Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа
Целью научно-исследовательской работы является разработка маркетинговой стратегии предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;
Исследовать и проанализировать маркетинговую стратегию торгового предприятия;
Введение
4
I. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия
7
1.1. Понятие и сущность маркетинговой стратегии
7
1.2. Методы разработки маркетинговых стратегий
11
Виды маркетинговых стратегий
28
Организационно- экономическая характеристика
гипермаркета «Карусель»
40
2.1 Организационная характеристика гипермаркета «Карусель»
40
Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия
46
Исследование и анализ маркетинговой стратегии гипермаркета «Карусель»
49
Заключение
69
Список использованной литературы
Анализ финансово-хозяйственной деятельности гипермаркета «Карусель» показал, что за три года работы товарооборот по предприятию возрос на 128% или на + 58113,1 тыс. руб. за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота), объема продаж и увеличения коммерческих вознаграждений (табл. 2.1.). На рост товарооборота оказали влияние изменения трудовых показателей, а именно рост выработки. Производительность труда одного работника предприятия увеличилась примерно на 483,34 тыс. руб. (1392,9 - 908,61),при этом оказала влияние на прирост товарооборота. Такие изменения произошли за счет изменения численности состава работников и сокращение ее на 11 человек.
Таблица 2.1.
Основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности гипермаркета «Карусель» за 2012-2013 г.
№ п.п. |
Показатели |
2011г., в тыс. руб. |
2012г., в тыс. руб. |
2013г., в тыс. руб. |
Изменения за 2013 г. относительно | |||
2011 г. |
2012 г. | |||||||
% |
Сумма в тыс. руб. |
% |
Сумма в тыс. руб. | |||||
1. |
Товаро--оборот |
150829,6 |
175242,68 |
208942,7 |
128 |
+58113,1 |
117 |
+33700,02 |
2.
|
Доходы от реализации товаров без НДС |
93554,3 |
100204,4 |
130210,9 |
123 |
+36656,6 |
129 |
+30006,5 |
в % к товаро-обороту |
62 |
57,1 |
62,3 |
101,5 |
- |
108,4 |
- | |
3. |
Прочие доходы |
28546,2 |
31120,3 |
32241,8 |
112,1 |
+3695,6 |
104,5 |
+1121,5 |
4. |
Доходы от реализации услуг без НДС |
10260,4 |
21534,28 |
22995,8 |
155,3 |
+12735,4 |
107,5 |
+1461,52 |
Всего доходов: |
132360,9 |
152858,98 |
185448,5 |
128,6 |
+53087,6 |
112,8 |
+32589,5 | |
в % к товаро-обороту |
87,7 |
87,2 |
88,7 |
- |
+1,0 |
- |
+1,5 | |
5.
|
Издержки обращения |
5321,5 |
9456,7 |
10534,2 |
150 |
-5212,7 |
110,3 |
-1077,5 |
в % к товаро-обороту |
3,5 |
5,3 |
5,04 |
- |
- 2,46 |
- |
-0,26 | |
6. |
В т.ч. з/плата |
13147,2 |
12927,0 |
12960,0 |
101 |
+187,2 |
99,7 |
+33,0 |
в % к товаро-обороту |
8,7 |
7,3 |
6,2 |
- |
-2,5 |
- |
-1,1 | |
7. |
Прибыль от реализации |
137682,4 |
162315,68 |
195982,7 |
129,8 |
+58300,3 |
117,5 |
+33667,02 |
в % к товаро-обороту |
91,2 |
92,6 |
93,7 |
- |
-2,5 |
- |
-1,1 | |
9 |
Налог на прибыль |
27536,4 |
32463,1 |
39196,54 |
+11660,1 |
+6733,44 | ||
10 |
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия |
110146 |
129862,58 |
156786,1 |
- |
+46640,1 |
- |
+26923,5 |
в % к товаро-обороту |
73,3 |
74,1 |
75,6 |
- |
- |
- |
- | |
11 |
Средне списочная численность |
166 |
155 |
150 |
- |
-16 |
- |
-5 |
12 |
Среднемесячная з/плата |
6,6 |
6,95 |
7,2 |
- |
+0,6 |
- |
+0,25 |
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Основным оценочным показателем работы гипермаркета является прибыль. Прибыль от реализации составила в 2013 году 195982,7 тыс. руб., по сравнению с 2011 годом увеличилась на 58300,3 тыс. руб, а по сравнению с 2012 годом на 33667,02 тыс. руб. Прибыль от реализации товаров зависела от изменения товарооборота, среднего уровня валового дохода остающегося в распоряжении гипермаркета и среднего уровня издержек обращения, что оказало положительное влияние на динамику прибыли от реализации, кроме увеличения уровня издержек обращения. Темп изменения уровня издержек составил по сравнению с 2007г – 2,46%, а по сравнению с 2008 годом - 0,26, по причине сокращения численности штата гипермаркета за два года на 16 человек.
Объем товарооборота по сравнению с 2011г. увеличился на 58113,1 тыс. руб. и увеличил прибыль на 58300,3 тыс. руб., по сравнению с 2012г – увеличился на 33667,02 тыс. руб.
Деловая среда организации оказывает огромное влияние на деятельность торговых предприятий. Для разработки эффективных конкурентных стратегий необходимо иметь четкое представление о факторах деловой среды.
Деловую среду организации образуют: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура; государственные и муниципальные организации; международный сектор.
Изучение деловой среды торгового предприятия направлено на выявление факторов деловой среды и анализ их состояния. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура. Элементы микроокружения деловой среды представлены на рис. 2.4.
Рис.2.4. Элементы деловой среды.
Для проведения анализа деловой среды гипермаркета мы использовали следующие методы – маркетинговые исследования (опрос), PEST-анализ, SWOT-анализ, которые позволяют получить полную характеристику деловой среды для разработки эффективных конкурентных стратегий торгового предприятия.
1 Маркетинговое исследование потребителей в гипермаркетете было проведено путем использования количественного метода исследований –опроса. (см., Приложение 1). Для получения выборки используется метод случайного отбора. Способ определения выборки произвольный. В процессе исследования опрошены 70 человек. По результатам опроса был составлен портрет среднестатистического покупателя (Таблица 2.3).
Результаты опроса покупателей
№ |
Вопросы |
Варианты ответов |
Количество ответов |
% |
1. |
Ваш пол |
Жен. Муж. |
45 25 |
64,3 35,7 |
2. |
Возраст |
До 18 18-29 30-39 40-50 50-59 60 и более |
8 13 22 14 7 6 |
11, 4 18,5 31,4 20 10,2 8,5 |
3. |
Семейное положение |
Женат Замужем Не женат Не замужем |
17 29 8 16 |
24,2 41,5 11,4 22,9 |
4. |
Количество человек в семье |
От 1 до 3 3 и более |
34 36 |
48,5 51,5 |
5. |
Уровень доходов (на одного члена семьи) |
До 3 тыс. руб. 3 - 5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. Свыше 10 тыс. руб. |
14 13 18 25 |
20 18,5 25,8 35,7 |
6. |
Уровень образования |
Среднее Средне- специальное Незаконченное высшее Высшее |
12 25 6 27 |
17,1 35,7 8,6 38,6 |
7. |
Социальное положение |
Учащийся Студент Специалист Рабочий Руководитель Предприниматель Пенсионер Не работаю Другое |
8 11 9 11 5 4 10 9 3 |
11,4 15,7 12,8 15,7 7,3 5,7 14,3 12,8 4,2 |
8. |
Средний чек |
До 100 руб. 100 - 500 руб. 500-1000 руб. 1000-3000 руб. 3000-5000 руб. Более 5000 руб. |
10 13 27 12 5 3 |
14,3 18,5 37,6 17,1 7,3 4,2 |
Анализ анкетного опроса покупателей показал, что среднестатистическим покупателем гипермаркета «Карусель» является женщина в возрасте от 30 до 39 лет, имеющая семью, состоящую из 3-х и более человек, с уровнем дохода (на одного человека) свыше 10 тыс. руб., с высшим образованием, средний чек которого составляет от 500 до 1000 руб.
1. Поставщиками компании являются более 1500 российских и иностранных производителей и дистрибьюторов.
2. Конкуренты являются серьезной проблемой для многих торговых предприятий. Для успешной деятельности гипермаркета руководству необходимо выявить и знать своих ближайших конкурентов, образующих стратегическую группу торговых предприятий, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности.
Основными конкурентами в г. Уфе являются:
- гипермаркет «О'кей»;
- гипермаркет «Мегаматрица»
- гипермаркет «Магнит».
Именно данные предприятия составляют основную угрозу для предприятия, так как они специализируются на продаже аналогичных товаров.
В такой ситуации гипермаркету «Карусель» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть использовать стимулирование сбыта и скидки.
3. Рынок рабочей силы или трудоспособное население в трудоспособном возрасте обеспечивает предложение на рынке труда, включает занятых безработных.
Ключевая проблема в сфере торговли - это невысокий уровень оплаты труда, 2/3 – 3/4 всех работающих. Несмотря на то, что средняя заработная плата работников составляет 8-18 тыс. руб. в месяц, сложно найти подходящих сотрудников.
В последние годы в России и РБ наметился дефицит квалифицированных специалистов: менеджеров, аналитиков, инженеров, строителей и т.д.
4. Инфраструктура торгового предприятия характеризуется макроэкономической ситуацией в России. Гипермаркет «Карусель» находиться в одном из крупнейших городов России с численностью населения более 1 млн. человек. Гипермаркет «Карусель» обслуживает покупателей микрорайона «Зеленая роща», находиться на оживленной транспортной магистрали и является «якорным» арендатором торгово-развлекательного комплекса «Иремель». Эти все факторы позитивно влияют на конкурентоспособность торгового предприятия. В торговой зоне гипермаркета «Карусель» находиться супермаркет «Байрам» и магазины формата «У дома», которые не являются его конкурентами.
PEST-анализ на макроуровне показал:
1. Политико-правовая среда. Политическую систему, сложившуюся в
России к середине первого десятилетия
ХХI в., можно охарактеризовать как умеренно
авторитарную административно-
Крупный
бизнес, обеспечивающий около 20% рабочих
мест и 40% совокупного производства,
лишен возможности прямо
Средний бизнес, обеспечивающий около половины рабочих мест и 45% совокупного производства, в последние годы развивался достаточно высокими темпами, несмотря на то, что не имел серьезной поддержки со стороны государства.
Малый бизнес, обеспечивающий около четверти рабочих мест и 15 % совокупного производства, развивался в последние годы не очень впечатляющими темпами. Число реально работающих малых предприятий в стране за прошедшие 5 лет практически не выросло. В настоящее время правительство страны разрабатывает нормативные документы регулирующие деятельность бизнеса и способствующие его развитию, по привлечению инвестиций из – за рубежа и т.д.
2. Экономическая среда. Экономическая ситуация в стране сложная. На её состояние оказывают пока незначительное влияние экономические санкции США и Евросоюза.Серьезные маркетинговые расчеты необходимо начинать с анализа макроэкономических показателей и тенденций, которые в настоящее время находятся в положительной динамике. Наиболее важными макроэкономическими показателями являются: 1) стадия экономического цикла; 2) размер валового внутреннего продукта (ВВП); 3) совокупные доходы населения; 4) инфляция; 5) состояние денежно-кредитной системы; 6) показатели занятости.
3. Демографическая среда. Численность и динамика населения страны, региона, города; структура населения, его особенности относятся к ключевым вопросам маркетингового анализа на макроуровне. От ответов на эти вопросы напрямую зависит определение потенциальной емкости любого потребительского рынка и перспектив его развития в долгосрочной перспективе.
Демографические волны существенно влияют на колебания спроса в таких отраслях, как производство детской одежды, мебели, игрушек, продуктов питания, ювелирные украшения, книг и т.п. Они определяют спрос на услуги детских садов, школ, вузов, других образовательных учреждений. В России, в последние десятилетия наблюдалось снижение численности населения. Благодаря социально-ориентированной политике правительства РФ, удалось стабилизировать численность населения.
4. Технологическая среда. В торговле активно внедряются новые технологии, влияющие на себестоимость продукций и на спрос населения.
Информация о работе Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия