Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Файлы: 1 файл

8.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)




Разделение труда в управлении

Разделение труда в управлении

Содержание и особенности управленческого труда

Управленческий труд не выступает созидателем материальных благ, он является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, т.е. это производительный труд, необходимый при любом комбинированном способе производства. /Шеметов П. В./

Управленческий труд относится к категории умственного труда, осуществляемого в виде нервно-психологических усилий, и поэтому относится к сложному труду.

Сложность управленческого труда характеризуется следующими обстоятельствами:

- масштабами, количеством, структурой  решаемых проблем; связями между  ними; разнообразием применяемых  методов и принципов;

- степенью новизны принимаемых  решений; объемом требуемых изменений  в состоянии объекта управления; поиском нетрадиционных методов  решения проблем;

- степенью оперативности, самостоятельности, ответственности  принимаемых решений.

Управленческая деятельность представляет собой разновидность трудового процесса, поэтому она и характеризуется всеми присущими ему элементами, а именно:

- объектом труда - на что  направлено управляющее воздействие (трудовая деятельность людей  – объект управляющего воздействия, т.к. управление - это работа с  людьми)

- предметом труда –  то с чем работает менеджер (информация);

- средствами труда (все  то, что способствует операциям  с информацией (средства хранения, переработки и т.д.; это организационная  и вычислительная техника, а уровень  и полнота ее использования  определяют культуру и эффективность  управления);

- самим трудом;

- результатами труда (управленческие  решения).

Характеристики управленческого труда приведены в таблице 1.

Специфика труда менеджера заключается в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Характер труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. Основная задача – интегрировать систему управления в единое целое, координировать действия звеньев наиболее рациональным способом для наиболее полного достижения целей организации. Менеджер может быть даже менее образован, чем ученый, но должен обладать таинствами управления, уникальными личными качествами, талантом, опытом, здравым смыслом.

 

 

Таблица 1.1

Характеристики управленческого труда

Цель управленческого труда

Обеспечить условия (организационные, технические, социальные, психологические) для достижения целей организации

Предмет управленческого труда

1.Люди, их трудовая деятельность 2. Информация 3. Ресурсы

Средства управленческого труда

Средства коммуникации или связи (телефон, факс, почта – переписка, Интернет) Вычислительная техника Концепции и методы управления, знания и опыт

Характеристика управленческого труда

Умственный труд, творческого характера

Продукт труда управленческого труда

Управленческие решения Управленческие воздействия на подчиненных. Достижения, результаты деятельности организации.


 

 

 

 
 

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных видов его деятельности в самостоятельные сферы его деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.

Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители)- реализацией уже принятых решений.

 

 

Разделение управленческого труда осуществляется в двух направлениях:

1. специализация и обособление  управленческой работы,

2. кооперация и комбинирование  видов управленческой деятельности.

Согласно О.С. Виханскому и А.И. Наумову, разделение управленческого труда – это постоянный процесс и он имеет несколько стадий в зависимости от объемов и сложности управления организацией:

1) объем управления невелик, сложность управленческих действий  невысокая, управляет тот же работник, который выполняет производственные  функции (бригадир, глава семейного  предприятия),

2) объем управленческой  работы требует выделения специального  работника, освобожденного от производственных  функций (начальник участка, мастер, руководитель малого предприятия),

3) объем работы по управлению  возрастает настолько, что возникает  необходимость координации деятельности  этих специальных работников, возникает  линейная иерархия (группу мастеров  возглавляет начальник цеха или  бюро),

4) дальнейший рост объемов  и сложности управленческой работы  требует специализации управленческих  работников на выполнение отдельных  функций, в управлении проявляются  специалисты (плановики, учетчики, контролеры),

5) объем работы по общим  функциям и число работников, занятых специальными работами, увеличивается и требует координации  усилий, появляется необходимость  в начальнике для руководства  специалистами подразделений (главный  бухгалтер, директор по качеству, финансовый директор и т.д.),

6) развитие управленческой  деятельности приводит к необходимости  объединения функциональной и  линейной иерархий под общим  руководством руководство становится  специализированным видом деятельности (директор предприятия, заместители  директора по основным направлениям  деятельности).

г) деятельность по координированию и регулированию

действий других людей составляет сущность управления.

Все стадии существуют одновременно и имеют вполне определенное организационное оформление в виде различных должностей и структурных подразделений.

Характеристика видов и форм разделения управленческого труда представлены в таблице 1.2.

Таблица 1. 2

Виды разделения управленческого труда

Виды

Характеристика

Функциональное (горизонтальное)

Деление всей работы на составляющие компоненты Выделение необходимых для эффективного управления производством функций, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления (производство, маркетинг, финансы, управление персоналом). Крупные организации осуществляют горизонтальное разделение труда с помощью подразделений (отделов, структурных элементов)

Иерархическое (вертикальное)

. Вертикальное разделение  туда отделяет работу по координированию  действий. Распределение работ между  уровнями иерархии управления, закрепление  их за определенными управленческими  работниками и формирование на  этой основе полномочий работников.

Технологическое

Разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников

Профессиональное

Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой

Квалификационное

Предоставление работникам конкретных видов деятельности в соответствии с их квалификацией, стажем работы, личными способностями и компетенциями.

Должностное

Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (совокупность прав, обязанностей и ответственности по реализации какой-либо функции управления)


 

 

 

Необходимость управленияопределяется тем, что для того, чтобы организация могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда и идентифицированы посредством горизонтального разделения труда. Поэтому управление является существенным и важным видом деятельности в организации.

 

 

Центральное место в управлении занимает руководитель, управляющий, менеджер.

Руководитель – работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы.

Руководитель – работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. В круг обязанностей входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления.

Руководитель предприятия – по законодательству Российской Федерации – возглавляющее предприятие должностное лицо, которое:

- без доверенности действует  от имени предприятия,

- представляет интересы  предприятия,

- распоряжается имуществом  предприятия,

- заключает (трудовые) договоры,

- выдает доверенности,

- открывает в банках  расчетный и другие счета,

- пользуется правом распоряжения  средствами,

- утверждает штаты,

- издает приказы и дает  указания, обязательные для всех  работников предприятия.

Менеджер – руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в условиях рынка (ориентации на потребителя).

Менеджер –это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер - 1) член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей для достижения намеченных целей; 2) наемный профессиональный управляющий.

Менеджер – предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и развитие организации.

Деятельность менеджеров отличается определенной самостоятельностью, что можно охарактеризовать следующим образом:

1 .менеджер по своему  служебному положению наделяется  правомочными функциями и большими  правами для принятия решений, т.е. он может действовать самостоятельно  в любых производственных и  коммерческих операциях,

2. самостоятельность менеджера  проявляется в отношении его  к капиталу организации, на которую  он работает, т.е. речь идет об  отношении собственности. Это возникает  из следующего: начинающий бизнесмен  на первой стадии своей деятельности  сам осуществляет управление  своим капиталом, производственными  формами и людьми. По мере накопления  капитала и расширения производства  у него возникает необходимость  в более профессиональном управлении. Тогда он приглашает на определенные  управленческие роли профессионала, который осуществляет управление  соответствующей отраслью производства. Это внешняя сторона отношений  собственности и управленческих  отношений.

На первых порах предприниматель сам олицетворял отношения собственности управленческие отношения. Тогда же, когда появился управленческий работник – менеджер, и ему были переданы функции управления, произошло разделение этих отношений. Предприниматель теперь является владельцем своего капитала и олицетворяет отношения форм собственности, а менеджер – управленческие отношения.

Самостоятельность менеджеров проявляется и в том, что менеджеры свободны от собственности организации, в которой они работают, т.е. они не связаны в своих действиях каким-либо экономическими ограничениями, но в то же время им не запрещено иметь часть капитала в виде акций фирмы.

Менеджер, руководитель – субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, осознающий, что он особой профессии; работник, прошедший специальную подготовку. Для того, чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем, осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить знания, относящиеся к менеджменту, придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам, уметь хорошо управлять, достигать поставленных целей.

Менеджер не имеет однородности в своей работе. Для менеджера характерна кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что содержанием работы менеджера является роль руководителя. Г. Минцберг определяет роль «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкурентной должности». Им выделяются 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени (табл. 1.3).

Г. Минцберг отмечает, что роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми.

Межличностные роли делают руководителя сосредоточением информации; он действует в качестве центра обработки информации. Принимая межличностные и информационные роли, руководитель играет роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации.

перечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от особенностей организаций (табл.1.3).

Таблица 1.3

Роли менеджера по Генри Минцбергу

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

   

Главный руководитель

Символический глава, обязанности которого носят правовой и социальный характер

Церемониалы, действия, связанные с положением

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

   

Приемник информации

Разыскивает и получает информацию специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая – требует анализа отдельных фактов для оформления политики организации.

Рассылка почты по организации с целью получения обратной связи; проведение обзоров, бесед.

Представитель

Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях. Почтовые отправление, устные выступления, включая информацию для внешних организаций

Роли по принятию решений

   

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности; контролирует разработку отдельных проектов

Участие в заседаниях с обсуждениями стратегий, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров

         

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента