Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат
Описание работы
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Стремление к достижению и предприимчивость,
способность пойти на риск (разумный, а
не авантюрный), готовность брать на себя
ответственность в решении проблем.
Ответственность и надежность
в выполнении заданий, честность, верность
данному обещанию и гарантиям.
Независимость, самостоятельность
в принятии решений.
Гибкость поведения в изменяющихся
ситуациях.
Общительность, умение общаться,
взаимодействовать с людьми.
Для каждого из перечисленного здесь навыков
в нашем каталоге курсов существует
отдельная дисциплина или группа курсов.
Поступив на обучение по индивидуальной программе, вы можете
не только выбирать для изучения любые
курсы, но и оперативно вносить изменения
в свой учебный план, консультируясь в
процессе обучения у личного куратора.
Менеджер: типология и психологические
требования
Яндекс.Директ
Организационный
менеджментСеминары в международной бизнес-школе.
Ведущие тренеры. Оставьте заявку!О бизнес-школеКорпоративные
программыВебинарыmbschool.ruАдрес и телефон
Слово «руководитель» буквально означает
«ведущий за руку». Это же значение лучше
выражено в практически не употребляемом
ныне слове «надсмотрщик». Для каждой
организации необходимо иметь человека,
отвечающего за надзор над всеми подразделениями
в целом, а не только полностью поглощенного
выполнением специализированных задач.
Этот вид ответственности — следить за
целым — составляет суть работы руководителя.
Руководитель выполняет основные управленческие
функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных
и организации в целом. Профессионально
подготовленного руководителя называют
менеджером.
Слово «менеджер» первоначально обозначало
умение объезжать лошадей и править ими.
Английский глагол «to manage* (управлять)
исходит от латинского «manus» (рука). Отсюда
термин «менеджмент» буквально означает
«руководство людьми». Практически все
известные зарубежные энциклопедии трактуют
понятие «менеджмент» как процесс достижения
цели организации руками (и головой!) других
людей. Субъектом данного процесса и является
менеджер.
Функции и методы деятельности менеджера,
типы менеджеров исторически изменяются.
1. На заре капитализма во главе промышленного
предприятия стоял обычно директор с ярко
выраженными диктаторскими замашками,
так как его основной функцией считалась
функция подавления рабочих (это менеджер
— диктатор (лат. неограниченный властитель).
Философия такого рода менеджмента проста
— бизнес есть бизнес, поэтому работай
не рассуждая. О высокой производительности
труда не могло быть и речи.
2. Со временем предприниматели стали осознавать,
что у рабочих надо возбуждать интерес
к труду. Появился новый тип менеджера
— менеджер-патерналист (лат. отец) — глава
семьи, к рабочим отношение отеческое.
Философия такого менеджера подчинялась
формуле: быть строгим, но справедливым.
В основном реакция рабочих на такой тип
менеджера была положительной, но стабильности
в развитии производства и особенно в
получении прибыли менеджер-патерналист
достичь не мог.
3. В годы кризисов (когда капиталистические
предприятия страдали от перепроизводства)
преуспевал другой тип менеджера — менеджер-маклер
(нем. — посредник), т. е. требовались оборотистые
люди, умеющие сбывать продукцию и тем
самым двигать производство. Работа такого
типа менеджера была прежде всего работой
дипломата (фр. — человек, добивающийся
своей цели тонким и умелым обращением
с людьми). Руководящим началом здесь выступает
принцип «Делай все возможное, чтобы смягчить
недовольство рабочих».
4. Позже маклера сменил организатор —
менеджер-организатор (фр. — тот, кто устраивает,
закладывает основы, создает, объединяет,
сплачивает, упорядочивает что-либо). Этому
способствовали два обстоятельства: 1)
разросшиеся капиталистические предприятия
сделали невозможным единоличное управление
производством, и чтобы принимать решения
— менеджеру стало требоваться мнение
довольно большого круга других лиц; 2)
новые условия привели к тому, что держателями
акций (владельцами) и руководителями
производства оказались разные люди. Расширился
круг людей, с которыми менеджеру приходилось
иметь дело, — владельцы, профсоюзные
и другие общественно-политические организации,
персонал (рабочие и служащие). Успех менеджера
стал зависеть в очень большой степени
от умения ладить со всеми социальными
группами, занятыми в производстве.
5. Современный менеджер выступает в системе
общественного производства как управляющий
— дипломат — лидер — воспитатель — организатор
— инноватор — человек. Функция управляющего
считается традиционной, изначально присущей
менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится
лицом, облеченным властью. Однако это
власть не диктаторская, а скорее патерналистская,
отеческая. Основные требования к личности:
компетентность, владение навыками делового
общения и ораторской практики, педагогические,
консультативные и психологические умения.
Яндекс.Директ
Как развить
свое мышление?Узнайте секрет гениального
мышления! Книга российского ученого бесплатно!sheremetev.info
Дипломат. Среди перечня менеджерских
умений в последнее время на первый план
все чаще выдвигается умение проводить
переговоры. Современные менеджеры тратят
свое рабочее время в основном на установление
и развитие человеческих контактов, которые
могли бы продвигать производство, углубление
деловых связей, заключение сделок, разрешение
споров, налаживание контактов с властями.
Эти функции сродни функциям менеджера-маклера
и требуют хорошо развитых дипломатических
навыков.
Менеджер-лидер (англ. — ведущий, руководитель).
Американские теоретики менеджмента уже
давно провозгласили лозунг: каждый менеджер
должен быть лидером. В российской теории
менеджмента пока крепко держится традиция
разделять функции менеджера и лидера:
функции первого — профессионально осуществлять
действия, необходимые для поддержания
деятельности материальной подсистемы
бизнеса (ресурсы, процедуры производства,
технологические процессы); вторые должны
вести за собой людей, их главная функция
— обеспечение бесперебойной работы человеческой
подсистемы бизнеса. Современное понимание
функций менеджера требуют от него профессионального
владения как тем, так и другим.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения
производства требования к персоналу
возрастают, так как растет степень возможной
угрозы природе. С одной стороны, сегодня
персонал должен обладать повышенной
технологической эрудицией, с другой стороны
— высокой нравственностью. Техническому
совершенствованию работников уделяется
большое внимание (повышение квалификации
— курсы переподготовки и пр.), на это тратятся
большие средства. Нравственное воспитание
как отлаженный механизм практически
не существует. Между тем история показывает,
что степень воспитанности, высокая нравственность
работников являются решающим условием
экономического роста (этические системы
оказываются мощным фактором экономического
развития).
Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху
информационной культуры (аграрная —
индустриальная — информационная), и одна
из главных функций менеджера — инновационная.
Медлительность в ее исполнении грозит
отбросить производство далеко назад.
Инновации необходимы, так как производительность
труда и качество продукции легче и быстрее
повышается при использовании новой техники
и технологии.
Менеджер-человек. Ничто человеческое
ему не чуждо. Менеджер — это личность,
т. е. сложная совокупность врожденных
(природных) и приобретенных (социальных)
качеств. Они спаяны воедино в характере
личности, и далеко не каждая из его черт
может быть полезной в деятельности менеджера.
Все капитальные труды по менеджменту
содержат перечни качеств идеального
менеджера. Их можно разделить на две группы:
1) биологические и социально-экономические
характеристики и 2) личностные качества.
Биологические качества менеджера. Черты
данной группы носят объективный характер
— не зависят от сознания и психики личности.
Прежде всего это пол, возраст, здоровье,
темперамент, способности.
Пол. Традиционно исследования в области
психологии управления ориентированы
на мужчину-руководителя, так как во все
времена (кроме далекого матриархата)
мужчины явно доминировали среди руководителей
как на государственной службе, так и в
бизнесе. В последние десятилетия влияние
половых различий на трудовую деятельность
и карьеру стало предметом специальных
исследований. На основе их результатов
можно выделить две группы факторов, определяющих
особенности организационного поведения
женщин: 1) социокультурные (стандарты
поведения, ролевые стереотипы, семейные
традиции) и 2) собственно половые, биологические
и психологические. Роль социокультурных
факторов проявляется в том, что подавляющее
большинство женщин с детского возраста
ориентировано обществом на сравнительно
скромный общественный статус — мать,
жена, воспитательница детей, помощница
мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю
приходится преодолевать дополнительные
трудности для достижения успехов Успех
женщин-руководителей приписывают случайности,
везению, успех мужчин-руководителей —
личным качествам (Р. Ране, США). Учет такого
рода стереотипных представлений важен
для женщин-руководителей, которым приходится
на деле доказывать «нормальность» своего
пребывания в роли «начальника». Мужчине
обычно делать это не приходится. Вторая
группа факторов проявляется в большей
зависимости настроения и психического
состояния женщин от физиологических
циклов (беременность, кормление ребенка,
менструальный цикл, климакс), обремененности
естественными заботами о семье, в меньшей
эмоциональной уравновешенности и беспристрастности,
в более сильной, чем у мужчин, окрашенности
деловых отношений в личностные тона и
восприятии сотрудников сквозь призму
симпатий и антипатий. Однозначной оценки
этих факторов в психологии менеджмента
нет. Отдельные авторы, в основном женщины,
расценивают их как способствующие эффективному
руководству (Ф. Денмарк, А. Иглн, Б. Джонсон
— «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин,
их превосходство над мужчинами в понимании
личных проблем сотрудников, приверженность
демократическому стилю руководства).
Большинство исследователей придерживаются
противоположной точки зрения — повышенная
эмоциональность и личностная ориентация
в деловых отношениях действует как негативный
фактор эффективного руководства. Но он
может быть нейтрализован, если женщина-руководитель
«выработает у себя высокую устойчивость
к фрустрациям и эмоциональным всплескам,
будет более «толстокожей» (М. Рихтер).
Возраст. Вторым важнейшим биологическим
признаком, влияющим на эффективность
деятельности менеджера, является возраст.
О действии его, конечно, можно говорить
лишь в общем, усредненном плане, учитывая
довольно частые исключения из правил,
которые объясняются личными особенностями
людей. Поэтому современная теория менеджмента
не может однозначно ответить на вопрос
об оптимальном возрасте для начала, расцвета
и завершения деловой карьеры руководителя.
Но есть общепринятое мнение о бесспорном
влиянии этого фактора на эффективность
деятельности менеджера — более высокие
руководящие посты требуют более зрелого
возраста. Некоторые управленческие структуры
(армия, госаппарат) четко регламентируют
занятие высоких должностей — генералом
практически невозможно стать в 20—35 лет.
В бизнесе этот фактор регламентирован
не столь жестко. Но закономерность занятия
высоких постов людьми зрелого возраста
существует. В Японии средний возраст
президентов крупных компаний в обрабатывающей
промышленности — 63,5 года, в США — 59 лет
(Т. Коно), вице-президенты несколько моложе
— примерно 55,7 года. Президентом японской
компании обычно становится человек, проработавший
в ней не менее 30 лет и занимающий этот
пост 8 лет. В этой стране относительно
много эффективных руководителей весьма
зрелого возраста — старше 70 лет, хотя
некоторые корпорации («Сони корпорейшн»)
ограничивают предельный возраст пребывания
на высших должностях 65 годами. Подобные
ограничения широко распространены в
Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой
возраст имеет свои достоинства и недостатки,
влияющие на эффективность работы руководителя.
Главные достоинства молодого руководителя:
энергичность, высокая восприимчивость
к инновациям и предприимчивость, крепкое
здоровье, хорошая работоспособность.
Но они уступают старшим коллегам в опытности,
специфическом человеческом капитале
— знаниях специфики организации, хладнокровии,
мудрости, умении отличать главное от
второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров н сложно
определить четкие критерии деятельности
(госслужба), учет стажа и возраста целесообразен.
Там, где эффективность руководства регулярно
проверяется конкуренцией и результаты
деятельности достаточно осязаемы (сфера
бизнеса), установление возрастных барьеров
нецелесообразно.
Здоровье. Здоровье — важный фактор эффективного
руководства. В теории менеджмента термин
понимается широко: включает в себя не
только физические, но и психосоциальные
критерии. Биологически здоровый организм
человека функционирует в оптимальном
режиме и адекватно реагирует на изменения
в окружающей среде. Для менеджера это
основное условие повседневной эффективной
деятельности, так как его рабочий день
(14—15 часов) в два раза превышает физиологические
нормы, закрепленные в законодательстве,
— 7—8 часов в сутки. Кроме того, работа
менеджера связана с высокими эмоциональными
нагрузками. По данным медиков, не менее
50 % здоровье человека зависит от образа
жизни, 20 % приходится на наследственность,
20 % — на экологию, 10 % — на медицину. Образ
жизни — устойчивый, сложившийся в определенных
общественно-экономических условиях способ
жизнедеятельности людей, удовлетворения
ими физиологических и духовных потребностей,
нормы общения и поведения — является
определяющим фактором человеческого
здоровья.
Здоровый образ жизни более узкое понятие:
совокупность внешних и внутренних условий
жизнедеятельности организма, при которых
его системы работают долговечно, а также
совокупность рациональных методов сохранения
и укрепления организма. Избрать в тех
или иных условиях здоровый образ жизни
мы можем. Понятие психического здоровья
в психологии не получило пока развернутой
оценки. По мнению крупнейшего российского
психиатра С. С. Корсакова, оно связано
с представлением о человеке как о психическом
целом. В нем соединены все существенные
свойства, составляющие личность, придающие
ей устойчивость, уравновешенность и способность
противодействовать влияниям, стремящимся
эту целостность нарушить. Психическое
здоровье человека зависит от социального
здоровья среды, в которой личность формируется.
Социальные связи (семья, родные, близкие,
друзья, сотрудники и пр.) могут воздействовать
как благотворно, так и негативно, формируя
личность психически нездоровую (вплоть
до неадекватного поведения, криминального
развития). Комплексный подход к оценке
психического здоровья человека позволяет
выделить следующую совокупность психических
проявлений: 1) свойства личности — оптимизм,
уравновешенность, сосредоточенность
(отсутствие суетливости), нравственность,
адекватный уровень притязаний, чувство
долга, уверенность в себе, необидчивостъ,
непосредственность (естественность),
неленость, чувство юмора, доброжелательность,
терпеливость, самоуважение, самоконтроль;
2) психические состояния — эмоциональная
устойчивость (самообладание), зрелость
чувств соответственно возрасту, совладание
с негативными чувствами (гнев, страх,
жадность, зависть), свободное, естественное
проявление чувств и эмоций, способность
радоваться, сохранность привычного (оптимального)
самочувствия; 3) психические процессы
— адекватность психического отражения
(близость субъективных образов к отражаемым
объектам действительности), адекватное
восприятие самого себя, способность концентрации
внимания на предмете или виде деятельности,
удержание информации в памяти, способность
к логической обработке информации, критичность
мышления, креативность мышления, знание
себя, дисциплина ума (управление мыслями).
Типичные признаки психически нездоровой
личности следующие: 1) зависимость от
вредных привычек, уход от ответственности
за себя, утрата веры в себя, свои возможности,
пассивность; 2) чувственная тупость, беспричинная
злость, ослабление высших и низших инстинктивных
чувств, повышенная тревожность; 3) процессы
— неадекватное восприятие себя, своего
«Я», нелогичность, снижение познавательной
активности, хаотичность мышления, категоричность
(стереотипность) мышления, повышенная
внушаемость, некритичность мышления.