Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Файлы: 1 файл

8.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

3. Компетентность в той  сфере, в которой работает компания.

4. Личностные и социальные  качества, коммуникативные навыки.

 

 

Оценку профессиональной пригодности менеджера, претендующего на руководящий пост в крупной компании, психологи определяют по итогам собеседования, в процессе которого по семибальной шкале оценивается каждое из восьми основных качеств, которыми должен обладать эффективный руководитель. Этими личностными качествами являются:

1. Речевые способности

2. Коммуникабельность

3. Смелость

4. Настойчивость

5. Эмоциональная стойкость  и толерантность

6. Личное обаяние

7. Способность правильно  спрогнозировать развитие ситуации

8. Компетентность.

 

 

При данной системе оценки профпригодности оценивается каждое отдельное качество, а потом суммируются все результаты. Если сумма баллов, выставленных за каждое отдельное качество, составляет 50-56 баллов, значит, в профессиональной пригодности менеджера не может быть никаких сомнений, и данный человек имеет все качества, необходимые для эффективного управления коллективом, а в случае, когда результат суммирования оценок ниже 20 баллов, решение об назначении кандидата на должность менеджера, как правило, не принимается.

 

 

Как стать эффективным менеджером

 

 

На менеджеров возлагается большая ответственность, поэтому неудивительно, что требования, выдвигаемые к кандидатам на данную должность, достаточно высокие. Поэтому психология менеджмента не только выделяет и классифицирует личностные характеристики, которыми должен обладать руководитель, но и изучает способы, с помощью которых можно достичь успеха в управлении. Придерживаясь следующих рекомендаций, менеджеры могут повысить свою профессиональную пригодность и научиться более эффективно руководить коллективом:

 

 

1. Необходимо постоянно развивать  и совершенствовать свои коммуникативные  способности и речевые навыки, а также навыки делового общения

2. Нужно всегда иметь  план дальнейших действий при  различных вариантах развития  ситуации  

3. Необходимо постоянно  повышать свою квалификацию и  быть в курсе всех нововведений  и новостей, касающихся сферы  деятельности компании

4. Необходимо при управлении  придерживаться демократического  стиля руководства, в основе которого - не авторитарные методы управления, а мотивация сотрудников и распределение обязанностей между ними таким образом, чтобы каждый работник мог максимально реализовать себя в профессиональной сфере.

5. При общении с подчиненными  менеджеру необходимо уметь сдерживать  эмоции, проявлять при общении  мягкость и доброжелательность  и уметь сглаживать конфликты.

6. Эффективный менеджер  должен иметь не только краткосрочные  планы и прогнозы, но и выстроить  собственную стратегию управления  и дальнейшего развития компании.

7. Менеджер должен уметь  работать в команде и при  необходимости - делегировать часть  своих полномочий подчиненным

8. Эффективный руководитель  обладает такими личностными  характеристиками, как настойчивость, упорство, смелость и умение быстро  принимать решения, поэтому тем  управленцам, которые планируют  достичь успеха в сфере менеджмента, необходимо развивать данные  качества.

 

Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

  • руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

  • руководителю по отношению к подчиненным;

  • администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).

Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

Менеджмент

Конечный результат

Американский

Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации

Японский

Совершенствование межличностных отношений

Европейский

Формирование качества продукта

Российский

Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике


Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

  • обеспечение функционирования подсистемы снабжения;

  • обеспечение функционирования производственной системы;

  • обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;

  • ОФ финансовой подсистемы;

  • ОФ инновационной подсистемы;

  • ОФ социальной подсистемы;

Типы менеджеров


Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Уровни управления

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

  • предпринимателя;

  • бизнесмена;

  • коммерсанта.

Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

Качества, необходимые менеджеру


Основные качества, необходимые менеджеру:

  • мировоззренческая позиция:

    • наличие выработанной управленческой концепции;

    • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;

    • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;

  • деловая компетенция:

    • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;

    • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;

    • владеть современными методами менеджмента;

  • административный талант:

    • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;

    • обладать опытом административной работы;

    • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;

    • уметь осуществлять корпоративную поддержку;

  • личностные качества:

    • генетическая предрасположенность к лидерству;

    • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;

    • критически оценивать свои достижения;

    • уметь гармонизировать межличностные отношения;

Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

Требования, предъявляемые к менеджеру


В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

  • - знание технологии производственного процесса и его функционирования;

  • - знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

  • - знание общей экономической теории;

  • - знание теории маркетинга;

  • - а также общая эрудиция по специальности;

  • - знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

  • - умение быть в форме;

  • - выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

  • - выдержка в любой конфликтной ситуации;

  • - коммуникативность;

  • - умение слушать;

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента