Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 08:51, курсовая работа
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
• какой бизнес прекратить;
• какой бизнес продолжить;
• в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на том:
• что организация делает и чего не делает;
• что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Инвестиционные стратегии - это стратегии формирования инвестиционного портфеля. С этих позиций можно выделять стратегии, направленные на развитие деятельности компании, ее рост, и стратегии, направленные на сокращение этой деятельности (рис.1).
Рисунок 1. Виды инвестиционных стратегий.
Примечание: [2, с.15]
Следует заметить, что многообразие подходов к классификации стратегий еще раз подчеркивает сложность и многогранность самого понятия стратегия». Стратегия предприятия включает формулировку целей, концепций, правил, процедур и моделей достижения целей. Стратегия обычно не содержит детальных количественных показателей.
Можно выделить четыре основных вида стратегической управленческой деятельности:
• распределение ресурсов (технологический опыт, интеллектуальные ресурсы, фонды);
• адаптация к внешней среде (выявление благоприятных возможностей и опасностей, эффективное приспособление стратегии, рекламная компания, методы продвижения товара);
• внутренняя координация (имидж компании, структуры управления);
• стратегическое предвидение (выбор целей, разработка новой продукции). Приведем примеры стратегических решений по областям деятельности предприятия.
Маркетинг
• На каком сегменте рынка надо сконцентрировать усилия?
• Какова приемлемая доля рынка в каждом регионе?
• Какие должны быть ассортимент и качество?
Производство
• Каков желаемый уровень производства?
• Когда и куда лучше сделать инвестиции?
• На какой срок производство должно быть обеспечено запасами?
Финансы
• Каков объем текущих и капитальных затрат?
• Каковы источники финансирования?
Кадры
• Как сократить численность?
• Как удержать или привлечь персонал?
• Какой уровень квалификации необходим персоналу?
Снабжение
• Кто будет поставщиком?
• Что необходимо заменить в ассортименте поставок?
Исследовательская деятельность
• На что должны быть ориентированы исследования?
• Когда и что необходимо изменить в товаре?
Основные стратегические принципы функционирования производства, сформулированные в начале XX в. Г. Фордом, оказываются актуальными и для современного производства:
1. Не бойся
будущего и не относись
2. Не обращай
внимания на конкуренцию.
3. Работу на
общую пользу ставь выше
4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это скорее значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит только затруднять указанный процесс.
Стратегическое планирование – это детализация процесса достижения стратегических целей предприятия. Оно включает две основных части. Первая – это составление плана по срокам и объемам достигаемого результата. Вторая – основные организационные действия предприятия в плановый период.
При разработке стратегических действий предприятия важно осуществить четкую структуризацию действий разработчиков:
1. Формулировка ценностей и ожиданий высшего менеджмента.
2. Выработка
философии стратегии
3. Качественный анализ состояния предприятия.
4. Количественный анализ состояния предприятия.
5. Прогнозирование
внешних условий (
6. Маркетинговое исследование.
7. Выявление приоритетов развития.
8. Формулировка продуктовой стратегии.
9. Формулировка ресурсной стратегии.
10. Формулировка стратегии управления.
11. Выявление объектов реформирования.
12. Составление
программы развития
13. Составление программы развития отдельных структурных подразделений.
При осуществлении стратегического управления необходимо обеспечить ряд обязательных условий:
• цельность системы планирования;
• отсутствие конфликтов между стратегическими и текущими целями;
• наличие достоверной и полной информации;
• наличие навыков стратегического планирования и управления;
• мотивация сотрудников на стратегические изменения;
• наличие ресурсов для реализации стратегического плана;
• вовлечение квалифицированного персонала в процесс выработки стратегического плана;
• высвобождение времени руководителей для стратегического планирования. Для стратегического плана необходимы охват всех сфер деятельности, согласованность с внешними обстоятельствами и ресурсными возможностями, практичность и реализуемость, учет внутрифирменных приоритетов в целях и задачах.
Руководитель в своей деятельности при рассмотрении стратегических предложений обычно опирается на свои представления об их воздействиях на тенденции в деятельности предприятия. Кратко эти представления можно сформулировать следующим образом: «не раскачивать лодку»; «плыть по течению»; «все новое – хорошо»; «создавать будущее постоянно».
При разработке стратегии опираются на один из двух подходов: «от прошлого к будущему» или «от будущего к настоящему».
Первый подход опирается на сложившиеся тенденции и закономерности, статистический прогноз будущего. Второй подход – это революционное изменение принципов деятельности предприятия, опирающееся на необходимость достижения сформулированных целей и достижения описанного состояния.
Стратегические решения отличаются спецификой. Большинство решений менеджера состоит в разрешении частных задач с ограниченным набором влияющих факторов. Стратегическое решение требует мгновенного переключения на другие правила анализа и выработки вариантов решения. Фактически необходимо приподняться и «изменить угол зрения».
Проведение анализа области деятельности и состояния предприятия выявляет круг проблем, стоящих перед коллективом, и некоторый набор способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть согласованы по целям действий, ресурсам и времени. Мероприятия должны эффективно дополнять друг друга. Одновременно с разработкой стратегии производства происходит разработка поддерживающих стратегий для подразделений маркетинга, сбыта, проектирования.
Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить свою долю на рынке, она может достигнуть своей цели несколькими путями:
Понизить цены на продукцию.
Продавать товар через большее число магазинов.
Представить на рынок новую модель.
Через рекламу
представить более
Каждый путь
открывает разные возможности. Таким
образом организация может
- Ограниченный
рост. Эту стратегию применяет
большинство организаций в
- Рост. Эта
стратегия чаще всего
- Сокращение
или стратегия последнего
- Комбинированная
стратегия. Эта стратегия
Каждая их вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество альтернативных вариантов.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
В общем виде процесс разработки стратегии фирмы можно представить в следующем виде (см. рис.2) [10, с 129]
Рисунок 2. Процесс разработки стратегического планирования.
Исследование внешней среды
Анализ внутренней среды
Уточнение ориентиров
Видение, миссия, цели
Стратегический анализ (сопоставление 1 и 2)
Определение возможных вариантов стратегии поведения
Отбор лучшей стратегии
Формулирование стратегии
Составление окончательного варианта стратегического плана
1
2
3
4
5
6
7
Примечание: собственная разработка
Формулирование видения и миссии организации 1
Анализ внешней среды
Определение целей организации 2
Управленческое 4 обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
Анализ существующих 5
стратегических альтернатив
Выбор стратегии 6
Реализация стратегии
Оценка стратегии
Когда фирма работает несколько лет, у нее уже сложились такие основные ориентиры как: видение, миссия и цели. Поэтому процесс разработки стратегического плана начинается не с выработки этих основных ориентиров, а с анализа внешней и внутренней среды, т.е. сопоставления внешних угроз и возможностей с внутренними сильными и слабыми сторонами организации. Затем оценивается востребованность и происходит корректировка основных ориентиров фирмы, вырабатываются и оцениваются стратегические альтернативы, выбирается лучший вариант стратегии и формализуется в стратегический план. Процесс разработки стратегического плана для вновь созданного предприятия см. рис.3.
Рисунок 3. Процесс разработки стратегического плана для вновь созданного предприятия
Примечание: собственная разработка
Рассмотрим каждый из этапов процесса стратегического плана:
- 1. - 2. Миссия и цели организации:
Видение – руководящая философия бизнеса, обоснование создания фирмы,
идеальная картина будущего;
- то состояние,
которое может быть достигнуто
при самых благоприятных
Миссия – более конкретный ориентир, чем видение. Она имеет финишную черту, т.е. период времени, по истечению которого она должна быть выполнена. Она должна составлять на обозримый период времени. Миссия – это глобальная цель организации, повернутая лицом к потребителям.
В качестве миссии нельзя принимать максимизацию прибыли, так как прибыль организации – это ее внутренняя цель и отражает интересы только собственников фирмы. Содержание должно включать:
описание продукции или услуг, предлагаемых организацией на рынке;
характеристика рынка. Организация определяет своих потребителей, клиентов, пользователей.