Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
– исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1 Научные основы исследования внешней среды предприятия 5
1.2 Характеристики внешней среды 7
Глава 2 ТИП ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 10
2.1 Механистические организации 10
2.2 Органический тип организации 11
Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 14
С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 14
3.1 Взаимодействие с потребителями товаров и услуг 16
3.2 Взаимодействие с поставщиками 17
3.3 Взаимодействие с конкурентами 18
3.4 Взаимодействие с организациями инфраструктуры 20
3.5 Взаимодействие с государственными и муниципальными органами 21
Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 23
4.1 Элементы внешней среды предприятия 23
4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия 25
4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании 28
4.4 Характеристика основных параметров процесса анализа элементов внешней среды 33
4.5 Внешняя среда и адаптация системы 36
4.6 Анализ влияния внешней среды рекламного агентства «Лира-М» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

3.4 Взаимодействие с организациями инфраструктуры

Важность  и  необходимость  взаимодействия  с  организациями  рыночной  инфраструктуры  обусловлены  тем,  что  в  настоящее  время  быстрыми темпами развиваются банки, страховые общества, консультационные фирмы и др. От того, насколько умело организация будет пользоваться их услугами,  в  значительной  мере  будет  зависеть  и эффективность её  деятельности. При неправильных отношениях организация может попасть в зависимость  от  некоторых  организаций  рыночной  инфраструктуры,  например, от банков, от арбитражных судов и др.

Очень полезным может быть правильно  налаженное взаимодействие с организациями, которые помогут подобрать необходимые кадры менеджеров,  работников  аппаратов  управления,  работников  производственных, торговых  и других  подразделений,  окажут  необходимую  консультационную помощь в области управления, финансов, маркетинга и др.

 

3.5 Взаимодействие с государственными и муниципальными органами

В процессе работы каждая организация имеет связи и взаимодействует  с  системой  федеральных  органов  власти,  органами субъекта федерации и муниципальными органами. 

Государство  ожидает  от  организации,  что  она  будет  способствовать росту  благосостояния,  более  полной  занятости  населения  и  укреплению социально-политической  стабильности,  увеличению  налоговых  поступлений в бюджет страны и местные бюджеты.

Организация  ожидает  от  государства  создания  условий  для  высокой эффективности  инвестиций,  максимизации  результатов  деятельности  организации,  минимизации  рисков,  защиты  собственности  и  личности,  рациональной налоговой политики, правового обеспечения деятельности и т.п.

Деятельность  любых  организаций  регламентируется  соответствующими  документами,  принятыми  государством  или  органами  местного  самоуправления.  Эти  документы  сопровождают  всю  деятельность  организации от учреждения до ликвидации. К ним относят, например, документы о регистрации организации, о регистрации товарного знака и многие другие, заканчивая документами о ликвидации организации.

Деятельность  государства  и  местных  органов  также  находится  под значительным  влиянием  руководителей  организаций.  Этот  процесс  влияния называют лоббированием (лоббизмом). 

Лоббирование представляет собой способ оказания воздействия на законодательные органы и органы исполнительной власти в пользу решений, которые выгодны определённым организациям, группам, отдельным предпринимателям. 

Субъектами  лоббирования становятся депутаты всех уровней государственной  власти  и  местного  самоуправления,  которые  отстаивают  интересы  своих  административно-территориальных  образований,  крупных  предприятий,  отраслей.  К  субъектам  лоббирования  относят  средства  массовой информации, профсоюзы, союзы, ассоциации, различные фонды и др.

Из вышеизложенного можно сделать  следующие выводы. Любая организация функционирует в окружающей её внешней среде,  с  которой  она  находится  в  определённых  связях  и  взаимодействиях.

Современные  организации  получают  из  внешней  среды  энергию,  информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности и сами отдают ей продукты своей деятельности (товары, услуги и др.). Разрыв  связей  с  внешней  средой  чаще  всего  означает  для  организации окончание её жизненного цикла (гибель).

Непосредственное  деловое  окружение (деловая  среда)  оказывает  прямое  воздействие  на  организацию.  Это  окружение  создают  потребители продукции  и  услуг,  поставщики,  деловые  партнёры,  конкуренты,  инфраструктура.

Взаимодействие  организации  с  внешней  средой  заключается  в  обмене энергией, информацией, товарами, услугами и т.п., который является обязательным  условием  жизнедеятельности  любой  организации.  Взаимодействие организации с внешней средой - процесс двусторонний и определяется  как  характеристиками  внутренней  среды  организации,  так  и  параметрами внешней среды. Среди них есть факторы, способствующие и факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с внешней средой.

Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров и услуг. Большое значение для правильных взаимодействий с внешней средой  имеют  взаимоотношения  с  поставщиками,  конкурентами,  инфраструктурой, государственными и муниципальными организациями.

 

Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

4.1 Элементы внешней среды предприятия

Внешняя среда рассматривается  как набор реально существующих явлений и процессов (далее — элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопределенностей и рисков при подготовке и реализации управленческих решений.

Внешняя среда  для компаний имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству: клиенты, контролирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению компании относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:

      • система ценностей и их приоритеты в обществе;
      • социальное и политическое развитие населения;
      • обычаи местного и международного делового оборота;
      • политическая обстановка в стране и мире;
      • налоговая система;
      • экономическая обстановка в отрасли, стране и мире;
      • социальная и экологическая ответственность;
      • институциональная структура;
      • природные катаклизмы;
      • народные волнения;
      • криминализация внешних связей.

Каждый из перечисленных элементов должен быть понятен руководству компании для принятия адекватных мер. Рассмотрим элемент внешней среды «социальное и политическое развитие населения». Информация о состоянии и функционировании этого элемента может быть представлена в упрощенном или очень подробном виде. В структуре этой информации какие-то важные сведения могут быть не учтены, а какие-то незначительные — могут быть даны очень обширно. Поэтому важно определить структуру сведений о состоянии и функционировании элементов внешней среды. В литературе обобщенно рассматриваются семь факторов, используемых при анализе элементов внешней среды для конкретной компании. К этим факторам относятся: конкурентные, международные, политические, рыночные, социальные, технологические и экономические. Таким образом, основным требованием к описанию элемента внешней среды должно быть наличие информации по конкретному фактору. Схематично структура описания любого элемента внешней среды должна иметь следующий вид:

Таблица 2

Конкурентная 

Международная

Политическая 

Рыночная 

Социальная 

Технологическая

Экономическая

Прочие части 


 

Конкурентная часть включает информацию о конкурентах и клиентах: бизнес-планы, сильные и слабые стороны, источники сырья и информации.

Международная часть заполняется информацией о реакциях общественности, политических деятелей и бизнеса на состояние соответствующего элемента внешней среды.

Политическая часть состоит  из сведений о внутренней стратегии государства и ее отношении к соответствующему элементу внешней среды.

Рыночная часть представляет информацию о положении соответствующего элемента внешней среды на кривой жизненного цикла, интерес к данному элементу со стороны покупателей

Социальная часть включает информацию о степени реализации социальных потребностей и интересов общества или общественных групп по данному элементу внешней среды.

Технологическая часть описывает достигнутые уровни техники и технологии, технической и экологической безопасности к рассматриваемом элементе внешней среды.

Экономическая часть состоит из информации о затратах, прибыли, прогнозах экономического характера функционирования рассматриваемого элемента внешней среды.

В прочей части указываются другие сведения, представляющие интерес для заказчика описания элемента внешней среды.

В результате каждая компания поданным частям описания внешней среды сможет составить для себя объективную картину положительных и отрицательных сторон ее влияния. Состояние каждого элемента может по-разному оцениваться для каждой компании — на одних этот элемент вообще не окажет влияния, а на других его влияние будет существенным. Влияние внешней среды на процесс принятия управленческих решений может быть оценено и поэлементно, и в целом.

4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия

Элементы ближнего окружения предприятия  включают следующее (см. рис. 1):

Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы.

Контролирующие организации — это налоговые, административные, санитарные и другие надзирающие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды, различные комиссии.

Заинтересованные внешние  физические и юридические лица — это лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных или корпоративных интересов. К ним относятся члены семей работников компании, держатели ее ценных бумаг, пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (например, торговые, обслуживающие); вышестоящие материнские и другие компании.

Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции.

Законодательная база в  соответствующей области деятельности.

Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики.

 

Рисунок 1. Ближайшее окружение  компании внешней средой

Партнеры по бизнесу — это  участники какой-либо совместной с компанией деятельности, которая может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок.

Финансово-кредитные учреждении —  это организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании. Они предназначены для выполнения расчетно-кассовых, ипотечных, кредитных и других операций.

Исходя из материалов данного подраздела, составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды ближнего окружения (табл. 3).

Таблица 3

Элементы

Сокращенное обозначение  частей описания элемента внешней среды

К

М

П

Р

С

Т

Э

Клиенты

Контролирующие организации 

Заинтересованные внешние  лица

Общественность 

Законодательная база

Конкуренты 

Партнеры по бизнесу 

Финансовые учреждения

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+


К — конкурентная, М — международная, П — политическая, Р — рыночная, С — социальная, T —технологическая, Э —экономическая

Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполнителей анализа элементов внешней среды ближнего окружения и предоставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять времени и финансовых средств.

 

 

4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании

Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды дальнею окружения.

Система ценностей и  их приоритеты в обществе

К системе ценностей относятся  материальные, общественно-политические и духовные ценности, в том числе представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Этот набор может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными нормами систему ценностей своей компании, включающую нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальную ответственность.

Социальное и политическое развитие населения

Данное развитие может рассматриваться как процесс приближения социальных и политических потребностей и интересов населения к желаемому уровню. К социальным относятся потребности в информации, знаниях, общении, семье, творческом труде, самовыражении, отдыхе, к политическим — потребность в вере, патриотизме, власти и управлении. Уровень социального и политическогоразвития оценивается отношением людей к труду, друг к другу, старикам, наркотикам, органам власти, экономической политике государства.

Обычаи местного и международного делового оборота

Обычаи формируются на базе общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами. Развитие обычаев осуществляется за счет прецедентов, стабильно вошедших в систему отношений. Прецедент — это случай, имевший" место ранее и служащий примером или оправданием для последующих подобного рода случаев. Прецедентное право имеется, например, в Великобритании. К основным параметрам данного элемента относят:

      • масштаб обычаев делового оборота;
      • значение, придаваемое в обществе обычаям делового оборота;
      • статистику соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании;
      • ответственность за нарушение обычаев делового оборота.

Политическая обстановка в стране и мире

Информация о работе Внешняя среда организации