Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
– исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1 Научные основы исследования внешней среды предприятия 5
1.2 Характеристики внешней среды 7
Глава 2 ТИП ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 10
2.1 Механистические организации 10
2.2 Органический тип организации 11
Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 14
С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 14
3.1 Взаимодействие с потребителями товаров и услуг 16
3.2 Взаимодействие с поставщиками 17
3.3 Взаимодействие с конкурентами 18
3.4 Взаимодействие с организациями инфраструктуры 20
3.5 Взаимодействие с государственными и муниципальными органами 21
Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 23
4.1 Элементы внешней среды предприятия 23
4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия 25
4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании 28
4.4 Характеристика основных параметров процесса анализа элементов внешней среды 33
4.5 Внешняя среда и адаптация системы 36
4.6 Анализ влияния внешней среды рекламного агентства «Лира-М» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Органический подход,  например,  широко  применяется  при  производстве  наукоемких технологий.  Технология производства  такой продукции меняется  очень часто под воздействием внешней среды.

Органические  организации  лучше  взаимодействуют  с  новой  ситуацией, быстрее приспосабливаются к частым и неожиданным изменениям и в целом являются более гибкими.

Главными  правилами  при  выполнении  работ  в  таких  организациях можно  назвать: "Ты  специалист,  тебе  и  решать", "Делай  то,  что  ты  считаешь необходимым для выполнения твоей работы".

В  органической  организации  отсутствуют  четко  сформулированные стандарты и оценки. Для нее характерны самомотивация и внутреннее вознаграждение, а также нечеткая система формального контроля.

Основные  характеристики  и  наиболее  важные  условия  применения механистических  и  органических  организаций  приведены  в  табл. 1,  предложенной О.С. Виханским и А.И. Наумовым.

Таблица 1

Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций 

Механистический тип  организации

Органический тип организации

Характеристики

Узкая специализация в работе   

Работа по правилам                             

Четкие права и ответственность        

Ясность в уровнях  иерархии              

Объективная система  вознаграждения

Объективные критерии отбора кадров

Отношения формальные и  носят официальный характер

Широкая специализация  в работе

Мало правил и процедур

Амбициозная ответственность 

Уровни управления размыты 

Субъективная система  вознаграждения

Субъективные критерии отбора кадров

Отношения неформальные и носят личностный характер

Условия

Несложное, стабильное окружение 

Цели и задачи известны                     

Задачи поддаются делению               

Работа измеряема                               

Оплата труда мотивирует                  

Признается данная власть                 

Сложное, нестабильное окружение

Неопределенность целей  и задач 

Задачи сложные 

Работу измерить сложно

Мотивирование высших потребностей

 Авторитет власти завоевывается


 

Механистические  и  органические  организации  представляют  собой 

лишь  две  крайние  точки  в  непрерывном множестве различных организаций. Как правило, структуры реальных организаций находятся между этими двумя типами, обладая признаками как механистических, так и органических структур в различных соотношениях. На практике даже в одной организации  часто  встречаются  подразделения,  имеющие  разные  структуры. Например, в одной и той же организации производственные подразделения имеют  признаки  механистической,  а  научно-исследовательские –  органической организации.

 

Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 

С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

Взаимодействие организации с  внешней средой заключается в  обмене энергией,  информацией,  товарами,  услугами  и  т.п.,  который является  обязательным условием жизнедеятельности любой организации.

Взаимодействие  организации  с  внешней  средой -  процесс двусторонний и определяется как характеристиками внутренней среды организации, так и параметрами внешней среды. Среди факторов, определяющих эффективность  этого  взаимодействия,  есть  факторы,  способствующие  и  препятствующие эффективному взаимодействию с внешней средой.

К факторам, способствующим хорошему взаимодействию организации с  внешней  средой,  относятся:  смена  области  деятельности,  лоббизм,  создание  общественных  объединений,  защищающих  интересы  организаций  и оказывающих влияние на работников законодательных органов и др.

Среди  внешних  факторов,  препятствующих  эффективному  взаимодействию  организаций  нашей  страны  с  внешней  средой,  можно  перечислить следующие:

    1. Общая экономическая нестабильность в стране.
    2. Разорванность  экономических  связей  с  бывшими  республиками СССР.
    3. Разорванность межотраслевых связей.
    4. В стране ещё не сформировался класс собственников.
    5. Несовершенная система налогообложения.
    6. Неэффективная финансово-кредитная система.
    7. Несовершенное законодательство.
    8. Противодействие теневой экономики.

Среди  внутренних  факторов  организации,  препятствующих  взаимодействию организации с внешней средой, можно отнести следующие:

1.  Неэффективная система управления организациями.

2.  Низкая квалификация управленческого  персонала. 

3.  Низкое качество производимых  товаров и оказываемых услуг. 

4.  Старение основных фондов.

Обязательными  элементами  взаимодействия  организации  с  внешней средой являются риски. Под риском будем понимать опасность возникновения непредвиденных событий, имеющих отрицательные последствия. 

В  предпринимательской  деятельности  наиболее  опасными  рисками считаются  риски  с  вероятностью  потерь, значительно превосходящих величину ожидаемой прибыли. Среди таких рисков можно перечислить следующие:  банковский,  валютный,  кредитный,  процентный,  страховой,  экономический, экологический, техногенный, природный, политический. Любая  организация  сейчас  может  встретиться  с  рисками  недопоставок, неплатежей,  неполного  использования  технологических  возможностей,  с рисками  нарушения  обеспечения  безопасности  жизнедеятельности.  Большое  значение  для  рациональной  организации  страхования  работников  организации имеет профессиональный риск.

Руководитель организации в  процессе управления постоянно попадает в рискованную ситуацию, которая  характеризуется:

      • наличием  нескольких  направлений деятельности  и возможных решений;
      • случайным  характером  событий  во  внешней  и  внутренней  среде организации;
      • необходимостью оценить величину вероятных исходов;
      • возможностью получить как прибыль, так и потери.

 Разработан  ряд  методических  подходов  к  оценке  конкретных  рискованных ситуаций. Одним из возможных алгоритмов оценки риска является следующий:

      1. Определяется  направление  риска (экономический,  экологический,
      2. технологический, техногенный, природный и т.п.).
      3. Определяется сущность риска (риск конкретной ситуации).
      4. Определяются  причины  риска (строится  диаграмма "Риск –  причины").
      5. Выявляются  факторы  риска,  которые  увеличивают  или  уменьшают вероятность риска.
      6. Оценивается величина (уровень) риска.
      7. Разрабатываются меры по снижению риска.

3.1 Взаимодействие с потребителями товаров и услуг

Главным условием существования и выживания любой организации в условиях  рынка  является  способность  находить  потребителя  своих  товаров,  услуг  и  других  результатов  деятельности.  Как  отмечал  П.  Дракер: "Единственная цель бизнеса – создать потребителя".

Процесс изучения и "создания потребителя" включает анализ большого  числа  факторов,  характеризующих  потребителя.  Наиболее  значимыми

из них являются:

      • географическое месторасположение;
      • социально-психологические  характеристики (образование,  сфера деятельности, привычки, стиль поведения и т.п.);
      • национальные (традиции, обычаи, вкусы, табу и т.п.);
      • демографические (пол, возраст, наличие детей, возраст детей, продолжительность жизни и т.п.);
      • отношение к товару (услуге), который производится (оказывается) организацией. 

В  соответствии  с  группами  потребителей  выделяют  следующие  типы рынков:

      • потребительский;
      • рынок производителей;
      • рынок посредников;
      • государственный рынок;
      • международный рынок.

Изучая  потребителя,  руководство  организации  должно  выяснить,  какое место занимает организация на рынке, имеются ли конкурентные преимущества  у  организации,  на  какие факторы более активно откликаются потребители:  на  цену,  качество,  сервис.  Результаты  этих  исследований должны использоваться при разработке стратегии организации.

3.2 Взаимодействие с поставщиками

Степень  влияния  поставщика  на  организацию  обусловлена  тем,  насколько  важны  для  неё  его  услуги.  Руководитель  должен  уметь  выбирать поставщиков, правильный выбор и хорошие взаимоотношения с которыми позволят избежать ресурсной зависимости от них, обеспечить высокое качество товаров и услуг, исключить срывы поставок своим клиентам, обеспечить  конкурентное  преимущество  организации.  При  выборе  поставщиков следует помнить, что они тоже стараются обеспечить свои конкурентные  преимущества  и  поэтому  предлагают  товары,  у  которых  нет аналогичных  заменителей,  обращают  внимание  на  важность  организации, как  потребителя,  на  возможности  организации  в  области  обратной  интеграции в сферу бизнеса поставщика.

 

3.3 Взаимодействие с конкурентами

Для  обеспечения  высокой  эффективности  деятельности  организации необходимо  постоянно  изучать  своих  реальных  и  потенциальных  конкурентов, их сильные и слабые стороны и, в соответствии с полученными результатами, строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Условия  конкуренции,  в  которых  функционирует  конкретная  организация, определяются в основном поставщиками, потребителями, конкурентами,  новыми  организациями,  выходящими  на  рынок  и  товарами-заменителями.  Эти  факторы  М.  Портер  назвал  пятью  силами  конкуренции.

Чрезвычайно  важно  уметь  определять  момент,  когда  на  рынок  могут  выйти  новые  организации (потенциальные  конкуренты).  Этот  момент зависит от  жизненного  цикла товара,  преданности  потребителей  привычным  товарам  и  услугам,  а  также  от  размеров  капитала,  необходимого  для разработки и производства нового товара и эффективного масштаба производства.  Руководитель  должен  определить,  насколько  новая  организация может  помешать  осуществлению  поставленных  перед  его  организацией целей,  что  нужно  сделать  для  того,  чтобы  новая  организация  не  создала больших трудностей или не потеснила его организацию на рынке.

Мощным и достаточно испытанным инструментом конкуренции является поставка на рынок товаров-заменителей, т.е. таких товаров, которые удовлетворяют те  же  потребности,  но  другим  способом.  Поэтому  необходимо  знать  основные  приёмы  и  способы  предотвращения  появления  на рынке таких товаров. К этим приёмам относят:

      • производство новых, более привлекательных и более качественных видов тех же товаров;
      • повышение  качества  обслуживания  при  продаже  и  дальнейшей эксплуатации товара;
      • снижение цены товара (услуги);
      • усиление рекламной деятельности.

Одновременно  с  исследованием  конкурентной  среды,  с  изучением структуры и динамики изменения конкурентных сил необходимо тщательно изучать поведение своих основных конкурентов. Здесь необходимо определить, что движет конкурентами, какие главные и дополнительные цели они преследует, какую стратегию они выработали и какую они могут реализовать в случае неудачи. Чрезвычайно полезно составить схему анализа действий каждого из конкурентов, а затем свести всё это в единую картину.  Такая  картина  позволит  достаточно  чётко  и  полно  отразить  существующее положение на рынке, определить стратегические направления деятельности  конкурентов  и  выработать  свою,  хорошо  обоснованную  стратегию.  Наиболее  рациональным  инструментом  при  этом  являются  приёмы системного анализа мягких систем. 

В  процессе  изучения  конкурентов  следует  помнить,  что  конкуренция –  это  не  столько  соревнование  на  вытеснение  соперника  с  рынка, сколько  инструмент  самоорганизации  рынка,  взаимной  координации  действий  его  субъектов.  Чрезвычайно  полезным  при этом  является  использование основных идей и принципов синергетики (принципы случайности и нелинейности  в  развитии  общества,  явления  неустойчивости  нелинейной среды при малых воздействиях на неё, бифуркации и др.).

Знание организацией стратегий  своих конкурентов помогает ей разработать свою, отличную от других, стратегию. Такие действия каждой организации  на  рынке  показывают,  что  практически  все  они  в  значительной степени  взаимосвязаны  и  постоянно  взаимодействуют  друг  с  другом.  Результатом  является  особое  поведение  организаций  в  условиях  рынка.  Это выражается  в  самоуправлении  научно-техническим  прогрессом,  повышении  потребительских  качеств  товаров  и  услуг,  высоком  уровне  сервиса, оказании гарантийных услуг и т.п.

Конкуренция  как  инструмент  самоорганизации  рынка  часто заставляет  соперников  налаживать  эффективное  сотрудничество  друг  с  другом.

Преимуществами  такого  сотрудничества  является  более  высокое  качество товаров, восприимчивость к запросам клиентов, возможность объединения и  совместного  использования  накопленного  опыта,  повышение уровня  защиты бизнеса от появления новых конкурентов.

Основными  факторами,  определяющими  возможности  для  сотрудничества  конкурентов,  могут  быть  следующие:  использование одинаковых технических и технологических достижений  при производстве  товаров, близкий ассортимент,  одинаковые  каналы распространения товаров,  одинаковый  тип  потребителей,  одинаковый  сервис  и  техническое  обслуживание товаров и др.

Информация о работе Внешняя среда организации