Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
– исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1 Научные основы исследования внешней среды предприятия 5
1.2 Характеристики внешней среды 7
Глава 2 ТИП ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 10
2.1 Механистические организации 10
2.2 Органический тип организации 11
Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 14
С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 14
3.1 Взаимодействие с потребителями товаров и услуг 16
3.2 Взаимодействие с поставщиками 17
3.3 Взаимодействие с конкурентами 18
3.4 Взаимодействие с организациями инфраструктуры 20
3.5 Взаимодействие с государственными и муниципальными органами 21
Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 23
4.1 Элементы внешней среды предприятия 23
4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия 25
4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании 28
4.4 Характеристика основных параметров процесса анализа элементов внешней среды 33
4.5 Внешняя среда и адаптация системы 36
4.6 Анализ влияния внешней среды рекламного агентства «Лира-М» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Угрозы проявляются:
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой – между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспектив развития организации.
Принципиально слабые стороны организации могут корениться в следующем:
В процессе проведения анализа эксперты
прямо или косвенно (на уровне подсознания)
рассматривают параметры
Процедура оценки сильных и слабых сторон
П. Дженстер и Д. Хасси в своей книге «Анализ сильных и слабых сторон компании» утверждают, что информация о параметрах сильных и слабых сторон организации может поступать как из внутренней, так и из внешней среды, чем, на наш взгляд, допускают некоторое отступление от системности анализа параметров организации.
Дженстер и Хасси выделяют такие параметры внутренней среды организации, как гибкость, эффективность, ресурсы, потенциал работников организации и уязвимые места, а также динамику результативности бизнеса организации, виды ее деятельности, функциональные стратегии (политики), проекты и программы.
Под уязвимыми местами они понимают риски деятельности организации, а под гибкостью – способность организации быстро адаптироваться к изменениям. Несмотря на универсальность такого показателя деятельности организации как «эффективность», следует различать эффективность текущую и стратегическую, оценки каждой из которых могут содержать как сильные, так и слабые (проблемные) параметры.
Внутренние ресурсы, как правило, ограничивают возможности развития организации (их не хватает для реализации стратегически значимых решений), и к ним в первую очередь относятся финансы, люди, материалы и оборудование.
Способности, знания и квалификация, выделяемые специалистами в области анализа параметров организации, определяют оценку потенциала работников организации.
Помимо отмеченных параметров следует установить соответствие (или несоответствие) ожиданий потребителей той ценности, которую для них представляет продукция организации, а также оценить показатели рентабельности с позиций собственников организации и сравнить их с показателями конкурентов.
Трудно рассчитывать на то, что все элементы, приведенные выше, реально будут оцениваться, однако даже выборочное сравнение может принести немалую пользу в анализе параметров организации.
В качестве параметров внешней оценки предлагается рассматривать ситуацию на рынке товаров и услуг, выполнять анализ внешнего бизнес-окружения и анализ той отрасли, в которой функционирует организация. В ходе процесса оценки удается определить те отличительные компетенции организации, которые могут лечь в основу стратегии развития организации.
Результаты анализа сильных и слабых сторон организации позволяют использовать такой инструмент определения значи подх мых действий, который Хасси определяет как «равновесный подход». Суть ода заключается в том, что строится диаграмма, на которой изображается положение равновесия организации по какому-либо параметру, исходя из условия равновесия: совокупность положительных факторов и их сила уравновешиваются совокупностью отрицательных факторов (рис. 3).
Рисунок 3. Графическая модель «равновесного подхода» к анализу параметров организации
Диаграмма используется для попытки
найти ответы на вопросы, касающиеся
формулировки наиболее значимых мероприятий
в области стратегического разв
Разработанный алгоритм проведения SWOT-анализа основан на том предположении, что вся реальная действительность словно делится на две части: организацию как таковую и все остальное (внешнюю среду), а содержание каждой из частей – на благоприятную и неблагоприятную составляющие.
Рисунок 4. Матрица анализа параметров организации
Матрица анализа параметров организации приведена на рис. 4. В месте пересечения столбцов и строк получаем следующие оценки состояния организации:
Как видим, внутренняя среда представлена анализом параметров трансформации всех видов ресурсов в готовую продукцию и анализом специфики управления организацией, а внешняя среда – дальним и ближним окружением.
Рекламное агентство ЗАО «Лира-М» было создано в 2007 г. и занимается продвижением на рынок рекламно-сувенирной продукции из текстиля, стекла, керамики, драгоценных камней с нанесением фирменной символики клиента. Штат компании включает директора, трех менеджеров по продажам, менеджера по производству, главного бухгалтера, секретаря и курьера — итого 8 человек. Компания имеет один!магазин для розничной и оптовой продажи, а также отправляет продукцию в другие магазины Все годы вплоть до начала второго квартала 2009 г. компания получала хорошую прибыль. Однако в начале апреля 2009 г. заказы на стекло и керамику — основной источник доходов — стали катастрофически уменьшаться. Директор уволил менеджера по продажам этой продукции и переложил работу по продвижению стекла и керамики на двух других менеджеров. Однако положение не улучшилось. Увольнение работника и отвлечение оставшихся менеджеров от их основной работы внесли нервозность и добавили новые убытки по продажам указанной продукции. Экстренная рекламная кампания с раздачей бесплатных образцов не принесла компании успеха. Финансовое положение компании существенно ухудшилось.
Для исправления сложившейся
Анализ ситуации основан на материале подразделов 4.1 – 4.4. главы 4.
Рассмотрим использование метод
В таблице знаком «плюс» обозначается наличие элемента, а знаком «минус» обозначается отсутствие элемента.
Из 19 элементов явно и неявно в компании анализировали всего 5.
Проанализируем 5 элементов в виде табл. 5.
В таблице буквой «ж» обозначено желаемое состояние составной части элемента (наличие или отсутствие), а буквой «р» — реальное положение дел.
В результате из 31 части, входящей в состав 5 элементов, используются для анализа только 11 частей.
Таблица 5
Использование элементов внешней
среды в рассматриваемой
Элементы внешней среды ближнего окружения |
Исполь-зование |
Элементы внешней среды дальнего окружения |
Исполь-зование |
Клиенты Контролирующие организации Заинтересованные внешние лица Общественность Законодательная база Конкуренты Партнеры по бизнесу Финансовые учреждения |
+ -
- - + - -
+ |
Система ценностей и их приоритеты Социальное и политическое развитие Обычаи делового оборота Политическая обстановка Экономическая обстановка Социальная и экологическая ответственность Институциональная структура Налоговая система Катаклизмы Народные волнения Криминализация связей |
+
- - - -
- - + - - - |
Таблица 6
Анализ используемых элементов внешней среды в данной ситуации
Наименование элемента внешней среды, принимаемого во внимание в компании ЗАО «Лира-М» |
Сокращенное обозначение частей описания элемента внешней среды | ||||||||||||||
К |
М |
П |
Р |
С |
Т |
Э | |||||||||
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р | ||
Клиенты Законодательная база Финансовые учреждения Система ценностей и их приоритеты Налоговая система |
+
-
+
+ - |
-
-
+
+ - |
+
+
+
+ + |
-
+
-
+ - |
-
+
+
+ + |
-
-
-
- - |
+
-
+
+ + |
+
-
+
+ + |
+
+
+
+ + |
-
-
-
- - |
+
-
-
- + |
-
-
-
- - |
+
-
+
+ + |
-
-
+
+ + |
Вывод: рассматриваемая ситуация в компании «Лира-М» несомненно приведет к большим потерям, так как из 19 элементов внешней среды анализируются только 5 элементов, а в этих 5 элементах анализируется только треть информационных частей.
Управленческое решение можно формировать на трех стадиях развития проблемы.
Общий подход к механизму формирования управленческого решения состоит в следующем.
Заключение
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. Фактор внешней среды стал предметом пристального внимания сравнительно недавно. В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов.