Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат
Описание работы
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т.
е. сложная совокупность врожденных (природных)
и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.
Все капитальные труды
по менеджменту содержат перечни качеств
идеального менеджера. Их можно разделить
на две группы: 1) биологические и социально-экономические
характеристики и 2) личностные качества.
Черты биологической
группы, которые мы рассмотрим далее, носят объективный характер —
не зависят от сознания и психики личности.
Прежде всего это пол, возраст, здоровье,
темперамент, способности.
1. Пол. Традиционно исследования в
области психологии управления ориентированы
на мужчину-руководителя, так как мужчины
доминировали как на государственной
службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия
влияние половых различий на трудовую
деятельность и карьеру стало предметом
специальных исследований. На основе их
результатов можно выделить две группы
факторов, определяющих особенности организационного
поведения женщин:
собственно половые, биологические
и психологические.
Роль социокультурных факторов
проявляется в том, что подавляющее большинство
женщин с детского возраста ориентировано
обществом на сравнительно скромный общественный
статус — мать, жена, воспитательница
детей, помощница мужа. Поэтому до сих
пор женщине-руководителю приходится
преодолевать дополнительные трудности
для достижения успеха. Успех женщин-руководителей
приписывают случайности, везению, успех
мужчин-руководителей — личным качествам.
Учет такого рода стереотипных представлений
важен для женщин-руководителей, которым
приходится на деле доказывать «нормальность»
своего пребывания в роли «начальника».
Мужчине обычно делать это не приходится.
Вторая группа факторов
проявляется в большей зависимости
психического состояния женщин от
физиологических циклов (беременность,
кормление ребенка, менструальный цикл),
заботами о семье, в более сильной, чем
у мужчин, окрашенности деловых отношений
в личностные тона. Однозначной оценки
этих факторов в психологии менеджмента
нет. Отдельные авторы, в основном женщины,
расценивают их как способствующие эффективному
руководству (Ф. Денмарк, А. Иглн, Б. Джонсон
— «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин,
их превосходство над мужчинами в понимании
личных проблем сотрудников, приверженность
демократическому стилю руководства).
Другие исследователи придерживаются
противоположной точки зрения — повышенная
эмоциональность и личностная ориентация
в деловых отношениях действует как негативный
фактор эффективного руководства. Но он
может быть нейтрализован, если женщина-руководитель
«выработает у себя высокую устойчивость
к фрустрациям и эмоциональным всплескам
(М. Рихтер).
2. Возраст. Вторым важнейшим биологическим
признаком, влияющим на эффективность
деятельности менеджера, является возраст.
О действии его, конечно, можно говорить
лишь в общем, усредненном плане, учитывая
довольно частые исключения из правил,
которые объясняются личными особенностями
людей. Поэтому современная теория менеджмента
не может однозначно ответить на вопрос
об оптимальном возрасте для начала, расцвета
и завершения деловой карьеры руководителя.
Но есть общепринятое мнение о бесспорном
влиянии этого фактора на эффективность
деятельности менеджера — более высокие руководящие
посты требуют более зрелого возраста.
Некоторые управленческие структуры (армия,
госаппарат) четко регламентируют занятие
высоких должностей — генералом практически
невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот
фактор регламентирован не столь жестко.
Но закономерность занятия высоких постов
людьми зрелого возраста существует. В
Японии средний возраст президентов крупных
компаний в обрабатывающей промышленности—
63,5 года, в США — 59 лет (Т. Коно), вице-президенты
несколько моложе — примерно 55,7 года.
Президентом японской компании обычно
становится человек, проработавший в ней
не менее 30 лет и занимающий этот пост
8 лет.
Главные достоинства
молодого руководителя: энергичность,
высокая восприимчивость к инновациям
и предприимчивость, крепкое здоровье,
хорошая работоспособность. Но они уступают
старшим коллегам в опытности, специфическом
человеческом капитале — знаниях специфики
организации, хладнокровии, мудрости,
умении отличать главное от второстепенного.
Там, где слабы механизмы конкурентного
отбора кадров и сложно определить четкие
критерии деятельности (госслужба), учет
стажа и возраста целесообразен. Там, где
эффективность руководства регулярно
проверяется конкуренцией и результаты
деятельности достаточно осязаемы (сфера
бизнеса), установление возрастных барьеров
нецелесообразно.
3. Здоровье. Здоровье — важный фактор эффективного
руководства. В теории менеджмента термин
понимается широко: включает в себя не
только физические, но и психосоциальные
критерии. Биологически здоровый организм
человека функционирует в оптимальном
режиме и адекватно реагирует на изменения
в окружающей среде. Для менеджера это
основное условие повседневной эффективной
деятельности, так как его рабочий день
часто превышает физиологические нормы,
закрепленные в законодательстве. Кроме
того, работа менеджера связана с высокими
эмоциональными нагрузками. По данным
медиков, не менее 50% здоровье человека
зависит от образа жизни, 20% приходится
на наследственность, 20% — на экологию,
10% — на медицину. Образ жизни — устойчивый,
сложившийся в определенных общественно-экономических
условиях способ жизнедеятельности людей,
удовлетворения ими физиологических и
духовных потребностей, нормы общения
и поведения — является определяющим
фактором человеческого здоровья.
Избрать в тех или иных
условиях здоровый образ жизни мы можем.
Понятие же психического здоровья в психологии
не получило пока развернутой оценки.
По мнению российского психиатра С. С.
Корсакова, оно связано с представлением
о человеке как о психическом целом. В
нем соединены все существенные свойства,
составляющие личность, придающие ей устойчивость,
уравновешенность и способность противодействовать
влияниям, стремящимся эту целостность
нарушить. Психическое здоровье человека
зависит от социального здоровья среды,
в которой личность формируется. Социальные
связи (семья, родные, близкие, друзья,
сотрудники и пр.) могут воздействовать
как благотворно, так и негативно.
Комплексный подход
к оценке психического здоровья человека
позволяет выделить следующую совокупность
психических проявлений:
свойства личности — оптимизм, уравновешенность,
сосредоточенность (отсутствие суетливости),
нравственность, адекватный уровень притязаний,
чувство долга, уверенность в себе, необидчивость, непосредственность (естественность), неленость, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль;
психические состояния — эмоциональная устойчивость
(самообладание), зрелость чувств соответственно
возрасту, совладание с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия;
психические процессы — адекватность психического
отражения (близость субъективных образов
к отражаемым объектам действительности),
адекватное восприятие самого себя, способность
концентрации внимания на предмете или
виде деятельности, удержание информации
в памяти, способность к логической обработке
информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисциплина ума (управление мыслями).
К объективным факторам
эффективного руководства относятся
социально-экономическое положение человека,
его статус в обществе и полученное образование.
Исследования однозначно подтверждают
прямую зависимость занятия руководящих
должностей от социального происхождения
и статуса человека. Ф. Е. Фидлер сказал,
что «лучший способ стать президентом
компании — родиться в семье, которая
владеет компанией». История знает немало
обратных примеров, но корреляция между
социально-экономическим положением и
занимаемой должностью существует.
Образование занимает промежуточное положение
между объективными и субъективными факторами
эффективной менеджерской деятельности,
так как прочное усвоение знаний и продуктивное
их использование не покупается за деньги,
а зависит от свойств личности, индивидуальных
способностей и уровня интеллекта. Выяснению
влияния определенных качеств на эффективность
руководства были посвящены достаточно
многочисленные эмпирические исследования.
Р. М. Стогдилл (США) обобщил результаты
163 таких работ, пытаясь установить наличие
и характер зависимости между отдельными
чертами и успехом руководителя. Индивидуальные
качества руководителя он объединил в
шесть групп:
физические характеристики;
социальное происхождение;
способности — интеллект, рассудительность,
знания, умение выражать свои мысли;
личные особенности — приспособляемость, доминирование,
независимость, оригинальность, уверенность
в себе;
отношение к задачам — трудовая мотивация, ответственность,
инициатива, упорство, ориентация на производственные
задачи;
социальные способности
и навыки — готовность к кооперации
с другими, популярность, навыки общения.
Прямая зависимость
между отдельными чертами человека и занятием
им руководящей должности подтверждается,
по мнению Стогдилла, все же достаточно
редко, так как на их значимость существенно
влияет конкретная ситуация.
Менеджерская деятельность
связана с решением самых разнообразных
задач. Основной инструмент — мышление. Как
психический процесс оно направлено на
вскрытие связей между предметами и явлениями
действительности. Мыслительные операции
по осуществлению основных функций менеджмента
(планирование, организация, мотивация
и контроль) совершаются двумя моделями мышления —
логическим и креативным, творческим мышлением.
Логическое мышление
применяется при решении задач с конкретным
набором данных и при малой степени неопределенности,
оно приводит к единственно верному результату
через операции анализа, синтеза, сравнения,
обобщения. Креативное мышление действует
в ситуациях недостаточности конкретных
данных и большой степени неопределенности.
Оно не дает единственно верного результата,
а предлагает ряд равноценных, один из
которых может быть предпочтительней
других. Креативное мышление применяет
методы анализа, сравнения, синтеза, но
они не являются главными.
Кроме опыта большую
роль в принятии эффективного менеджерского
решения играет психологическое состояние
— бодрость, подъем сказываются положительно
на генерировании интуитивных решении.
Еще один фактор — это индивидуально-психологические
особенности человека: одни люди склонны
действовать практически всегда исходя
только из фактов и применяя логическое
мышление, другие очень часто полагаются
только на свою интуицию. Креативное мышление
— один из важнейших инструментов современного
менеджера — можно и нужно развивать путем
тренировки быстроту, гибкость и прогностичность
ума. Быстрота ума — это способность в
единицу времени решить такое количество
задач, с которыми в состоянии справиться
при случайной выборке примерно 40 человек
из 100 обследуемых. Гибкость — умение
быстро перестраиваться и отказываться
от усвоенных ранее шаблонов. Оригинальность
мышления — способность найти новое,
нестандартное решение проблем. Прогностичность
представляет собой умение человека предвидеть
наступление вполне конкретных событий.
Руководители всех
рангов относятся к категории работников,
страдающих чаще, нежели остальные, серьезными
хроническими заболеваниями. В возрасте
40-49 лет показатель гипертонической болезни
у руководителей-мужчин превышает 50% обследованных.
Причиной, по общему мнению исследователей,
является стресс.Стресс — это
физиологическое и психическое напряжение
организма. Психологические стрессы вызываются
не каким-нибудь одним, пусть очень сильным
раздражителем, но серией мелких, постоянных,
каждодневных волнений. Поэтому уметь
противостоять стрессам и повышать свою
стрессоустойчивость — важнейшее необходимое
качество менеджера.
По своей эффективности
руководства менеджеры различаются. От
чего это зависит? Исследования и опросы
показали, что в качестве важнейших факторов
успеха в деятельности менеджера выделяют
следующее:
Желание и интерес человека
заниматься деятельностью менеджера.
Умение работать с людьми, умение
общаться, взаимодействовать, убеждать,
влиять на людей (коммуникативные качества).
Гибкость, нестандартность,
оригинальность мышления, способность
находить нетривиальные решения.
Оптимальное сочетание рискованности
и ответственности в характере.
Способность предвидеть будущее
развитие событий, Предвидеть последствия
решений, интуиция.
Высокая профессиональная компетентность
и специальная управленческая подготовка.
Дальнейшее изучение
личностных психологических качеств,
обусловливающих эффективность руководства,
позволило выделить следующие необходимые
качества и черты личности (Р. Стоцилл):
Доминантность — умение влиять на подчиненных.
Уверенность в себе.
Эмоциональная уравновешенность
и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.