Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:49, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в целях сохранения и дальнейшего развития российского санаторно-курортного комплекса необходимо совершенствование управления социально ориентированным маркетингом как на отдельных санаторно-курортных предприятиях (СКП), так и в отрасли в целом. Причем делать это надо в рамках имеющихся финансовых возможностей и материально-ресурсной базы путем концентрации управленческих усилий на приоритетных направлениях развития и с учетом изменений внешней среды.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления маркетингом 7
1.1. Сущность управления маркетингом, формы и принципы 7
1.2. Методы управления маркетингом, основные стратегии и концепции 14
1.3. Нормативно-правовая база управления маркетингом 24
2. Анализ и оценка эффективности управления маркетингом в санаторно-курортном комплексе «Васильевский» 32
2.1. Общая характеристика и оценка кадрового потенциала санатория «Васильевский» 32
2.2. Анализ эффективности существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 43
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности санатория «Васильевский» 49
3. Основные пути совершенствования существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 55
3.1. Резервы совершенствования существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 55
3.2. Проект мероприятий по совершенствованию существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 64
3.3. Расчет эффективности от их внедрения 67
Заключение 70
Список использованной литературы 75

Файлы: 1 файл

Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

1. отношения  субъектов маркетинговой деятельности  с потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) и др.;

2. вопросы сбыта  — Федеральным законом от 13 декабря  1994 г. № 60-ФЗ «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд», Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», и др.;

3. отношения,  возникающие в сфере маркетинговой  товарной политики, — Федеральным  законом от 27 декабря 2002 г. №  184-ФЗ «О техническом регулировании», Законом РФ от 23 сентября 1992 г.  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», и др.;

4. ценообразование  — например, Федеральным законом  от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию в Российской  Федерации», и др.;

5. конкурентные  отношения в сфере маркетинга  — Законом РСФСР от 22 марта  1991 г. «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках», Федеральным  законом от 23 июня 1999 г. «О защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг», Законом РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»;

6. маркетинговые  исследования, получение, использование  и распространение маркетинговой  информации — Законом РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»,  Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Патентным законом от 23 сентября 1993 г., и др.;

7. продвижение  продукции обслуживается в основном  Законом РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»;

8. правовое обеспечение  маркетинга в различных сферах  деятельности, определяемых областью  рынка, видом товара, типом потребителей  и сферой предпринимательства,  осуществляется:

1.         Законом РФ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» — маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;

2.         Законом РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) и Законом РФ от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.) — маркетинг банковской деятельности;

3.         Федеральным законом «О страховании» (в редакции от 31 декабря 1997 г.) — страховой маркетинг;

4.         Законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» — маркетинг в сфере туристской деятельности;

5.         Законом РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» — международный маркетинг и т.д.

Нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах —  указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности [9, с.114].

В ряду подзаконных  нормативных актов, опосредствующих  маркетинговую деятельность, в частности, находятся:

1.         Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование в маркетинге;

2.         Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 557; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10258; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10369, регулирующие сферу сбыта;

3.         Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995 г. № 14710, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.

Помимо актов  федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной.

В сфере маркетинговой  деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта [11, с.33].

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной  единицы предприятия разрабатываются  и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные  отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности, положения о службе маркетинга и менеджмента, а так же иных подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии, а также Стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

Кроме нормативных  актов к источникам, регулирующим маркетинг, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно  в сфере предпринимательских  отношений. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота применяются наряду с  законодательством и заполняют  его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора [9, с.225].

Наряду с  внутренними законами и иными  нормативными правовыми актами источниками  регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Следует также помнить, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

Потребность в  развитии и использовании на практике правового регулирования маркетинга стала особенно ощущаться в последнее  время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование маркетинговых отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства [9, с.301].

Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми  странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется, прежде всего, тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга этих стран [9, с.324].

Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить всех потенциальных злоупотреблений в области маркетинга, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь. Между тем помимо законов и нормативно-правовых актов, поведение предпринимателей должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики [11, с.118].

Ряд скандалов, разразившихся в деловом мире в последние годы, и растущая озабоченность  состоянием окружающей среды и защитой прав потребителей детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности. Почти каждый аспект маркетинговой деятельности так или иначе связан с этими вопросами. Очевидно, что у каждого из субъектов свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает маркетинговую стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и оценка эффективности управления маркетингом в санаторно-курортном комплексе «Васильевский»

 

2.1. Общая характеристика и оценка кадрового потенциала санатория     «Васильевский»

В настоящее время курортные  учреждения и санатории Татарстана находятся в стадии активного  развития, направленного на улучшение  комфортабельности проживания и  предоставление более широкого комплекса  дополнительных услуг.

В санаториях Федерации профсоюзов Республики Татарстан (ФПРТ), одним из которых является санаторий «Васильевский», разработан комплекс мер, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы, создание единой системы восстановительной медицины. 

Санаторий «Васильевский» расположен у станции Васильево Горьковской железной дороги, в 30 километров от Казани. Имеет большую (50 га.) благоустроенную территорию, расположенную в великолепном сосновом бору, на территории раскинулось великолепное озеро.

Живописное место, великолепный сосновый бор, целебный воздух, волжские просторы - все это располагает к полноценному отдыху и оздоровлению как взрослых, так и детей. 

Основными видами деятельности санатория «Васильевский» являются:

- предоставление гражданам, в том числе и иностранным, различных курортно-оздоровительных, развлекательных услуг;

- предоставление услуг в области гостиничного хозяйства;

- предоставление услуг в сфере общественного питания;

- оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов транспортом с целью удовлетворения потребностей граждан, которые прибывают на оздоровление или отдых;

- организация и проведение конференций, лекций, семинаров с 
участием заинтересованных юридических лиц, частных 
предпринимателей и специалистов.

- осуществление мероприятий по набору квалифицированных кадров медицинского и инженерно-технического персонала, а также обеспечение комплектации штатов, повышение квалификации кадров;

- изучение спроса на оздоровительные услуги, курортные товары;

- медицинская практика;

- экскурсионная деятельность;

- организации и проведения спортивных, зрелищных, концертных шоу;

- выполнение работы и предоставления услуг в отрасли комплексного курортно-оздоровительного обслуживания, повышения их качества и конкурентно способности в условиях рыночной экономики;

- кооперация средств имущества для введения строительства, реконструкций, ремонта и упорядочивания курортных, оздоровительных, хозяйственных и жилищных объектов;

- организация соблюдения норм охраны труда и техники безопасности.

Здравница развернута на базе четырех  отелей, лечебного корпуса с водо-грязелечебницей, рестораном, культурно-образовательного и спортивно-оздоровительного центров с сауной и бассейном.

Одним из основных природных факторов является своя минеральная вода. В 1981 году скважина с глубины 400 метров вывела на поверхность высококонцентрированные рассолы, содержащие йод и бром (общей минерализацией 182 г/л). Вода скважины является близким аналогом известных минеральных вод курортов Карловы Вары и Усть-Качка.

Грязелечение как один из мощных лечебных факторов представлено иловыми  грязями Голубого озера. Богатые  минеральным составом, главным образом  сероводородом, они благотворно  влияют при заболеваниях периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.

Наряду с природными факторами  в санатории для оздоровления используются традиционные и современные  виды лечения. Водолечение представлено минеральными, скипидарными, сероводородными  «Мацеста», радоновыми, четырехкамерными, вихревыми ножными и ручными ваннами; циркулярным и восходящим душем и душем Шарко, а также подводным душем-массажем.

Информация о работе Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия