Стратегический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
• какой бизнес прекратить;
• какой бизнес продолжить;
• в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на том:
• что организация делает и чего не делает;
• что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая стратегический маркетинг.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

Достоинства:

·         вводит средние значения;

·         используется более широкий набор переменных;

·         показывает направления инвестирования ресурсов.

Недостатки:

·         не дает рекомендаций по разработке стратегии и не предполагает определенных стратегий, а лишь дает общее направление финансовых вложений;

·         при использовании данного метода остаются не затронутыми аспекты оптимальной структуры капитала, не установлены параметры абсолютной и текущей ликвидности компании и др.

Матрица Shell более совершенна, учитывает большее количество факторов, имеет широкую область применения.

Недостатки:

·         отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками;

·         слишком большое количество учитываемых факторов усложняет их измерение и оценку;

·         общий характер рекомендаций, что затрудняет выбор.

Критика портфельного анализа показывает общие недостатки его методов:

·         трудности учета рыночных отношений (границ и масштабов рынка), слишком большое количество критериев. По мере роста числа факторов более сложной проблемой становится их измерение;

·         субъективность оценок позиций стратегических единиц бизнеса;

·         статичный характер моделей;

·         слишком сложный характер рекомендаций, трудности выбора стратегий из множества вариантов.

Главный же недостаток портфельного анализа заключается в использовании  данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее.

Также для разработки направлений  финансового развития могут использоваться методы финансового управления ростом производства, анализ стоимости чистых активов, метод оценки платежеспособности.

Методы финансового управления ростом производства включают в себя проблему определения допустимого роста производства на основе расчета предельной эффективности деятельности предприятия при отсутствии дополнительных инвестиций. То есть предприятие, имея спрос на продукцию и резерв производственных мощностей, увеличивает продажи за счет собственных средств и краткосрочных кредитов. К числу данных методов относятся: точные аналитические и приближенные графические методы. 

Анализ стоимости чистых активов - возможность прогнозировать величину чистых активов на дату годовой отчетности и не допустить их снижения до критического уровня.

Метод оценки платежеспособности (данный метод учитывает оборачиваемость  активов, по сравнению с традиционными  позволяет повысить точность анализа  за счет следующих преимуществ: группировки обязательств и платежных средств организации с учетом скорости движения активов в хозяйственном процессе,  учета норм законодательства по определению финансовой несостоятельности, проведения прогнозного анализа платежеспособности организации на срок, больший, чем один год, учета платежного избытка активов для покрытия менее срочных обязательств при формировании исходных данных по оборачиваемости активов за тот же срок). Методы оценки платежеспособности включают точные аналитические методы расчета коэффициентов платежеспособности.

Существенным недостатком последних  трех методов является трудоемкость расчетов, доступность и сложность  обработки финансовых и статистических внутренних данных предприятия. При  расчете показателей используется информация бухгалтерской отчетности, которая, как правило, дается на конкретную дату, а это может отразить минутное состояние предприятия, не раскрывая истинного положения дел. Необходимо учитывать условность таких данных как инфляция, которая может снизить стоимость оборотных средств, величину кредиторской и дебиторской задолженности, влияющую на амортизационные отчисления; разные методы учета, сезонность. Также существенным недостатком можно отметить скорее определение с помощью этих методик каких-то перспективных нормативных значений, а не содержательного характера будущего финансового развития. В таблице 3 более подробно отражены достоинства и недостатки рассмотренных методик.

Таблица 3

 

Таким образом, мы рассмотрели несколько  различных подходов к формулировке методического инструментария разработки финансовой стратегии предприятия. На основании вышеприведенных данных наиболее полной методикой представляется  подход И.А. Бланка. Данная методика, как уже говорилось ранее, максимально отвечает всем стратегическим целям компании и максимально всестороннее подходит к планированию и анализу финансовой деятельности компании.

Постановка проблемы каждой компании, поставившей перед собой цель разработать финансовую стратегию, заключается в обеспечении развития деятельности необходимыми денежными потоками и увеличении доли роста самофинансирования (увеличение доходов и уменьшении расходов компании).

Финансовая политика компании описывается двумя финансовыми коэффициентами. Первый - коэффициент рентабельности продаж - фиксирует выручку от реализации продукции, которая зависит от сложившейся политики цен и положения фирмы на рынке. Кроме того, данный коэффициент отражает контроль над текущими производственными и непроизводственными расходами компании, которые влияют на прибыль от операций в ее основной деятельности. Это означает, что коэффициент рентабельности продаж также включает в себя информацию о сложившемся ассортименте и текущей практике управления оборотными активами компании. Второй финансовый коэффициент - оборачиваемость активов - демонстрирует в агрегированной форме эффективность компании, поскольку отвечает на вопрос о том, сколько раз в течение хозяйственного года все активы (включая долгосрочные) способны создавать годовой оборот фирмы (выручку). Поэтому данный коэффициент отражает практику управления инвестированным капиталом при существующей финансовой политике компании: сложившемся ассортименте, рыночной позиции, результативности производственного менеджмента. Вторая группа коэффициентов описывает политику финансирования. Норма накопления или реинвестирования напрямую зависит от системы использования внутренних источников финансирования, к которым, прежде всего, относится создаваемая в компании прибыль, и от политики выплат собственникам. Коэффициент финансового рычага описывает принципы привлечения капитала. Чем больше заемного капитала, тем выше данный коэффициент, а значит, шансы наращивания прибыли растут, поскольку на решение именно этой задачи направлено действие финансового рычага компании. Одновременно может возрастать и риск неплатежа (см. рис.5).

 

Рис. 5. Модель устойчивого роста компании

 

Иными словами, темп устойчивого роста - это единственно возможная скорость увеличения продаж при неизменности рассмотренных четырех коэффициентов. Если темп развития компании становится иным, какой-то из коэффициентов должен измениться, и, следовательно, либо в финансовой политике, либо в политике финансирования происходят перемены. Поэтому данный темп можно считать вмененным или предписанным компании двумя видами ее политик - финансовой и политикой финансирования. Но это вовсе не означает, что фирма будет развиваться с заданной скоростью: на нее влияют меняющиеся рыночные условия и остальные виды политик.

Нами была разработана матрица  для формирования финансовой стратегии, основанная на концепции темпа устойчивого  роста, разработанной еще в 60-х гг. прошлого века всемирно известной сегодня консалтинговой фирмы Boston Consulting Group (BCG). Также была использована схема взаимосвязи рентабельности активов, рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи фирмы «Du Pont». В основе предложенной нами матрицы заложена финансовая политика и политика финансирования.

Матрица «Z» состоит из четырех частей и основана на оценке темпа роста выручки и темпа роста финансирования компании (рис.6).

 

Рис.6.  Модель разработки финансовой стратегии компании

I. Квадрант стратегии. Рост, ведущий к росту стоимости бизнеса. У компании существует избыток капитала. Характерна финансовая стратегия – это обеспечение роста за счет внутренних источников финансирования. У компании уровень нераспределенной прибыли растет более высокими темпами, чем темп роста собственного капитала. В данном случае компания за счет внутренних источников финансирования может увеличить рост объема продаж и активов, но при этом одновременно могут возникать риски следующего характера, а именно рост объема продаж может привести к увеличению валовой прибыли, но для финансирования этого роста потребуется увеличение активов, чтобы увеличить объем выпускаемой продукции. Фирма обычно должна увеличивать товарно-материальные запасы, дебиторскую задолженность, а также и другие статьи активов.

II. Квадрант стратегии. Простой рост. Компания, ориентированная на агрессивную политику продаж, так как наблюдается высокий темп роста выручки при низкой политике финансирования. При высоком темпе роста выручки компания может осуществлять операции связанные  с переводом ликвидных средств в валютные активы со стабильно растущим курсом. На сегодняшний день в долгосрочной перспективе можно планировать тенденцию роста европейской валюты (евро), следовательно, компании выгодно размещать свои активы в данной валюте. Компания может осуществлять финансирование различного рода инвестиционных  проектов необходимых для осуществления намеченных планов. Если ни один из вариантов инвестиций не является приемлемым, компании не нужно обеспечивать дополнительное финансирование, и тогда она может всю прибыль использовать на выплату дивидендов.

III. Квадрант стратегии. Догоняющий рост. Показатели очень низкие. Характерна стратегия деинвестирования и/или уход с рынка (или с рыночного сегмента). Компания: может инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию и следовать за развитием рынка, инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции на рынке, инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию, снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай», например путем продажи бизнеса, компания может деинвестировать и уйти с рынка (или из рыночного сегмента), если она не может добиться существенного конкурентного преимущества.

IV. Квадрант стратегии.  Рост, ведущий к росту прибыли.  Стратегии направлены на привлечение средств со стороны, либо за счет различного рода займов, либо за счет увеличения акционерного капитала (выпуск ценных бумаг: акций и/или облигаций). Так как рынок ценных бумаг слабо развит, то компании необходимо работать только с высоко ликвидными ценными бумагами. К высоко ликвидным ценным бумагам принято относить «голубые фишки», облигации Банка России, государственные облигационные займы. Они являются одними из самых надежных и быстро обращающихся на рынке ценных бумаг. Кроме того, облигационный заем является наиболее приоритетным, так как способствует формированию кредитного рейтинга организации.

Для построения матрицы необходимо выполнить следующие шаги:

1)      Оценить темп роста выручки. Для этого осуществляется расчет показателей PM и  AT. Произведение данных показателей отражает темп устойчивого роста (выручки). Полученное значение откладывают по вертикальной оси матрицы.

2)      Оценить темп роста финансирования компании. Для этого осуществляется расчет показателей FL и  R. Произведение данных показателей отражает темп роста финансирования компании (прибыль). Полученное значение откладывают по горизонтальной оси матрицы.

3)      Средние значения, отложенные по осям матрицы задаются, согласно данным федеральной службы государственной статистики по соответствующей отрасли.

4)      Определяется квадрант, в котором компании необходимо работать с соответствующей финансовой стратегией и разрабатываются более конкретные рекомендации по ведению финансовой деятельности компании.

Преимуществами данной методики можно  назвать простоту, четкость указания направлений финансовых действий. Данный подход позволяет оценить значение бизнес-областей с точки зрения роста объемов выручки и объемов финансирования. На основе полученных результатов предприятие направляет инвестиции в те области, которые являются наиболее конкурентоспособными. Этот анализ является эффективным механизмом для рассмотрения возможностей дальнейшего расширения или сокращения инвестиций в разрезе конкретных структурных бизнес-единиц. Значение метода заключается в том, чтобы помочь руководителям предприятий оценить весь свой бизнес, сравнить привлекательность различных областей финансовой деятельности и  определить направления движения денежных потоков.

Данное направление в дальнейших научных исследованиях можно  расширить и углубить путем усложнения критериальных показателей и  увеличения количества полей финансовых стратегий.

 

Литература:  

 

1.      Аминова З. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник +, 2002. – 536 с.

2.      Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.

3.      Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2004. – 527 с.

4.      Бригхем Ю., Гапенски О.Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2 т. Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 959 с.

5.      Ван Хорн Дж.К, Вахович Дж. М. (мл) Основы финансового менеджмента. – 11-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2001. – 988 с.

6.      Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия //Финансы и кредит, №30, 2004. с.5-8.

7.      Загорский А.Л. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп. Монография. – С.-Пб.: «Издательство НПК «РОСТ», 2005. – 356 с.

8.      Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и  анализ.//Финансы и кредит, №17, 2004. с.8-17.

9.      Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. – М.: ФБК-Пресс, 2003. 423 с.

10.  Клейнер Г.Б., В.Л. Тамбовцев. Предприятие в нестабильной экономической среде. М.: Дело и сервис, 2003. – 234 с.

11.  Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 1998. – 304 с.

12.  Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 1998. – с.156.

13.  Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие/ Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб.: Спец-Лит, 2000. – 414 с.

 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Объектом  и предметом исследования является стратегическое планирование и выбор  стратегии.

Целью работы является определение сущности стратегий, её значение для успешной работы предприятия.

В процессе работы проведен анализ процесса выбора стратегии на ЧУП «Универсал Бобруйск» ОО БелОГ.

В работе предложены рекомендации по совершенствованию  разработки и реализации общей стратегии  ЧУП «Универсал Бобруйск» ОО БелОГ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

подпись студента/

Введение

Информация о работе Стратегический маркетинг