Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель данной работы – исследование структуры управления маркетингом на промышленном предприятии.
В соответствии с выбранной целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть маркетинг как специфическая функция управления предприятием;
2. осуществить анализ предприятия (коммунальное унитарное производственное предприятие «Комбинат железобетонных изделий»);
3. осуществить анализ развития маркетинга как функцию управления предприятием (коммунальное унитарное производственное предприятие «Комбинат железобетонных изделий»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАРКЕТИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1 Сущность и цели маркетинга в управлении предприятием 5
1.2 Принципы и задачи маркетинга как специфической функции управления предприятием 6
1.3 Организация маркетинговой деятельности и функций маркетинга в управлении предприятием 9
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (КОММУНАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КОМБИНАТ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ») 15
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 18
2.3 Анализ маркетинговой деятельности и использования механизмов маркетинга в управлении предприятием 21
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
С января 1988 года 159 военный завод приступил к массовому выпуску изделий 90-ой серии. Было построено 5 пролетов цеха КПД, трехсекционный РБУ, реконструирована открытая площадка для хранения изделий КПД с возможностью погрузки изделий КПД в транспорт. Также был построен цех по ремонту бортоснастки с необходимым набором современного оборудования, произведена реконструкция паросилового хозяйства и компрессорного хозяйства. Особое внимание при реконструкции было уделено автоматизации процессов тепловой обработки, применены новейшие достижения военно-промышленного комплекса, что позволило на 40-50% снизить потребление пара на единицу продукции. Внедренная система автоматизации тепловой обработки изделий на кассетном производстве не имеет аналогов даже в настоящий момент и позволяет управлять данным процессом с учетом временного фактора, реально рассчитывать прочность изделий в любой момент времени в зависимости от условий пропарки. Расчетная мощность завода при двухсменной работе составляла 120 тыс. м² жилья в год, фактически в 1989 году достигнут выпуск 70000 м² жилья в одну смену.
159 военный завод один из первых предприятий в РБ перешел на выпуск 3-х слойных стеновых панелей на гибких связях с коэффициентом теплопроводности 3 м² с/Вт.
В настоящее время БУКПП «КЖИ» располагает следующей производственной базой:
1. Формовочное производство в составе:
- бетоносмесительный цех;
- арматурный цех;
- полигон;
- цех КПД.
2. Деревообрабатывающее производство в составе:
- лесозаготовительный участок;
- столярный цех.
3. Строительно-монтажный участок в составе:
- монтажные звенья;
- сантехническое звено;
- электромонтажное звено;
- отделочное звено.
4. Вспомогательное производство в составе:
- автотранспортный цех;
- ремонтно-механический цех;
- паросиловое хозяйство;
- энергомеханический цех;
- участок малой механизации;
- производственные склады.
В 2007 году БУКПП «КЖИ» было сдано в эксплуатацию 33500 м² жилья, выполнено строительно-монтажных работ на сумму 16164 млн. руб.
В настоящее
время проводится активная работа по
техническому перевооружению производственных
мощностей для дальнейшего
Разработан план мероприятий и принимаются меры по освоению усовершенствованной серии домов КПД в свете требований СНБ 2.03.04-03 «Жилые здания» с более высокими потребительскими качествами и техническими характеристиками, увеличению объемов производства и строительства жилых домов со следующей динамикой:
- в 2006 году – 17,4 тыс. м² жилой площади;
- в 2007 году – 33,5 тыс. м² жилой площади;
- в 2008 году – 44 тыс. м² жилой площади;
- в 2009 году – 62 тыс. м² жилой площади.
Сегодняшнее состояние оборудования, наличие рабочей силы позволяет в указанные сроки реализовать предполагаемый инвестиционный проект.
Основными стратегическими целями развития предприятия в 2012 году являются:
- повышение эффективности производства;
- повышение
качества производимой
- увеличение
объема инвестиций в
- расширение
рынка и географии
- совершенствование
системы управления
- совершенствование финансовой системы;
Руководство текущей
деятельностью предприятия
Организационная структура предприятия отражена в приложении А.
Основным видом деятельности является строительство, а вспомогательным - железобетонное и деревообрабатывающее производство.
На комбинате существуют следующие основные производственные подразделения: формовочный цех, арматурный цех, бетоносмесительный цех и цех реализации, столярный цех, лесозаготовительный участок, строительно-монтажный участок, вспомогательное производство.
Кадровая служба является структурным подразделением БУКПП «КЖИ». Она подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю.
Структура и штат кадровой службы утверждается руководителем предприятия с учетом задач, стоящих перед предприятием, его специфики и численности работников. На БУКПП «КЖИ» кадровая служба состоит из заместителя директора по кадрам, быту и социальным вопросам и подчиненного его отдела кадров.
Распределение обязанностей между работниками кадровой службы осуществляет заместитель директора по кадрам, быту и социальным вопросам в соответствии с должностными инструкциями.
Состав отдела кадровой и правовой работы:
1. начальник отдела – 1ед.;
2. ведущий инженер по кадрам – 1 ед.;
3. инспектор по кадрам – 1 ед.;
4. юрисконсульт – 1 ед [2, c. 81].
На 01.01.2011 года среднесписочная численность работников на предприятии составила 524 человека. Из них 403 человек – рабочие и 121 человек – руководители, специалисты и служащие.
Численность работников предприятия в 2010 году определена исходя из планируемых объемов производства продукции и выполнения строительно-монтажных работ.
Наибольший объем выпуска продукции, и выполнения СМР в течение 2011 года ожидается в III-IV кварталах. Поэтому численность работников увеличивается с 619 человек в II квартале (из них рабочие – 493 человек, руководители и специалисты – 126 человек) до 627 человек во IV квартале (рабочие – 498 человек; руководители, специалисты, служащие – 129 человек).
Рассмотрим характеристику производственной и хозяйственной деятельности предприятия (Приложение Б).
Как видно из таблицы, финансовое состояние предприятия на протяжении 2008 - 2010 г. постоянно улучшалось. Объем производства продукции в сопоставимых ценах в 2010 году вырос по сравнению с 2009 на 24%, а по сравнению с 2008 – почти в 10 раз. Реализованная продукция в 2008 г. была нерентабельна (-44,6%), а в 2010 г. уровень ее рентабельности составил 6,6%. Также наблюдается рост среднемесячной зарплаты по предприятию. В 2010 году она выросла по сравнению с 2009 на 57,4%. Постоянно снижается сумма просроченной кредиторской задолженности (с 507,0 млн. руб. в 2008 г. до 253,0 млн. руб. в 2010) [33, c. 521].
Для определения
стратегии поведения
Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне [8, c. 42].
Проведем анализ факторов внешней среды прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) БУКПП «КЖИ» (Таблица 2.1) [13, c. 312].
Таблица 2.1 - Факторы внешней среды прямого воздействия БУКПП «КЖИ»
Факторы |
Характеристика |
Потребители |
Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что предприятие занимает достаточно выгодное месторасположение. Спектр деятельности комбината от индивидуального и единичного заказа до крупных заказов всех видов конструкций из тяжелого бетона для жилищного и промышленного строительства, спецсооружений по действующим сериям и ГОСТам. Комбинат осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности: - производит и реализует
по договорным ценам сборные
железобетонные конструкции, - производит и реализует
товары народного потребления,
оказывает услуги населению, - осуществляет - другие виды деятельности,
не запрещенные Удобное экономико-географическое положение в крупнейшем транспортном узле на востоке Беларуси, хорошо организованное гибкое производство, квалифицированные кадры, позволяют нам работать с самыми сложными и срочными заказами и потребителями не только из Беларуси, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Смоленска, Урала и Западной Сибири. |
Поставщики |
Организация тесно сотрудничает со многими научными учреждениями: БНТУ, УП БелНИИС, БелГИСС, УП «ЦНТУС», «НИИ ЖБ» г.Москва, различными ЦНИИ РФ, БПА, РУП «Стройтехнорм», УП «Институт НИПТИС», ГП «Минскриппроект», АП «Белпроект», РУП «Белпромпроект», УИР ОАО «Стройкомплект», ГНУ « Объединённый институт машиностроения НАН Беларуси». |
Конкуренты |
Это организации с которыми предприятию приходится бороться за клиентов, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства предприятия и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты – Альбион УП. г. Минск, ул. Мележа,1/707; Барановичский комбинат железобетонных конструкций Производственное республиканское унитарное предприятие, Республика Беларусь, 225320, Брестская область, г. Барановичи, ул. Кирова, 77; Бел Ют Стройсервис, г.Борисов, ул. Демина 1 ком. 3; ГлобалТехноСтройТорг ЧТПУП г. Минск ул. М.Танка, 16/106; Завод железобетонных изделий Производственное республиканское унитарное предприятие, Республика Беларусь, 225410, Брестская область, г. Барановичи, ул. Кирова, 75; ЗападСтильСтрой ЧСУП Минская обл.,г.Узда ул. Степанова,5; КапиталГлобалБел ООО 213040 Шкловский район д. Каменные Лавы ул. Центральная 40а; Мелкон-Сервис ЧУП г. Минск пер. Денисовский, 3-3; Пинский комбинат строительной индустрии Открытое акционерное общество |
Примечание – Источник: собственная разработка
Анализируя факторы внешней среды предприятия, необходимо выяснить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого нужно провести анализ угроз и возможностей организации с помощью экспертных оценок.
Для данного анализа необходимо применить метод SWOT. Применяя такой метод, устанавливаются линии связи между сильными и слабыми сторонами организации, внешними угрозами и возможностями путем экспертной оценки [12].
Для проведения экспертной оценки угроз и возможностей предприятия, а также выявления сильных и слабых сторон были привлечены 5 специалистов, оценивающие по десяти- бальной шкале.
В роли специалистов (экспертов) выступили сотрудники данной организации:
Директор
Бухгалтер
Ведущий экономист
На основании экспертных оценок составляем матрицу SWOT (таблица 2.2). С помощью матрицы, в которой установлена взаимосвязь между сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия и максимальными возможностями и угрозами, вырабатываются теоретические стратегии дальнейшего развития магазина. В ходе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выбираются стратегии, позволяющие максимально использовать имеющиеся возможности и сильные стороны, либо, наоборот, ослабить угрозы и уменьшить влияние слабых сторон.
Из данных SWOT-анализа БУКПП «КЖИ», мы видим, что у предприятия имеется широкий спектр возможностей, к которым оно должно стремиться.
Таблица 2.2 – SWOT – анализ БУКПП «КЖИ»
Сильные стороны Широкий ассортимент качественной продукции. Ценовые преимущества перед конкурентами. Наличие высококвалифицированного персонала. Имеет сертификат качества на многие виды продукции. |
Слабые стороны Низкая стоимость среднего чека. Недостаточный уровень посещаемости покупателем. Недостаточный уровень финансирования маркетинговых исследований. | |
Возможности Демографический
взрыв и как следствие Увеличение кошелька потребителя. |
Поле «сильные стороны и возможности»: Стратегия увеличения продаж путем привлечения новых потребителей и удержании старых клиентов. |
Поле «слабые стороны и возможности»: Стратегия минимизации существующих проблем, путем максимизации внешних возможностей. |
Угрозы Политические. Налоговые. Экономические. Социальные. |
Поле «сильные стороны и угрозы»: Стратегия минимизации слабостей за счет сильных сторон предприятия. |
Поле «слабые
стороны и угрозы»: Стратегия
акцентрированая на слабых |
Примечание – Источник: собственная разработка
а) стратегии WT слабости — угрозы (mini-mini). Цель любой из стратегий вида WT состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы;
б) стратегии WO слабости — возможности (mini-maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности;
в) стратегии ST cилы — угрозы (maxi-mini).Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы;
д) стратегии SO
cилы — возможности (maxi-maxi). Любая
компания должна стремиться к тому,
чтобы максимизировать
Из данных SWOT-анализа, мы видим, что у предприятия имеется широкий спектр возможностей, к которым оно должны стремиться. Присутствуют сильные стороны, исходя, из которых оно сможем реализовать эти возможности. Анализ слабых сторон и угроз предприятия показал, что некоторые производственные аспекты, связанные с недостаточной информированностью потребителя, требуют особого внимания руководящего персонала организации.
Внешняя среда
предприятия оказывает
На БУКПП «КЖИ» создана маркетинговая служба, целью которой является постоянное изучение спроса и сбыта железобетонных изделий, выпускаемых заводом. Стратегической линией маркетинговой службы завода является изучение и прогнозирование вопросов сбыта продукции в страны ближнего и среднего зарубежья, где на данный момент просматривается перспектива дальнейшего сотрудничества.
Существуют основные цели хозяйственной деятельности предприятия:
Информация о работе Сущность и цели маркетинга в управлении предприятием