Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Файлы: 1 файл

8.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Объективной причиной существования менеджеров является основополагающее положение о том, что организация не может существовать без менеджеров в условиях рыночных отношений. Г. Минцберг видит их в следующем.

1. Менеджеры вырабатывают  стратегии организаций.

2. Менеджеры разрабатывают  и устанавливают взаимодействия  между процессами, протекающими  в организациях.

3. Менеджеры направляют  деятельность организаций на  пользу тем лицам и учреждениям, которые имеют контроль над  организацией.

4. Менеджеры служат основным  информационным каналом связи  организаций с окружающей средой.

5. Менеджеры несут ответственность  за конечные результаты деятельности  организаций.

6. Менеджеры представляют  организации на официальных мероприятиях.

7. Менеджеры направляют  организации на осуществление  их миссий.

Существует применяемый к любой организации процесс управления, который заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель. Необходимость выполнения указанных функций управления определяет особенности труда менеджеров, которые, в свою очередь, определяют черты и свойства, необходимые менеджеру (рис. 1.2).

Несмотря на то, что менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, работы они делают различные. При большом объеме управленческой работы она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры распределяются во главе функциональных областей и подразделений.

 

 

 

Рис. 1.2 - Особенности труда менеджеров, черты и свойства, необходимые менеджеру

 

 

Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Менеджеры, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей. Так до уровня менеджера, который координируют работу неуправленческого персонала.

Неуправленческий персонал организации представляют работники, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств).

Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления. Вне зависимости от существования в организации уровней управления, руководителей делят на 3 категории.

Т. Парсонс предлагает рассматривать категории менеджеров с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Это технически уровень, управленческий уровень и институционный уровень. Институционный уровень – уровень социальных структур – так называемых «институтов», выполняющих определенные общественные функции.

Согласно Т. Парсонсу, менеджеры на техническом уровне в основном занимаются ежедневными управленческими процессами и действиями, необходимыми для эффективной работы организации. Руководители на управленческом уровне заняты управлением и координацией внутри организации. Руководители на институционном уровне заняты разработкой стратегии, долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.

Общепринятый способ описания уровней менеджеров в организации состоит в выделении менеджеров (руководителей) низового звена, менеджеров (руководителей) среднего звена и менеджеров (руководителей) высшего звена (топ менеджеров – главных управляющих).

Основу такой классификации оставляет иерархия, которая определяется как расположение частей в порядке от высшего к низшему. В соответствии с иерархией управления (вертикального разделения управленческого труда) работа менеджеров каждого уровня имеет определенную специфику.

Организация производства на предприятиях относится к сфере деятельности линейных менеджеров: генерального директора, директора, начальника производства, начальника цеха и участка, мастера, бригадира. Линейный менеджер несет всю полноту ответственности за состояние и высокий уровень организации производства.

Менеджеры низового звена – это младшие начальники (в машиностроительном производстве – мастера). Они выполняют управленческие действия на организационном уровне, находящемся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). В обязанности младших управленцев входит выдача и осуществление контроля за выполнением производственных заданий, предоставление информации о правильности выполнения этих заданий. Они могут отвечать за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырья, оборудования). Руководители низового звена составляют большую часть руководителей в организации. Большинство менеджеров начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.

Работа руководителя низового звена характеризуется напряженностью и наполненностью разнообразных действий, переходами от одной задачи к другой. Задачи в основном краткие, порой исчисляются минутами. Временной период для реализации решений короткий (до двух недель). Около половины своего рабочего времени младшие руководители проводят в общении, в основном с подчиненными. Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена.

На уровне производственного участка и бригады – низовом уровне управления – профессиональная деятельность менеджерадолжна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий и стимулирования выпуска продукции высокого качества, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и активизировать творческую активность в процессе труда.

В зависимости от организационной необходимости средний уровень управления может быть подразделен на верхний средний (начальник цеха), низший средний (старший мастер).

Характер работы руководителя среднего звена изменяется внутри организации и от одной организации к другой. Некоторые организации предоставляют руководителям среднего звена больше полномочий. Их работа становится похожей на руководителей высшего уровня управления.

Менеджеры среднего звена обычно возглавляют крупное подразделение в организации – отдел, цех. Особенность работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Менеджеры среднего уровня управления испытывают сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера, например, дробление и слияние организаций, компьютеризация процессов сбора информации.

Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы – цеха – решаются задачи постоянного совершенствования организации производства, обеспечения деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создания условий для активизации творческой активности персонала.

Руководители высшего звена, высшего уровня управления в организации гораздо малочисленнее других. Типичные представители должностей высших руководителей, например, для открытого акционерного общества, - представитель совета директоров, президент или генеральный директор, вице-президенты.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Работа высшего руководителя характеризуется напряженностью и большим объемом и не имеет четкого завершения, поскольку организация продолжает действовать.

На высшем уровне управления в профессиональную деятельность менеджера входят работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждению организационных проектов, планов реорганизации производства и контролю за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества.

Пределы, в которых распространяется деятельность менеджеров в организации, определяются функциональными группами или функциональными областями процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

Области профессиональной деятельности менеджеров в управлении производством:

- подготовка производства (выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, разработка  технологических процессов, изготовление  оснастки);

- производственные процессы (основные производственные процессы: заготовительные, обрабатывающие, сборочные, вспомогательные производственные  процессы, обеспечивающие производственные  процессы);

- материально-техническое  снабжение, обеспечение качества  продукции.

Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, рекламе и пропаганде, ценообразовании, реализации продукции.

Деятельность в организации финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участия в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организации коммерческого расчета, проведения кредитной политики, анализа финансового состояния организации.

Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом (HR – менеджмент, human resource management, управление человеческими ресурсами) связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности, управлением продвижением по службе.

Менеджер в области эккаутинга(accounting) занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением фактической деятельности организации с ее возможностями и деятельностью организаций-конкурентов.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Каждой организации нужен человек, отвечающий за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Современный менеджер выступает как управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, организатор и инноватор. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

 
Автор: Людмилa Дмитриевна Cтoляpeнкo, кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Южно-Российского государственного технического университета.

 
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.

Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

  • Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.

  • Менеджер-лидер. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.

  • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).

  • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента