Сущность, цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат

Описание работы

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Файлы: 1 файл

8.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

На первых порах предприниматель сам олицетворял отношения собственности управленческие отношения. Тогда же, когда появился управленческий работник – менеджер, и ему были переданы функции управления, произошло разделение этих отношений. Предприниматель теперь является владельцем своего капитала и олицетворяет отношения форм собственности, а менеджер – управленческие отношения.

Самостоятельность менеджеров проявляется и в том, что менеджеры свободны от собственности организации, в которой они работают, т.е. они не связаны в своих действиях каким-либо экономическими ограничениями, но в то же время им не запрещено иметь часть капитала в виде акций фирмы.

Менеджер, руководитель – субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, осознающий, что он особой профессии; работник, прошедший специальную подготовку. Для того, чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем, осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить знания, относящиеся к менеджменту, придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам, уметь хорошо управлять, достигать поставленных целей.

Менеджер не имеет однородности в своей работе. Для менеджера характерна кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что содержанием работы менеджера является роль руководителя. Г. Минцберг определяет роль «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкурентной должности». Им выделяются 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени (табл. 1.3).

Г. Минцберг отмечает, что роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми.

Межличностные роли делают руководителя сосредоточением информации; он действует в качестве центра обработки информации. Принимая межличностные и информационные роли, руководитель играет роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации.

перечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от особенностей организаций (табл.1.3).

Таблица 1.3

Роли менеджера по Генри Минцбергу

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

   

Главный руководитель

Символический глава, обязанности которого носят правовой и социальный характер

Церемониалы, действия, связанные с положением

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

   

Приемник информации

Разыскивает и получает информацию специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая – требует анализа отдельных фактов для оформления политики организации.

Рассылка почты по организации с целью получения обратной связи; проведение обзоров, бесед.

Представитель

Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях. Почтовые отправление, устные выступления, включая информацию для внешних организаций

Роли по принятию решений

   

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности; контролирует разработку отдельных проектов

Участие в заседаниях с обсуждениями стратегий, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров

         

 

 

 

Объективной причиной существования менеджеров является основополагающее положение о том, что организация не может существовать без менеджеров в условиях рыночных отношений. Г. Минцберг видит их в следующем.

1. Менеджеры вырабатывают  стратегии организаций.

2. Менеджеры разрабатывают  и устанавливают взаимодействия  между процессами, протекающими  в организациях.

3. Менеджеры направляют  деятельность организаций на  пользу тем лицам и учреждениям, которые имеют контроль над  организацией.

4. Менеджеры служат основным  информационным каналом связи  организаций с окружающей средой.

5. Менеджеры несут ответственность  за конечные результаты деятельности  организаций.

6. Менеджеры представляют  организации на официальных мероприятиях.

7. Менеджеры направляют  организации на осуществление  их миссий.

Существует применяемый к любой организации процесс управления, который заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель. Необходимость выполнения указанных функций управления определяет особенности труда менеджеров, которые, в свою очередь, определяют черты и свойства, необходимые менеджеру (рис. 1.2).

Несмотря на то, что менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, работы они делают различные. При большом объеме управленческой работы она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры распределяются во главе функциональных областей и подразделений.

 

 

 

Рис. 1.2 - Особенности труда менеджеров, черты и свойства, необходимые менеджеру

 

 

Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Менеджеры, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей. Так до уровня менеджера, который координируют работу неуправленческого персонала.

Неуправленческий персонал организации представляют работники, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств).

Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления. Вне зависимости от существования в организации уровней управления, руководителей делят на 3 категории.

Т. Парсонс предлагает рассматривать категории менеджеров с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Это технически уровень, управленческий уровень и институционный уровень. Институционный уровень – уровень социальных структур – так называемых «институтов», выполняющих определенные общественные функции.

Согласно Т. Парсонсу, менеджеры на техническом уровне в основном занимаются ежедневными управленческими процессами и действиями, необходимыми для эффективной работы организации. Руководители на управленческом уровне заняты управлением и координацией внутри организации. Руководители на институционном уровне заняты разработкой стратегии, долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.

Общепринятый способ описания уровней менеджеров в организации состоит в выделении менеджеров (руководителей) низового звена, менеджеров (руководителей) среднего звена и менеджеров (руководителей) высшего звена (топ менеджеров – главных управляющих).

Основу такой классификации оставляет иерархия, которая определяется как расположение частей в порядке от высшего к низшему. В соответствии с иерархией управления (вертикального разделения управленческого труда) работа менеджеров каждого уровня имеет определенную специфику.

Организация производства на предприятиях относится к сфере деятельности линейных менеджеров: генерального директора, директора, начальника производства, начальника цеха и участка, мастера, бригадира. Линейный менеджер несет всю полноту ответственности за состояние и высокий уровень организации производства.

Менеджеры низового звена – это младшие начальники (в машиностроительном производстве – мастера). Они выполняют управленческие действия на организационном уровне, находящемся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). В обязанности младших управленцев входит выдача и осуществление контроля за выполнением производственных заданий, предоставление информации о правильности выполнения этих заданий. Они могут отвечать за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырья, оборудования). Руководители низового звена составляют большую часть руководителей в организации. Большинство менеджеров начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.

Работа руководителя низового звена характеризуется напряженностью и наполненностью разнообразных действий, переходами от одной задачи к другой. Задачи в основном краткие, порой исчисляются минутами. Временной период для реализации решений короткий (до двух недель). Около половины своего рабочего времени младшие руководители проводят в общении, в основном с подчиненными. Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена.

На уровне производственного участка и бригады – низовом уровне управления – профессиональная деятельность менеджерадолжна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий и стимулирования выпуска продукции высокого качества, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и активизировать творческую активность в процессе труда.

В зависимости от организационной необходимости средний уровень управления может быть подразделен на верхний средний (начальник цеха), низший средний (старший мастер).

Характер работы руководителя среднего звена изменяется внутри организации и от одной организации к другой. Некоторые организации предоставляют руководителям среднего звена больше полномочий. Их работа становится похожей на руководителей высшего уровня управления.

Менеджеры среднего звена обычно возглавляют крупное подразделение в организации – отдел, цех. Особенность работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Менеджеры среднего уровня управления испытывают сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера, например, дробление и слияние организаций, компьютеризация процессов сбора информации.

Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы – цеха – решаются задачи постоянного совершенствования организации производства, обеспечения деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создания условий для активизации творческой активности персонала.

Руководители высшего звена, высшего уровня управления в организации гораздо малочисленнее других. Типичные представители должностей высших руководителей, например, для открытого акционерного общества, - представитель совета директоров, президент или генеральный директор, вице-президенты.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Работа высшего руководителя характеризуется напряженностью и большим объемом и не имеет четкого завершения, поскольку организация продолжает действовать.

На высшем уровне управления в профессиональную деятельность менеджера входят работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждению организационных проектов, планов реорганизации производства и контролю за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества.

Пределы, в которых распространяется деятельность менеджеров в организации, определяются функциональными группами или функциональными областями процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

Области профессиональной деятельности менеджеров в управлении производством:

- подготовка производства (выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, разработка  технологических процессов, изготовление  оснастки);

- производственные процессы (основные производственные процессы: заготовительные, обрабатывающие, сборочные, вспомогательные производственные  процессы, обеспечивающие производственные  процессы);

- материально-техническое  снабжение, обеспечение качества  продукции.

Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, рекламе и пропаганде, ценообразовании, реализации продукции.

Деятельность в организации финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участия в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организации коммерческого расчета, проведения кредитной политики, анализа финансового состояния организации.

Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом (HR – менеджмент, human resource management, управление человеческими ресурсами) связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности, управлением продвижением по службе.

Менеджер в области эккаутинга(accounting) занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением фактической деятельности организации с ее возможностями и деятельностью организаций-конкурентов.

 

 

Читайте также:

  1. I уровень организации
  2. I. Святое место.
  3. II. Сетевые организации. Сетевые организационные структуры
  4. II. Совершенствование управления, организации производства и труда, в т.ч.
  5. III. Коллективные формы организации труда
  6. III. Наименование место происхождение товаров.
  7. III. Основные направления деятельности народников. Народнические организации.
  8. III. Основы организации физического воспитания в вузе
  9. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  10. IV. Группы месторождений (залежей) по величине запасов, сложности геологического строения
  11. IV. Направления организации труда
  12. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.

  

Информация о работе Сущность, цели и задачи менеджмента