиса, который имеет свои отличительные особенности, связанные с организацией доставки грузов. На наш взгляд, можно выделить три основных направления транспортного сервиса в деятельности компаний, осуществляющих доставку грузов (табл.7).

Таблица 7

Основные определения  осуществления транспортного сервиса

Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной компании определяется не только тарифной политикой, но и уровнем предлагаемого сервиса, а также комплексом дополнительных услуг.

Развитие  транспортно-экспедиционных услуг  позволяет получить их потребителям следующие преимущества: - возможность предоставления грузоотправителям необходимых видов транспортных средств (достигается за счет того, что транспортно-экспедиционная фирма имеет агентские договоры с несколькими различными перевозчиками);

- гибкость  в переговорах с клиентом, возможность предоставления ему дополнительных услуг;

- возможность  комплексного обслуживания грузоотправителя, то есть планирование, организация и осуществления всех транспортных операций, необходимых грузоотправителю;

- использование  различных способов организации грузоперевозок (например, интер- и мультимодальные перевозки).

Осуществление транспортно-экспедиционной деятельности находится под влиянием рыночной среды, составной частью которой является взаимодействие субъектов рынка. Основные субъекты рынка и факторы, влияющие на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности представлены в таблице 8.

Таблица 8

Факторы, влияющие на осуществление  транспортно – экспедиционной деятельности

Необходимость оказания комплекса транспортных услуг требует от транспортно-экспедиционных компаний разработки и принятия соответствующих логистических решений в области реализации сервиса. Применение логистических инструментариев в деятельности транспортно-экспедиционных фирм направлено не только на организацию и контроль процесса доставки груза, но и связано с созданием инфраструктуры, надлежащего качества.

В данных условиях решаются следующие основные задачи:

- оценка  целесообразность наличия собственных  складских помещений или их  аренда;

- выбор  оптимального объема склада;

- подбор  необходимого складского оборудования;

- формирования  тарифной политики на услуги  по хранению груза;

- выбор  рациональных способов и маршрутов  доставки грузов;

- синхронизация  грузопотоков и соответствующих  операций, вовлеченных в процесс  организации грузоперевозок и  т.д.

Специфика рынка транспортных услуг заключается  в том, что для успешной деятельности на этом рынке необходимо не только анализировать основные тенденции его развития, состояние внешней и внутренней среды, но и осуществлять маркетинг товарных рынков. Последнее определяется тем, что наличие спроса на определенную продукцию влечет за собой необходимость ее транспортировки покупателю. Осуществление маркетинга товарных рынков позволяет транспортно-экспедиционным компаниям выявлять новые сегменты, расширять клиентскую базу и своевременно адаптироваться к возможным изменениям конъюнктуры на данном рынке.

В связи  с этим, можно выделить следующие  основные направления осуществления маркетинговой деятельности транспортно-экспедиционных компаний:

- оперативный  маркетинг – направлен на поддержание эффективной деятельности транспортно-экспедиционной компании на рынке транспортных услуг;

- стратегический  маркетинг – связан с изучением конъюнктуры товарных рынков, что способствует развитию ассортимента оказываемых услуг и позволяет определять новые рыночные ниши.

Специфика взаимодействия маркетинга и логистики  в деятельности транспортно-экспедиционных компаний заключается в том, что маркетинг направлен на поддержание эффективной реализации логистических процессов. Прежде всего, данное утверждение базируется на том, что основой осуществления транспортно-экспедиционной деятельности является реализация логистических операций.

Необходимость оптимизации и рационализации грузопотоков предопределила целесообразность рассмотрения этих процессов с позиций формирования логистической сети, как одного из элементов в общей структуре сетевой теории. Применение концепции логистических сетей позволяет транспортно - экспедиционным компаниям получить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, что достигается за счет длительного и активного взаимодействия с субъектами этой сети. В рамках логистической сети осуществляется активный информационный обмен между субъектами сети, что позволяет получать релевантную информацию, связанную с осуществлением грузоперевозок, а также оперативно реагировать на возможные изменения в процессе товародвижения.

Для успешной организации и осуществления  транспортно- экспедиционной деятельности важно формировать эффективные коммуникативные связи, влияющие на поведение компании на рынке. Осуществление эффективного взаимодействия с клиентами компании дает возможность своевременно реагировать на изменения их требований и формировать соответствующий комплекс предлагаемых услуг. Коммуникации обеспечивают информационный обмен с внешней средой, что способствует адаптации компании к изменяющимся рыночным условиям.

На наш  взгляд, самым оптимальным определением конкурентов будет по направлениям деятельности. Например, по автомобильным  перевозкам это компании ООО «Авто-ВИТ» и «Ветт Транс» занимающие лидирующие положения на рынке автомобильных перевозок. Следующие за лидерами позиции занимают компании «Пять океанов» и ООО «Шпарманн»

Конкурентами ООО «Шпарманн  по авиационным перевозкам являются компании «Трансавтотур», «Пять океанов», ООО «Авто-Вит»

По перевозки негабаритных грузов, а также складских услуг определить в целом лидеров очень сложно, так как подобными услугами занимаются очень большое количество организаций, в том числе никак не связанных  с оказанием транспортно –  экспедиционных услуг.

Подводя итог, можно выделить основную группу конкурирующих компаний ООО «Шпарманн» составляют компании: ООО «Авто-Вит», «Ветт Транс», «Пять Океанов», «Трансавтотур».

В таблице  9 представлено распределение долей рынка между ними.

Таблица 9

Структура рынка  транспортно-экспедиционных услуг 

 

Направление деятельности компании

Доли компаний

Авто-Вит

Ветт Транс

Пять океанов

Шпарманн

Другие

Итого

Автомобильные перевозки

44%

21%

14%

12%

9%

100%

Авиационные перевозки

10%

15%

16%

18%

41%

100%

Железнодорожные перевозки

19%

26%

8%

14%

33%

100%

Складские услуги

нет данных

Суммарная  доля рынка

24,3%

20,6%

12,6%

14,6%

27,6%

100%


 

Более наглядно доли распределения рынка представим на рисунке 7

 

 

Рис. 7. Структура рынка транспортно – экспедиционных услуг

 

Таким образом, суммарная доля рынка занимаемая ООО «Шпарманн» составляет в 27,6%

2.3 Анализ недостатков маркетинговой  деятельности ООО «Шпарманн»

 

Служба маркетинга – самостоятельное структурное  подразделение предприятия, которое  состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. В своей деятельности  отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию25.

Служба маркетинга ООО «Шпарманн» создана с целью:

- максимальной адаптации производства  к требованиям рынка, повышения  эффективности функционирования  предприятия.

- воздействия на рынок и потребительский  спрос с помощью всех доступных  средств;

- развития и поощрения на  предприятии творческого подхода  к решению технических и производственных  проблем и, в первую очередь,  по совершенствованию и повышению  качества продукции и услуг;

- обеспечения целевого управления  процессом производства;

Поставленные перед службой  маркетинга ООО «Шпарманн» цели достигаются  следующим путем:

- комплексного изучения рынка;

- выявления потенциального спроса  и неудовлетворенных потребностей  рынка;

- планирования товарного ассортимента  цен;

- разработки мер для полного  удовлетворения существующего спроса.

Функции службы маркетинга ООО «Шпарманн» включают в себя:

  - исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству;

- ориентация  разработчиков новой  продукции на выполнение требований  потребителей к выпускаемой продукции;

- выполнение расчетов и подготовка  исходных данных для составления  расчетной калькуляции изделий  в стадии маркетинговых исследований;

-составление проектов цен на  оказываемые услуги, участие в  технико-экономическом обосновании  освоения новых видов продуктов,  новой техники, прогрессивной  технологии, механизации и автоматизации  производственных процессов;

-участие в разработке мероприятий  по снижению себестоимости изделий  выявление и ликвидация экономически  необоснованных расходов;

-контроль внедрения мероприятий  с позиции экономической эффективности  новой техники и технологии, влияющих  на цену изделия;

-оформление и согласование бизнес-планов, формирование предложений по  организации финансирования;

- разработка стратегии маркетинга  с учетом потребностей в данной  продукции, емкости рынка, меняющегося  платежеспособного спроса, конкуренции;

- изучение и использование передового  опыта рекламы и стимулирования  сбыта;

- анализ состояния реализации  услуг предприятия, выявление  продуктов, не имеющей достаточного  сбыта, определение причин этого;

-  подготовка материалов маркетинговых  исследований для разработки  бизнес-плана на вновь осваиваемую  продукцию.

Структура управления ООО «Шпарманн» представлена на рисунке 8.

 

 




 


 


 

 



 

 



 

 

 

Рис.8. Структура управления ООО «Шпарманн»

 

На ООО «Шпарманн» в процессе развития были образованы два отдела маркетинговой службы:

- Отдел маркетинга и развития.

  Отдел внешнеэкономической деятельности.

Служба маркетинга построена  по продуктово-рыночному типу. Имеются  как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие рынками.

Информация о работе Совершенствование управления деятельности маркетинговой службы