Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 03:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и стратегических подходов для решения проблем предприятий и разработку программ их реализации, а также рассмотрение и разработка стратегий в практической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия, который будет включать анализ отраслей и конкурентной ситуации, анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия;
определить конкурентную стратегию фирмы;
рассмотреть основные инструменты реализации маркетинговой стратегии (товарная стратегия, ценовая, коммуникационная и стратегия распределения);
составить прогноз проводимых мероприятий с определением главных исполнителей и сроков реализации.
Введение……………………………………………………………………........5
1 Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия……..7
1.1 Анализ отрасли и конкурентной ситуации…………………………..........7
1.2 Анализ ресурсов и конкурентных возможностей……………………….15
2 Конкурентная стратегия предприятия……………………………………..22
2.1 Маркетинговая стратегия с точки зрения конкурентных преимуществ товара………………………………………………………………………………22
2.2 Стратегия роста компании………………………………………………...24
3 Инструменты реализации маркетинговой стратегии…………………….25
3.1 Стратегия выбора целевых рынков……………………………………….25
3.2 Товарная политика…………………………………………………………30
3.3 Ценовая политика………………………………………………………….31
3.4 Сбытовая политика………………………………………………………...32
3.5 Коммуникационная политика……………………………………………..33
4 Паспорт программы…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………...36
Список используемых источников……………………………………………….38
Стратегическая цель состоит в том, чтобы стать производителем товара с низкими издержками и высокими качественными характеристиками, а затем, используя преимущество по издержкам, снижать цену по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами.
Конкурентное преимущество, которое получит ОАО «КПТФ «Ручайка» при реализации этой стратегии, состоит в близости по ключевым параметрам «качество - обслуживание - характеристики - привлекательность товара» к конкурентам, с одной стороны, и превосходстве над ними по издержкам, с другой. При этом предприятие должно будет предлагать такое же качество, что и конкуренты, только с меньшими издержками.
В этой связи для достижения главной цели предприятия - увеличение объёмов производства и реализации конкурентоспособной продукции, а также увеличение доли рынка - необходимо снижение себестоимости выпускаемой продукции по сравнению с конкурентами.
Снижение себестоимости планируется достигнуть за счет организации контроля конъюнктуры цен, приобретения материалов по прямым поставкам, оптимизации запасов сырьевых ресурсов на складах, поиска новых поставщиков, использования ресурсосберегающих технологий и жесткого контроля всех видов расходов.
Стратегия оптимальных издержек имеет наибольшую привлекательность с точки зрения возможности конкурентного маневрирования. На рынке текстильной промышленности, где многие покупатели смотрят одновременно и на цену, и на качество товара, стратегия оптимальных издержек предпочтительнее для предприятия ОАО «КПТФ «Ручайка» чистых стратегий низких издержек или дифференциации. Это объясняется тем, что предприятие с оптимальными издержками сможет предложить технические ткани высокого качества по средней цене.
2.2 Стратегия роста компании
Каждая фирма должна
постоянно рассматривать
Исходя из анализа сильных и слабых сторон ОАО «КПТФ «Ручайка», а также внешних угроз и возможностей, можно сделать вывод, что наиболее оптимальной для предприятия будет одна из стратегий интенсивного роста - стратегия усиления позиции на рынке (по-другому ее называют стратегия «улучшай то, что ты уже делаешь». Данная стратегия предполагает систему действий, направленную на завоевание наилучших позиций на рынке с уже имеющимся товаром. Реализация данной стратегии позволит предприятию увеличить производство технических тканей до 4200 тыс. пог. м., а также увеличить долю предприятия в общей ёмкости рынка до 15-17%.
При выборе дальнейшего пути развития ОАО «КПТФ «Ручайка» можно порекомендовать стратегию интенсивного роста за счет расширения границ рынка. Для этого предприятие может выйти на новые сегменты существующего рынка, а также на новые географические рынки.
Чтобы эффективно реализовать данную стратегию необходимо:
Немаловажную роль в реализации выбранной стратегии будет играть отдел НИОКР, целью которого является воплощение всех возможных требований потребителей в новых видах тканей технического назначения, путем разработки продукции, обладающей улучшенными физико-механическими параметрами (высокая разрывная прочность, малоусадочность, устойчивость к действию высоких температур и др.).
3 Инструменты
реализации маркетинговой
3.1 Стратегия выбора целевых рынков
Для того чтобы предприятие ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка» могло эффективно функционировать на рынке, оно в своей деятельности должно ориентироваться на конечных потребителей, привлекая их более высоким качеством продукции и более приемлемыми ценами, чем у конкурентов. Но прежде чем предприятие сможет удовлетворить покупателя, оно должно понять его нужды и потребности.
Основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики продвижения на рынках являются рыночные исследования, которые проводят специалисты предприятия.
Основные задачи исследований:
Основные направления исследования:
Результаты исследований позволяют определить наиболее перспективные рынки для предприятия.
Основными рынками сбыта продукции ОАО «КПТФ «Ручайка» являются: внутренний рынок республики Беларусь, рынки стран ближнего зарубежья – Россия и страны СНГ. На внутреннем рынке потребителями продукции предприятия являются промышленные и торговые предприятия, учреждения и организации Беллегпрома, коммерческие торговые и производственные предприятия.
Белорусский рынок – наиболее выгодный рынок для реализации продукции предприятия. Он характеризуется:
-стабильным спросом на
-наличием реального конкурента (Могилев СП «Сопотекс»);
-защищенностью от продукции зарубежных конкурентов;
-удобством расчета в едином
валютном пространстве и
-возможностью приобретать
-многолетним опытом работы с
крупными белорусскими
-относительно большой
-средней степенью насыщения
по причине низкой
Российский рынок – не менее привлекательный и выгодный для ОАО «КПТФ «Ручайка». Он характеризуется:
-очень большой емкостью;
-несильными конкурентами;
-нестабильным спросом;
-средней степенью насыщения;
-большими транспортными
-разными валютными
-низкой платежеспособностью покупателей;
-разнообразием предлагаемого
Украинский рынок – выгодный для фабрики, но не выгодный для украинских потребителей по причинам:
-введения украинским
-наличие разных таможенных и валютных пространств.
Отсюда спрос слабый и нестабильный.
Прибалтийский рынок – теоретически очень выгодный рынок для предприятия, так как экспорт продукции освобождается от уплаты НДС. Но по причинам сильной конкуренции различных валютных и таможенных пространств, спрос на продукцию фабрики проблематичен.
Другие страны СНГ – это рынки с большой емкостью, со средней степенью насыщения, нестабильным спросом на продукцию фабрики в первую очередь из-за большого удаления.
Страны дальнего зарубежья (прежде всего Западной Европы) – это рынки с большой емкостью, но и с высокой степенью насыщения, сильными конкурентами, тесными и крепкими связями. Спрос на продукцию фабрики здесь практически отсутствует. Интерес проявляется только к низким ценам.
Таким образом, на данном этапе наиболее перспективными для предприятия рынками, на которых целесообразно сконцентрировать усилия, являются, кроме Беларуси, - Центральная и Западная Россия.
Рыночный сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукт и на набор маркетинговых стимулов.
Главными доводами в
пользу проведения сегментации являются
следующие:
1. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.).
2. Обеспечивается лучшее
понимание природы
выбирать рыночные сегменты для их освоения
и определять, какими характеристиками
должны обладать продукты для завоевания
преимуществ
в конкурентной борьбе.
3. Представляется возможность
концентрировать ограниченные р
4. При разработке планов
маркетинговой деятельности
Рынок товаров промышленного назначения можно сегментировать как по географическим признакам, так и по ряду поведенческих переменных: на основе искомых выгод, регулярности покупок, интенсивности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию товара и отношения к нему.
При выборе целевых рынков, значительное внимание уделяется основным требованиям, которые предъявляют потребители:
В зависимости от типа потребителей объём заказов может быть как крупным, так и мелким (опт и розница). Оплата может быть произведена наличным и безналичным путём.
Потребителей продукции ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка» можно классифицировать на:
Каждый из этих типов потребителей имеет свои специфические нужды и требования.
Посредник – оптовик:
Оптовики – посредники выгодны тем, что при приемлемых скидках позволяют охватывать большее количество прямых потребителей с очень малыми объёмами потребления продукции в условиях отсутствия представительств предприятия в этом регионе. Кроме этого, посредник в некоторых случаях позволяет сохранить прямого потребителя, который при прямых хозяйственных связях не смог бы обеспечить платежи на наших условиях.
Прямые потребители, закупающие продукцию для собственных нужд: