Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:49, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в целях сохранения и дальнейшего развития российского санаторно-курортного комплекса необходимо совершенствование управления социально ориентированным маркетингом как на отдельных санаторно-курортных предприятиях (СКП), так и в отрасли в целом. Причем делать это надо в рамках имеющихся финансовых возможностей и материально-ресурсной базы путем концентрации управленческих усилий на приоритетных направлениях развития и с учетом изменений внешней среды.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления маркетингом 7
1.1. Сущность управления маркетингом, формы и принципы 7
1.2. Методы управления маркетингом, основные стратегии и концепции 14
1.3. Нормативно-правовая база управления маркетингом 24
2. Анализ и оценка эффективности управления маркетингом в санаторно-курортном комплексе «Васильевский» 32
2.1. Общая характеристика и оценка кадрового потенциала санатория «Васильевский» 32
2.2. Анализ эффективности существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 43
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности санатория «Васильевский» 49
3. Основные пути совершенствования существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 55
3.1. Резервы совершенствования существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 55
3.2. Проект мероприятий по совершенствованию существующей системы управления маркетингом в санатории «Васильевский» 64
3.3. Расчет эффективности от их внедрения 67
Заключение 70
Список использованной литературы 75

Файлы: 1 файл

Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

Углекислые ванны показаны при  сердечно-сосудистых заболеваниях, при  бронхо-легочной патологии; прекрасно  переносятся даже после инфаркта миокарда. 

В комплекс оздоровительной программы  могут входить электросветолечение, лазеротерапия, психотерапия, услуги стоматолога  и другие.

Восстановление здоровья в санаторно-курортном комплексе имеет ряд отличительных черт и преимуществ. Наличие природных лечебных факторов, возможность использования комплексного лечения, сочетание разнообразных методов, совершенно новые условия и среда, смена впечатлений, снятие напряженности – условия для достижения положительных эмоций и благоприятных реакций. Уже одно пребывание в санатории является стимулом для укрепления здоровья.

Консультативную помощь в лечении  оказывают специалисты - сотрудники кафедр медицинских учреждений Казани (терапевты, кардиологи, невропатологи  и вертеброневрологи).

Главной целью санаторно-курортного комплекса является извлечение прибыли и организация санаторно-курортного, оздоровительного и культурного обслуживания.

Санаторно-курортный комплекс имеет  линейно - функциональную структуру  управления. Для системы управления характерна высокая степень централизации, иерархическая лестница подчинения, авторитарный стиль управления.

Организационная структура управления санаторием «Васильевский» представлена на рисунке 1.1.1.

Рис. 1.1.1 Организационная  структура управления санаторием «Васильевский»

 

Для осуществления  текущего руководства деятельностью  предприятия назначается главный  врач санатория «Васильевский». Главный  врач обеспечивает общее руководство  коллективом и берет на себя решение  принципиальных задач. Он же  руководит финансово-хозяйственной деятельностью санатория, несёт всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества санатория, финансово-экономические результаты его деятельности. При решении этих задач руководитель при необходимости привлекает  и других специалистов, поручая им выполнение конкретных заданий.

Необходимо  отметить, что персонал, работающий в санатории «Васильевский», представляет собой главную ценность санатория. Так как без нужных квалифицированных работников санаторий не сможет выжить в конкурентной борьбе. Поэтому далее необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов в санатории «Васильевский». Количественный состав персонала санатория представлены в таблице 1.1.1.

 

Таблица 1.1.1.

Количественный  состав персонала санатория «Васильевский» за 2010-2011гг.

Показатели

2010г.

2011г.

Абсолютное  отклонение, чел.

Среднегодовая численность, в т.ч.:

253

267

14

руководители

7

7

0

специалисты

31

33

2

обслуживающий персонал

144

153

9

вспомогательный персонал

71

74

3


 

Как показывает таблица 1.1.1., общая численность персонала за 2011 год увеличилась на 14 человек и составила 267 человек. В санатории работает 7 руководителей, 33 специалиста, обслуживающий персонал – 153, вспомогательный персонал – 74 человек. Количество специалистов увеличилось на 2 человека, обслуживающий персонал – на 9 человек, вспомогательный персонал – на 3 человек. Общее увеличение численности персонала санатория составило 5,5%.

Так, наибольшую долю в общем количестве работников занимает обслуживающий персонал. Доля этой категории составила 41,1%. Далее по значимости идёт вспомогательный персонал – 30,4%. Специалисты занимают 19,6% в общей структуре персонала, а руководители – 8,9%.

Квалификационный  уровень работников во многом зависит от их возраста, образования. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить качественный состав персонала.

Наибольший удельный вес в 2011 году составляют рабочие в возрасте от 31-40 лет, их численность составляет 112 человек, а также рабочие в возрасте от 41-50 лет, их численность составляет 86 человек.

Состав работников по образованию характеризуется  следующими данными: все руководители в количестве 7 человек имеют высшее образование. На руководящих должностях работают специалисты с большим практическим опытом работы по профилю работы санатория «Васильевский», обладающие необходимыми организационными, деловыми, профессиональными и личностными качествами, умеющие принимать правильные решения.

Наибольший удельный вес  занимают сотрудники со средне-специальным образованием (46% от общего числа работников). В меньшей мере представлены сотрудники с высшим образованием (18%) (рис. 1.1.2.).

 

Рис.1.1.2. Образовательная структура персонала санатория «Васильевский»

Профессионально-квалификационный уровень работников санатория «Васильевский» достаточно высокий, позволяющий решать поставленные задачи в области реализации услуг.

Анализ движения рабочей  силы санатория «Васильевский» представлен  в таблице 1.1.2. 

 

 

Таблица 1.1.2.

Данные о  движении рабочей силы в санатории  «Васильевский»

Показатель

2010 г.

2011 г.

Численность персонала  на начало года, чел.

253

267

Приняты на работу

28

32

Выбыли, в т.ч.:

46

36

по собственному желанию

41

31

уволены за нарушение  трудовой дисциплины

5

5

Численность персонала  на конец года

235

263

Среднесписочная численность персонала

244

265


 

В 2011 году по сравнению  с 2010 годом в санаторий было принято  больше на 4 человека, а уволено на 10 человек меньше.

Среднесписочное число работников предприятия рассчитывается как отношение суммы численности работников на начало и конец года кратным двум.

Среднесписочное число работников предприятия может быть рассчитано по формуле:

               Рнг + Ркг               нг + Оп – Оу

Рсп =   ----------------   =  --------------------------,                                                    (1)                   

2                              2

 

где Рнг – численность работников на начало года;

Ркг – численность работников на конец года;

Оп – число принятых на работу;

Оу – число уволенных с работы.

Коэффициент оборота  по увольнению рассчитывается как отношение численности уволенных рабочих за определенный период к числу среднесписочной численности работников.

Коэффициент оборота  по увольнению рассчитывается по формуле:

Коб.ув = Чувол. / Чср.спис. х 100%,                                                                               (2)

где:

Коб.ув - коэффициент оборота по увольнению, 
Чувол.. - число уволенных за период, чел., 
Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел. 

Показатель  оборота увольнения за 2010 год составил 0,19, за 2011- 0,13, что свидетельствует  о сокращении увольнения сотрудников  за 2011 год.

Коэффициент оборота  по приему кадров рассчитывается как отношение количества принятых рабочих за период  к числу среднесписочной численности работников.

Коэффициент оборота  по приему кадров рассчитывается по формуле:

Коб.пр = Чприн. / Чср.спис. х 100% ,                                                                              (3)             

где:

Коб.пр - коэффициент оборота по приему,

Чприн. - число принятых за период, чел.,

Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел.

Показатель  приема кадров за период 2010-2011 года практически  равны. Показатели приема кадров за 2010 год составили 0,11, за 2012- 0,12, что значительно меньше показателей по обороту увольнения сотрудников.

Коэффициент текучести кадров рассчитывается как отношение суммы количества уволенных рабочих по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины к количеству среднесписочной численности работников.

Коэффициент текучести кадров рассчитывается по формуле:

Ктекуч. = (Чув.с.ж. + Чув.нар.дисц. ) / Чср.спис. х 100%,                                                    (4)

где:

Ктекуч. - коэффициент текучести,

Чув.с.ж. - число уволенных по собственному желанию, чел.,

Чув.нар.дисц. - число уволенных за нарушения трудовой дисциплины, чел.,

Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел.

Показатель  текучести кадров за 2010 год составил 0,19, за 2011- 0,13.

Коэффициент постоянства  кадров за определенный период рассчитывается как отношение количества работников, проработавших весь год к среднесписочной  численности.

Коэффициент постоянства  кадров за определенный период рассчитывается по формуле:

Кпост. = ( Ссписочн.числ. - Чувол. ) / Чср.спис. х 100%,                                                      (5)

где:

Кпост. - коэффициент постоянства кадров;

Ссписочн.числ. - списочная численность на начало периода, чел.;

Чувол. - число уволенных за период, чел.;

Чср.спис. - среднесписочная численность за этот период, чел.

Показатель  постоянства кадров за 2010 год составил 0,85, а за 2011 год- 0,87. Это свидетельствует  о том, что в 2011 году персонал менялся  чаще, чем в 2010 году, что отрицательно складывается на качестве работы, так как возникает необходимость адаптации к новому рабочему месту.

 Результаты  расчетов можно представить в  таблице 1.1.3.

Таблица 1.1.3.

Анализ движения рабочей силы

Показатель

2010 г.

2011г.

Отклонение

Коэффициент оборота  по увольнению

0,19

0,13

-0,06

Коэффициент оборота  по приему кадров

0,11

0,12

-0,01

Коэффициент текучести  кадров

0,19

0,13

-0,6

Коэффициент постоянства  кадров

0,85

0,87

+0,02


 

Анализируя  данные показатели можно отметить, что в 2011 году наблюдается тенденция к некоторому увеличению численности персонала. Также наметилась тенденция к стабилизации кадрового состава, об этом свидетельствует коэффициент постоянства персонала санатория «Васильевский», который составил 0,85 и 0,87 за 2010-2011 гг.

Как показали расчёты, коэффициент оборота по приёму работников изменился и составил за 2011 год 0,01. В тоже время произошло сокращение величины коэффициента текучести кадров на 0,06. Коэффициенты оборота по выбытию работников и постоянства кадров изменились и составили 0,85 и 0,87 соответственно за 2011 г.

Полноту использования  трудовых ресурсов можно оценить  по количеству отработанных дней и  часов одним работником за анализируемый  период времени, а также по степени  использования фонда рабочего времени (таблица 1.1.4.)

                                                                                             Таблица 1.1.4.

Использование трудовых ресурсов санатория «Васильевский»

 

Показатель

2010г.

2011г.

Отклонение 

План

Факт

От 2010г.

От плана

Среднегодовая численность

244

267

265

+21

-2

рабочих (ЧР)

         

Отработано  за год одним 
рабочим:

         

Дней (Д)

220

220

218

-2

-2

Часов (Ч)

1727

1749

1700,4

-26,6

-48,6

Средняя продолжительность 
Рабочего дня (П), ч

7,85

7,95

7,8

-0,05

-0,15

Фонд рабочего времени, ч

421388

466983

450606

+29218

-16377

Информация о работе Управление маркетингом санаторно-курортного предприятия