Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования: разработать направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой стратегии в планах развития предприятия;
2. Провести анализ и оценка маркетинговой стратегии предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ»;
3. Выявить направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговой стратегии в планах развития
предприятия 5
1.1. Сущность, необходимость изучения маркетинговой стратегии
предприятия 5
1.2. Виды стратегии маркетинговой стратегии предприятия 9
1.3. Этапы разработки стратегии маркетинга на предприятии 13
2. Анализ и оценка маркетинговой стратегии предприятия на примере
ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ» 17
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2. Анализ формирования маркетинговой стратегии предприятия 20
2.3. Оценка эффективности маркетинговой стратегии предприятия 25
3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии
предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ» 37
Выводы и предложения 42
Список использованной литературы 45
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговой стратегии в планах развития
предприятия 5
1.1. Сущность, необходимость изучения маркетинговой стратегии
предприятия 5
1.2. Виды стратегии маркетинговой стратегии предприятия 9
1.3. Этапы разработки стратегии маркетинга на предприятии 13
2. Анализ и оценка маркетинговой стратегии предприятия на примере
ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ» 17
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2. Анализ формирования маркетинговой стратегии предприятия 20
2.3. Оценка эффективности маркетинговой стратегии предприятия 25
3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии
предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ» 37
Выводы и предложения 42
Список использованной литературы 45
Приложение 47
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой стратегии на предприятии. Полезность маркетинга с каждым моментом возрастает, так как в современных условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей. Стратегия разрабатывается высшим руководством, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегическое инвестирование должно разрабатываться с точки зрения интересов перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегия маркетинга заключается в приведении, возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке, то есть внутреннюю среду - с внешней средой. Тактика маркетинга разрабатывается исходя из стратегических целей и регулярно подвергается ревизии и коррекции.
Научное и практическое значение в современных условиях. Проблемам развития маркетинга посвящено огромное количество публикаций. Наиболее существенный вклад в продвижение маркетинга как науки внесли и оказали тем самым влияние на развитие маркетинга Г.Армстронг, Б.Берман, Г.Болт, А.Вайсман, Е.Гайдар. С.Глазьев, Г.Друкер, Ф.Котлер, Дж.Эванс, Е.Ясин и др.
Объектом исследования является ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
Предмет исследования: маркетинговая стратегия в планах развития предприятия.
Цель исследования: разработать направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой стратегии в планах развития предприятия;
2. Провести анализ и оценка маркетинговой стратегии предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ»;
3. Выявить направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
Методы исследования: наблюдение, анализ текущего архива деятельности предприятия, SWOT-анализ.
В работе использованы нормативно-правовые материалы, печатные труды В.А Горемыкина, В.Г. Медынского, Р. А.Фатхудинова других известных авторов. Фактический материал был собран при анализе деятельности предприятия.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены сущность, необходимость изучения маркетинговой стратегии предприятия, определены виды стратегии маркетинговой стратегии предприятия и этапы разработки стратегии маркетинга на предприятии.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности предприятия, проведены анализ формирования маркетинговой стратегии предприятия и оценка эффективности маркетинговой стратегии предприятия.
В третьей главе определены направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия на примере ООО «Камтент-ЧЕЛНЫ».
1. Теоретические аспекты маркетинговой стратегии в планах развития предприятия
1.1. Сущность, необходимость изучения маркетинговой
стратегии предприятия
Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности [10. С. 78].
Стратегия предприятия – это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми можно обеспечить достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из её реальных возможностей, определяемых с помощью анализа прошлых результатов деятельности, внешней среды, а также на основе прогноза их изменения в будущем. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.
Маркетинговая стратегия, по мнению Л.Е. Басовского, это стратегия предприятий или организаций, ориентированных на рыночные ценности [4. С. 112].
Со слов Е.А. Варвина, маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей [5. С. 29].
С точки зрения Е.П. Голубкова, маркетинговая стратегия - это элемент общей стратегии компании (корпоративной стратегии), который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе [10. С. 158].
Маркетинговая стратегия, как считает А.Ю. Ивлев, это формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный периол [14. С. 268].
В.А. Отрывной считает, что маркетинговая стратегия – это разработка стратегических решений, которые позволят эффективно реализовать задачи среднесрочного и краткосрочного периода [21. С. 117].
Стратегия маркетинга предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.
Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
1. Проникновение на рынок;
2. Развитие рынка;
3. Разработка товара;
4. Диверсификация.
В зависимости от маркетинговой стратегии формируются маркетинговые программы. Маркетинговые программы могут быть ориентированы: на максимум эффекта независимо от риска; на минимум риска без ожидания большого эффекта; на различные комбинации этих двух подходов [18. С. 27].
Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое. Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:
1. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса;
В настоящее время на предприятиях ощущается острая потребность в маркетинге. Особенно нуждаются в информации о спросе на отдельные виды продукции производственные предприятия.
Необходимо отличать маркетинг как определенную концепцию от маркетинга как комплекса разнообразных видов деятельности, осуществляемых специалистами, и маркетинг как образ мышления - от маркетинга как образа действия.
Маркетинг должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что, если на предприятии приняли эту стратегию, предприятие может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых действует предприятие.
Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы [2. С.37]:
1. Ограниченный рост. Этой альтернативы придерживается большинство организаций, для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Применяют в зрелых стабильных отраслях промышленности, имеющих стабильную прибыль в прошлом.
2. Рост. Стратегическая альтернатива роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Эта стратегия является второй наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Ее могут применять фирмы, стремящиеся к диверсификации, чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации. В неустойчивой отрасли отсутствие роста может означать банкротство.
В статичной отрасли отсутствие роста или неудача диверсификации могут привести к атрофии рынков и отсутствию прибылей. Однако многие фирмы предпочитают краткосрочный рост, получая взамен долгосрочное разорение.
Рост может быть внутренним или внешним.
Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров.
Внешний рост может быть в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста путем приобретения другой фирмы, их объединения или слияния.
3. Сокращение - стратегия последнего средства. Варианты реализации стратегической альтернативы сокращения: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение, переориентация.
4. Сочетание - стратегия сочетания всех альтернатив, которой придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем - это на что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке [14. С. 55].
Таким образом, маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга. Сущность маркетинговой стратегии состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязывать покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию.
1.2. Виды стратегии маркетинговой стратегии предприятия
Стратегия маркетинга заключается в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке, т. е. внутреннюю среду - с внешней средой. Стратегий может быть много, главное - выбрать подходящую для каждого рынка и каждого товара, чтобы она отвечала требованиям достижения целей маркетинга. Одна цель может быть достигнута реализацией различных маркетинговых стратегий.
Маркетинговые стратегии классифицируют по различным признакам
1. Глобальные маркетинговые
2. Основные стратегии базируются на определенных конкурентных преимуществах фирмы.
3. Стратегии роста определяют направление расширения масштаба фирмы.
4.В зависимости от метода избрания целевого рынка - стратегии, позволяющие определить, какие товары и для каких сегментов рынка будет производить фирма.
5. В зависимости от степени сегментирования рынка - стратегии выбора комплекса маркетинговых средств (маркетинг-микса) для определенных сегментов потребителей [11. С. 83].