Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 03:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и стратегических подходов для решения проблем предприятий и разработку программ их реализации, а также рассмотрение и разработка стратегий в практической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия, который будет включать анализ отраслей и конкурентной ситуации, анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия;
определить конкурентную стратегию фирмы;
рассмотреть основные инструменты реализации маркетинговой стратегии (товарная стратегия, ценовая, коммуникационная и стратегия распределения);
составить прогноз проводимых мероприятий с определением главных исполнителей и сроков реализации.
Введение……………………………………………………………………........5
1 Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия……..7
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации…………………………..........7
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей……………………….15
2 Конкурентная стратегия предприятия……………………………………..22
2.1 Маркетинговая стратегия с точки зрения конкурентных преимуществ товара………………………………………………………………………………22
2.2 Стратегия роста компании………………………………………………...24
3 Инструменты реализации маркетинговой стратегии…………………….25
3.1 Стратегия выбора целевых рынков……………………………………….25
3.2 Товарная политика…………………………………………………………30
3.3 Ценовая политика………………………………………………………….31
3.4 Сбытовая политика………………………………………………………...32
3.5 Коммуникационная политика……………………………………………..33
4 Паспорт программы…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………...36
Список используемых источников……………………………………………….38
Возможности и угрозы внешней среды
Стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
На основе анализа информации о внешней среде, имеющейся на предприятии, представляется список внешних возможностей и внешних угроз предприятия.
Внешние возможности для ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»:
Внешние угрозы для ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»:
Для успешного анализа окружения организации важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на функционирование предприятия. Для этого применяется матрица возможностей (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Матрица возможностей
Влияние на предприятие | |||
Вероятность появления |
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Высокая |
1, 2 |
||
Средняя |
3 |
4 |
|
Низкая |
Похожая матрица составляется для оценки угроз (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Матрица угроз
Влияние на предприятие | ||||
Вероятность появления |
Разрушительное |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
“Легкий” ушиб |
Высокая |
9, 10 |
5, 6 |
||
Средняя |
11, 12 |
1, 2, 3, 4 |
8 |
7 |
Низкая |
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает предприятие. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия
Сила – это то, в чем предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности.
Слабость – это отсутствие чего-либо важного для функционирования предприятия или то, что ему не удается в сравнении с другими или нечто, ставящее его в неблагоприятные условия.
Сильные стороны деятельности ОАО КПТФ «Ручайка»:
Слабые стороны деятельности ОАО КПТФ «Ручайка»:
Цель SWOT анализа состоит в нахождении стратегического соответствия внешних возможностей и сильных внутренних сторон предприятия с учетом внешних угроз и внутренних слабостей, а также в определении на основании этого, сравнительных преимуществ предприятия, то есть профессиональных специфических навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и обеспечивающих его конкурентоспособность.
SWOT – анализ среды ОАО КПТФ «Ручайка» представлен в Приложении 1.
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. При стратегическом планировании первостепенным является определение миссии и целей организации.
Миссия «ОАО «КПТФ «Ручайка»: «Выпуск конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей государства, нужд предприятий легкой промышленности и потребительского рынка республики и ее реализация по умеренным и доступным большинству потребителей ценам с целью получения максимальной прибыли».
Основной целью деятельности ОАО «КПТФ «Ручайка» является увеличение объёмов производства и реализации конкурентоспособной продукции, а также увеличение доли рынка, для чего необходимо решить ряд промежуточных целей.
Все цели организации по функциональному признаку можно подразделить на:
Исходя из этого, построим «дерево целей» для ОАО «КПТФ «Ручайка» (табл. 1.4).
Таблица 1.4 Дерево целей ОАО «КПТФ «Ручайка»
Направления |
Цели |
Финансы |
|
Менеджмент |
|
Маркетинг |
|
Производство |
|
При помощи «дерева целей» можно упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения. Оно отражает представление об иерархическом характере связей между промежуточными результатами функционирования предприятия и конечным результатом. Принципом построения «дерева целей» является движение от стратегических долгосрочных целей к тактическим и оперативным.
2 Конкурентная стратегия предприятия
2.1 Маркетинговая стратегия с точки зрения конкурентных преимуществ товара
Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество – это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами.
Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:
В качестве маркетинговой стратегии для предприятия ОАО «КПТФ «Ручайка» можно порекомендовать стратегию оптимальных издержек. Эта стратегия ориентирована на предоставление покупателям больше ценностей за их деньги. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки, одновременно предоставляя покупателю несколько больше, чем минимально приемлемые качество, обслуживание, характеристики и привлекательность товара.