Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 17:23, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Краткая характеристика предприятия …………………………………………. 4
1.1 История создания предприятия …………………………………………….. 4
1.2 Сведения о предприятии ……………………………………………………. . 4
1.3 Производство ………………………………………………………………… 7
1.3.1 Горнорудное производство ……………………………………………… 7
1.3.2 Огнеупорное производство …………………………………………...... 8
1.3.3 Коксохимическое производство ……………………………………….. 9
1.3.4 Доменное производство ………………………………………………… 9
1.3.5 Сталеплавильное производство ………………………………………… 9
1.3.6 Прокатное производство ……………………………………………….. 10
1.3.7 Кислородно-компрессорное производство …………………………… 10
1.3.8 Переработка техногенных образований …………………………… ….. 10
2. Маркетинговые цели предприятия ………………………. …………………. 11
3. Ситуационное положение предприятия на рынке …………………………… . 14
3.1 Общая ситуация предприятия на рынке …………………………………….. 14
3.2 Анализ показателей ОАО «ЕВРАЗ НТМК» ………………………..……….. 22
4. Оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке -SWOT анализ .. 28
5. Сущность и характеристика факторов маркетинговой среды ………………. 31
5.1 Теоретические аспекты ………………………………………………………. 31
5.2 Анализ и оценка влияния факторов макросреды ……………………........... 34
5.3 Анализ и оценка влияния факторов микросреды ……………………........... 42
Выводы ………………………………………………………………………........... 46
Список литературы …
Также конкурентами НТМК являются крупнейшими металлургические предприятия полного цикла Центральной металлургической базы:
Среди крупнейших конкурентов Сибирской металлургической базы можно выделить:
Среди всех конкурентов ОАО “НТМК” можно выделить 7 основных конкурирующих предприятия: Магнитогорский металлургический комбинат, Череповецкий металлургический комбинат (входит в группу компаний ОАО «Северсталь»), Челябинский металлургический комбинат (входит в состав ОАО «Мечел»), Новокузнецкий металлургический комбинат, Металлургический комбинат ОАО «Уральская сталь» (город Новотроицк), Белорецкий металлургический комбинат (входит в состав ОАО «Мечел»), Новолипецкий металлургический комбинат.
В таблице 3. обобщены данные о конкурирующих группах продукции, которые выпускаются важнейшими конкурентами ОАО “НТМК” в России.
Таблица 3.
ОСНОВНОЙ КОНКУРЕНТ/ПОЛОЖЕНИЕ | |||||||||||||
Группа продукции |
Магнито- горский металлур-гический комбинат |
Черепо- вецкий металлур- гический комбинат |
Челябин- ский металлур- гический комбинат |
Новокуз- нецкий металлур- гический комбинат |
Металлур- гический комбинат ОАО «Уральская сталь» |
Прочие
| |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||||
СТАЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА | |||||||||||||
Широкополочные балки
Колонные балки
Крупносортный/ среднесортный прокат |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
СТАЛЬ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | |||||||
Рельсы
Колеса
Бандажи
Шестерни |
|
Х |
Х
Х
Х | ||||
ЗАГОТОВКА ДЛЯ ПРОКАТА | |||||||
Балки
Квадратная заготовка
Круглая заготовка
Заготовка
Блюмы |
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х |
Х
Х
Х
Х
Х |
Все конкуренты имеют мощности, позволяющие производить заготовку и профили для строительства, однако ни один из конкурентов не имеет возможности производить широкополочные балки, и только один конкурент имеет мощности по производству рельс.
Сейчас ЕВРАЗ НТМК – единственное в России и странах СНГ предприятие, выпускающее цельнокатаную строительную балку большого размера. Инвестиционный проект по освоению новой продукции был начат ещё в 2010 году, на него потратили более 520 миллионов рублей. В рамках проекта модернизировали прокатный стан, установлено дополнительное оборудование для проката нужных профилей.
ЕВРАЗ НТМК совместно с ЕВРАЗ ЗСМК производят более 60% крупных швеллеров в России.
ЕВРАЗ участвует в федеральном проекте по строительству космодрома Восточный в Амурской области. Компания поставляет на Дальний Восток рельсы для укладки железнодорожных путей, предназначенных для транспортировки различного оборудования и составных частей ракет-носителей. В 2013 году ЕВРАЗ отгрузил порядка 3 тысяч тонн качественных термоупрочненных рельсов производства ЕВРАЗ НТМК.
Поставщики сырья и материалов
Железорудной базой комбината являются месторождения Тагило-Кушвинской группы и Качканарское месторождение (в 140 км от. Н. Тагила) с миллиардными запасами ванадийсодержащих руд.
Главные поставщики аглосырья для ОАО “НТМК” - ОАО Качканарский горнообогатительный комбинат “Ванадий”, ОАО “Гороблагодатское рудоуправление”, ОАО “Высокогорский горнообогатительный комбинат”. Большая часть углей поставляется Евразметаллом, Кузнецкуглем и Воркутойуглем; ферросплавов - Цветметинвестом, Центрметснабом, АО “Ванадий-Тулачермет”.
В таблице 4. приводятся данные об источниках основных видов сырья, доля которых составляет более 10 % всех сырьевых поставок.
Таблица 4. Источники основных видов сырья
ВИД СЫРЬЯ |
ПОСТАВЩИК |
Место расположения поставщика |
Комментарии |
Агломерат Окатыши
Агломерат
Агломерат |
ОАО “Качканарский горнообогатительный комбинат”; ОАО “Гороблагодатское рудоуправление”; ОАО “Высокогорский горнообогатительный комбинат” |
Свердловская область, г. Качканар;
Свердловская область, г. Кушва; Свердловская область, г. Н.Тагил |
51 %
12 %
25 % |
Известняк |
ОАО “Высокогорский горнообогатительный комбинат” |
Свердловская область, г. Н.Тагил |
95 % |
Уголь |
“Кузбассуголь” |
Западная Сибирь |
100 % |
Природный газ поставляется из Тюмени, где находятся крупнейшие российские месторождения нефти и газа. Природный газ поставляется по газопроводам, а другие виды сырья - железнодорожным транспортом.
Таблица 5. Поставки импортного сырья и оборудования
ВИД СЫРЬЯ |
ПОСТАВЩИКИ |
Магнезит |
Китай |
Плавиковый шпат |
Монголия |
Огнеупорные материалы |
Австрия, Германия, Китай, Словакия |
Смазочные материалы |
Финляндия |
Оборудование |
Китай, Австрия, Италия, Канада, Германия и др. |
Доля импорта в общем объёме поставок сырья и материалов составляет не более 2,2 %.
Существующие деловые отношения с зарубежными партнёрами позволяют не опасаться потери данных источников сырья и материалов в обозримом будущем. Кроме этого, всегда есть возможность выбора и иных поставщиков данных материалов.
Структура реализации продукции ОАО “НТМК” за 2013 год
Рис.3. Структура реализации продукции
Географическая структура продаж
Значительная часть экспортных поставок НТМК приходится на азиатские рынки, на которых присутствие Китая все более и более заметно.
Поставки металлопродукции на внутренний рынок России в 2013 году составили 2582 тыс. тонн.
В 2013 году доля экспорта в общей отгрузке ЕВРАЗ НТМК превысила 40 %. Комбинат отгрузил в страны дальнего зарубежья более 1795 тыс. тонн металлопроката (стальной сляб, квадрат, строительная балка, шары). Кроме того, на экспорт было отправлено 75 тысяч тонн цельнокатаной строительной балки и 53 тысячи тонн рельсов.
Рис. 4. Географическая структура продаж
Одними из основных направлений отгрузки продукции комбината в ближнем зарубежье стали Казахстан и Украина.
В 2013 году в страны СНГ было отгружено 282 тысяч тонн металлопродукции.
3.2 Анализ показателей ОАО «ЕВРАЗ НТМК»
Таблица 6. Основные финансовые показатели
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
Выручка от реализации, млн. руб. |
72657 |
83894 |
96027 |
112390 |
109113 |
в том числе: |
|||||
Металлопродукции |
62 958 |
72 247 |
84 684 |
94870 |
104243 |
из них: |
|||||
- внутренний рынок |
32 940 |
47 859 |
64 553 |
64979 |
71399 |
- экспорт |
17 355 |
19 383 |
24 150 |
24325 |
26728 |
- СНГ |
2 662 |
5 005 |
5 981 |
5565 |
6117 |
Прочая реализация |
8 700 |
11 647 |
14 643 |
17520 |
4870 |
из них: |
|||||
- ванадий в шлаке |
2 189 |
3 818 |
4 925 |
5840 |
1622 |
- продукция КХП |
1 236 |
1 645 |
2 107 |
2540 |
705 |
- феррованадий |
- |
386 |
618 |
739 |
246 |
- прочая продукция |
- |
4 177 |
5 727 |
6870 |
1908 |
- услуги |
- |
1 621 |
1 266 |
1515 |
505 |
EBITDA (c Va), млн.руб. |
13429 |
17176 |
10179 |
20771 |
261151 |
Прибыль от реализации, млн.руб |
12135 |
14143 |
8787 |
17908 |
21338 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
7133 |
11373 |
7204 |
23799 |
11393 |
Рентабельность, % |
25% |
20% |
9% |
16% |
20% |
На основе данных объема реализации продукции «ЕВРАЗ НТМК» за последние 5 лет (2009-2013гг), приведенных в таблице 7, построена линия тренда (рис.5). Линия тренда предназначена для отображения тенденций в существующих данных или прогнозов будущих данных.
Таблица 7. Объем реализации продукции, тыс. тонн
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
Изменение 2013 г. к 2012 г.,% | |
Внутренний рынок |
1746 |
2165 |
2477 |
2554 |
2582 |
+1,1%; |
Экспорт |
1889 |
1434 |
1547 |
1749 |
1795 |
+2,6%; |
СНГ |
116 |
198 |
192 |
156 |
282 |
+82,7% |
Всего отгрузок |
3751 |
3797 |
4216 |
4459 |
4659 |
+4,5% |
Анализ динамики объема реализации металлопродукции за 5 лет
Рис. 5. Анализ динамики объема реализации металлопродукции
Анализ объема реализации показывает, что в линейном уравнении
y = 247,8 x + 3433, коэфициент а = 247,8 > 0. Это говорит о положительном росте.
Достоверность аппроксимации (R2)- это величина, показывающая, насколько выбранная линия тренда подходит к приведенным данным. Чем ближе R2 к 1, тем более достоверными будут прогнозы относительно линии тренда. В нашем случае R2 = 0,9606, значит, прогноз объема реализации на 2014 г будет близок к реальным данным.
Спрогнозируем объем реализации на 2014 год. Для прогнозирования нам необходимо продлить линию тренда и определить её значения. При её продлении нам будет известен только один параметр — это время, т.е. значения по оси X.
Рассчитаем прогнозные значения тренда — y = 247,8*6+ 3433= 4920
Из этого следует, что линия тренда на 2014 г. будет, как показано на рис.5 и 6
Прогнозируемый объем реализации металлопродукции на 2014 год
Рис. 6. Прогнозируемый объем реализации металлопродукции
Предприятие увеличило выпуск металлопродукции с 4459тыс. тонн в 2012 году до 4659 тыс. тонн в 2013, повысив при этом долю продукции более глубокого передела.
Информация о работе Влияние маркетинговой среды на финансовую деятельность ОАО «ЕВРАЗ НТМК»