Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью научно-исследовательской работы является разработка маркетинговой стратегии предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;
Исследовать и проанализировать маркетинговую стратегию торгового предприятия;

Содержание работы

Введение
4
I. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия
7
1.1. Понятие и сущность маркетинговой стратегии
7
1.2. Методы разработки маркетинговых стратегий
11
Виды маркетинговых стратегий
28
Организационно- экономическая характеристика
гипермаркета «Карусель»
40
2.1 Организационная характеристика гипермаркета «Карусель»
40
Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия
46
Исследование и анализ маркетинговой стратегии гипермаркета «Карусель»
49
Заключение
69
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДП МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

 

  • 2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности гипермаркета «Карусель»
  •  

      Анализ финансово-хозяйственной деятельности гипермаркета «Карусель» показал, что за три года работы товарооборот по предприятию возрос на 128% или на + 58113,1 тыс. руб.  за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота),  объема продаж и увеличения коммерческих вознаграждений (табл. 2.1.). На рост товарооборота оказали влияние изменения трудовых показателей, а именно рост выработки. Производительность труда одного работника предприятия увеличилась примерно на 483,34 тыс. руб. (1392,9 - 908,61),при этом оказала влияние на прирост товарооборота. Такие изменения произошли за счет изменения численности состава работников и сокращение ее на 11 человек.

    Таблица 2.1.

    Основные показатели финансово-хозяйственной

    деятельности гипермаркета «Карусель» за 2012-2013 г.

    п.п.

    Показатели

    2011г., в тыс. руб.

    2012г., в тыс. руб.

    2013г., в тыс. руб.

    Изменения за 2013 г. относительно

    2011 г.

    2012 г.

    %

    Сумма в тыс. руб.

    %

    Сумма в тыс. руб.

    1.

    Товаро--оборот

    150829,6

    175242,68

    208942,7

    128

    +58113,1

    117

    +33700,02

    2.

     

    Доходы от реализации товаров без НДС

    93554,3

    100204,4

    130210,9

    123

    +36656,6

    129

    +30006,5

    в % к  товаро-обороту

    62

    57,1

       62,3

    101,5

    -

    108,4

          -

    3.

    Прочие доходы

    28546,2

    31120,3

    32241,8

    112,1

    +3695,6

    104,5

    +1121,5

    4.

    Доходы от реализации услуг без НДС

    10260,4

    21534,28

    22995,8

    155,3

    +12735,4

    107,5

    +1461,52

    Всего доходов:

    132360,9

    152858,98

    185448,5

    128,6

    +53087,6

    112,8

    +32589,5

     

    в % к товаро-обороту

    87,7

    87,2

    88,7

    -

    +1,0

    -

    +1,5

    5.

     

     

    Издержки обращения

    5321,5

    9456,7

    10534,2

    150

    -5212,7

    110,3

    -1077,5

    в % к товаро-обороту

    3,5

    5,3

    5,04

    -

    - 2,46

    -

    -0,26

    6.

    В т.ч. з/плата

    13147,2

    12927,0

    12960,0

    101

    +187,2

    99,7

    +33,0

     

    в % к товаро-обороту

    8,7

    7,3

    6,2

    -

    -2,5

    -

    -1,1

    7.

    Прибыль от реализации

    137682,4

    162315,68

    195982,7

    129,8

    +58300,3

    117,5

    +33667,02

    в % к товаро-обороту

    91,2

    92,6

    93,7

    -

    -2,5

    -

    -1,1

    9

    Налог на прибыль

    27536,4

    32463,1

    39196,54

     

    +11660,1

     

    +6733,44

    10

    Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия

    110146

    129862,58

    156786,1

    -

    +46640,1

    -

    +26923,5

    в % к товаро-обороту

    73,3

    74,1

    75,6

    -

    -

    -

           -

    11

    Средне

    списочная численность

    166

    155

    150

    -

    -16

    -

    -5

    12

    Среднемесячная з/плата

    6,6

    6,95

    7,2

    -

    +0,6

    -

    +0,25


     

             Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли  и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Основным оценочным показателем работы гипермаркета является прибыль. Прибыль от реализации составила в 2013 году 195982,7 тыс. руб., по сравнению с 2011 годом увеличилась на 58300,3 тыс. руб, а по сравнению с 2012 годом на 33667,02 тыс. руб.  Прибыль от реализации товаров зависела от изменения товарооборота, среднего уровня валового дохода остающегося в распоряжении гипермаркета и среднего уровня издержек обращения, что оказало положительное влияние на динамику прибыли от реализации, кроме увеличения уровня издержек обращения. Темп изменения  уровня издержек составил по сравнению с 2007г  –  2,46%, а по сравнению с 2008 годом    - 0,26, по причине сокращения численности штата гипермаркета за два года на 16 человек.

    Объем товарооборота по сравнению с 2011г. увеличился на 58113,1 тыс. руб. и увеличил прибыль на 58300,3 тыс. руб., по сравнению с 2012г – увеличился на 33667,02  тыс. руб.

        

     

  • 2.3. Исследование и анализ маркетинговой стратегии гипермаркета «Карусель
  •  

    Деловая среда организации оказывает огромное влияние на деятельность торговых предприятий. Для разработки эффективных конкурентных стратегий необходимо иметь четкое представление о факторах деловой среды.

    Деловую среду организации образуют: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура; государственные и муниципальные организации; международный сектор.

    Изучение деловой среды торгового предприятия направлено на выявление факторов деловой среды и анализ их состояния. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура. Элементы микроокружения деловой среды представлены на рис. 2.4.

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

             Рис.2.4. Элементы  деловой среды.

     

        Для  проведения анализа деловой среды гипермаркета мы использовали следующие методы – маркетинговые исследования (опрос), PEST-анализ, SWOT-анализ, которые позволяют получить полную характеристику деловой среды для разработки эффективных конкурентных стратегий торгового предприятия.

    1 Маркетинговое исследование потребителей в гипермаркетете было проведено путем использования количественного метода исследований –опроса. (см., Приложение 1). Для получения выборки используется метод случайного отбора. Способ определения выборки произвольный. В процессе исследования опрошены 70 человек. По результатам опроса был составлен портрет среднестатистического покупателя (Таблица 2.3).

     

                                                                                                      Таблица 2.3.

    Результаты опроса покупателей

    Вопросы

    Варианты ответов

    Количество ответов

    %

    1.

    Ваш пол

    Жен.

    Муж.

    45

    25

    64,3

    35,7

    2.

    Возраст

    До 18

    18-29

    30-39

    40-50

    50-59

    60 и более

    8

    13

    22

    14

    7

    6

    11, 4

    18,5

    31,4

    20

    10,2

    8,5

    3.

    Семейное положение

    Женат

    Замужем

    Не женат

    Не замужем

    17

    29

    8

    16

    24,2

    41,5

    11,4

    22,9

    4.

    Количество человек в семье

    От 1 до 3

    3 и более

    34

    36

    48,5

    51,5

    5.

    Уровень доходов (на одного члена семьи)

    До 3 тыс. руб.

    3 - 5 тыс. руб.

    5-10 тыс. руб.

    Свыше 10 тыс. руб.

    14

    13

    18

    25

    20

    18,5

    25,8

    35,7

    6.

    Уровень образования

    Среднее

    Средне- специальное

    Незаконченное высшее

    Высшее

    12

    25

    6

    27

    17,1

    35,7

    8,6

    38,6

    7.

    Социальное положение

    Учащийся

    Студент

    Специалист

    Рабочий

    Руководитель

    Предприниматель

    Пенсионер

    Не работаю

    Другое 

    8

    11

    9

    11

    5

    4

    10

    9

    3

    11,4

    15,7

    12,8

    15,7

    7,3

    5,7

    14,3

    12,8

    4,2

    8.

    Средний чек

    До 100 руб.

    100 - 500 руб.

    500-1000 руб.

    1000-3000 руб.

    3000-5000 руб.

    Более 5000 руб.

    10

    13

    27

    12

    5

    3

    14,3

    18,5

    37,6

    17,1

    7,3

    4,2


     

    Анализ анкетного опроса покупателей показал, что среднестатистическим покупателем гипермаркета «Карусель» является женщина в возрасте от 30 до 39 лет, имеющая семью, состоящую из 3-х и более человек, с уровнем дохода (на одного человека) свыше 10 тыс. руб., с высшим образованием, средний чек которого составляет от 500 до 1000 руб.

    2. PEST-анализ на микроуровне показал:

    1. Поставщиками компании являются более 1500 российских и иностранных производителей и дистрибьюторов.

    2. Конкуренты являются серьезной проблемой для многих торговых предприятий. Для успешной деятельности гипермаркета руководству необходимо выявить и знать своих ближайших конкурентов, образующих стратегическую группу торговых предприятий, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности.

    Основными конкурентами в г. Уфе являются:

    - гипермаркет «О'кей»;

    - гипермаркет «Мегаматрица»

    - гипермаркет «Магнит».

     Именно данные предприятия  составляют основную  угрозу для предприятия, так как они специализируются на продаже аналогичных товаров.

    В такой ситуации гипермаркету «Карусель» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть использовать стимулирование сбыта и скидки.

    3. Рынок рабочей силы или трудоспособное население в трудоспособном возрасте обеспечивает предложение на рынке труда, включает занятых безработных.

    Ключевая проблема в сфере торговли - это невысокий уровень оплаты труда, 2/3 – 3/4 всех работающих. Несмотря на то, что средняя заработная плата работников составляет 8-18 тыс. руб. в месяц, сложно найти подходящих сотрудников.

    В последние годы в России и РБ наметился дефицит квалифицированных специалистов: менеджеров, аналитиков, инженеров, строителей и т.д.

    4. Инфраструктура торгового предприятия характеризуется макроэкономической ситуацией в России. Гипермаркет «Карусель» находиться в одном из крупнейших городов России с численностью населения более 1 млн. человек. Гипермаркет «Карусель» обслуживает покупателей микрорайона «Зеленая роща», находиться на оживленной транспортной магистрали и является «якорным» арендатором торгово-развлекательного комплекса «Иремель». Эти все факторы позитивно влияют на конкурентоспособность торгового предприятия. В торговой зоне гипермаркета «Карусель» находиться супермаркет «Байрам» и магазины формата «У дома», которые не являются его конкурентами.

    PEST-анализ на макроуровне показал:

             1. Политико-правовая среда. Политическую систему, сложившуюся в России к середине первого десятилетия ХХI в., можно охарактеризовать как умеренно авторитарную административно-бюрократическую систему правления с элементами представительской демократии. В настоящее время сложилась сложная политическая обстановка в связи с санкциями США И Евросоюза.

              Крупный  бизнес, обеспечивающий около 20% рабочих  мест и 40% совокупного производства, лишен возможности прямо влиять  на внутреннюю и внешнюю политику в стране. Общий уровень налогообложения и обязательств в социальной сфере остается для крупного бизнеса достаточно низким, позволяющим осуществлять масштабные инвестиций и экспансию как внутри страны, так и на мировых рынках.

               Средний бизнес, обеспечивающий около половины рабочих мест и 45% совокупного производства, в последние годы развивался достаточно высокими темпами, несмотря на то, что не имел серьезной поддержки со стороны государства.

               Малый бизнес, обеспечивающий около четверти рабочих мест и 15 % совокупного производства, развивался в последние годы не очень впечатляющими темпами. Число реально работающих малых предприятий в стране за прошедшие 5 лет практически не выросло. В настоящее время правительство страны разрабатывает нормативные документы регулирующие деятельность бизнеса и способствующие его развитию,   по привлечению  инвестиций из – за рубежа и т.д.

             2. Экономическая среда. Экономическая ситуация в стране сложная. На её состояние оказывают пока незначительное влияние экономические санкции США и Евросоюза.Серьезные маркетинговые расчеты необходимо начинать с анализа макроэкономических показателей и тенденций, которые в настоящее время находятся в положительной динамике. Наиболее важными макроэкономическими показателями являются: 1) стадия экономического цикла; 2) размер валового внутреннего продукта (ВВП); 3) совокупные доходы населения; 4) инфляция; 5) состояние денежно-кредитной системы; 6) показатели занятости.

             3. Демографическая среда. Численность и динамика населения страны, региона, города; структура населения, его особенности относятся к ключевым вопросам маркетингового анализа на макроуровне. От ответов на эти вопросы напрямую зависит определение потенциальной емкости любого потребительского рынка и перспектив его развития в долгосрочной перспективе. 

                Демографические волны существенно влияют на колебания спроса в таких отраслях, как производство детской одежды, мебели, игрушек, продуктов питания, ювелирные украшения, книг и т.п. Они определяют спрос на услуги детских садов, школ, вузов, других образовательных учреждений. В России, в последние десятилетия наблюдалось снижение численности населения. Благодаря социально-ориентированной политике правительства РФ, удалось стабилизировать численность населения.

    4. Технологическая среда. В торговле активно внедряются новые технологии, влияющие на себестоимость продукций и  на спрос населения.

    Информация о работе Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия