Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:39, контрольная работа
Целью данной работы является анализ общего состояния бюджета Самарской об-ласти, рассмотрение структуры систематизации доходов и расходов, анализ и выявления на основе данных общее социально-экономическое состояние на данной территории, так-же приобретение определённых навыков в процессе работы.
Анализ состоит из трех частей и включает общий анализ бюджета, анализ доходов бюджета, анализ расходов бюджета. В качестве объекта исследования взят бюджет Са-марская область.
1 Введение…………………………………………………………………………………… 3
2 ХАРАКТЕРИСТИКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 4
2.1 Основные параметры 4
2.2 Численность населения 6
2.3 Уровень жизни населения 7
3 ОБЩИЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 9
3.1 Анализ изменения основных показателей областного бюджета в 2011 году 9
3.2 Дефицит бюджета 10
3.3 Государственный долг 12
3.4 Основные задачи бюджетной политики Самарской области 14
4 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 16
4.1 Общая динамика 16
4.2.Налоговые доходы 17
4.3 Неналоговые доходы 18
4.4 Налоги и ставки 19
5 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ 27
5.1 Общая динамика расходов 27
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ 33
5.3 Анализ финансовой устойчивости бюджета Самарской области 34
6 Заключение 38
Список использованных источников 39
На рисунке 5.1.3 представленная круговая диаграмма.
Рисунок 5.1.3 - Исполнение расходной части областного бюджета по разделам классификации
Исполнение расходной части областного бюджета в 2011 году производилось неравномерно. Существенный объем расходов областного бюджета в 2011 году приходится на IV квартал – 36,1% годовых назначений (из них декабрь - 17,5%) .
Динамика исполнения расходной части областного бюджета в 2010-2011 годах представлена в таблице 5.1.4.
Таблица 5.1.4 - Динамика исполнения
расходной части областного бюджета (тыс.рублей)
Наименование |
Исполнено 2010 год |
Исполнено 2011 год | ||
тыс. руб. |
% от годовых назначений |
тыс. руб. |
% от годовых назначений | |
январь |
2 115 439 |
2,1 |
4 328 926 |
3,6 |
февраль |
5 534 989 |
5,5 |
6 199 625 |
5,2 |
март |
7 892 397 |
7,8 |
7 053 620 |
5,9 |
Итого 1 квартал: |
15 542 825 |
15,4 |
17 582 171 |
14,8 |
апрель |
8 901 733 |
8,8 |
7 689 821 |
6,5 |
май |
8 027 199 |
8,0 |
7 265 727 |
6,1 |
июнь |
7 861 416 |
7,8 |
9 272 594 |
7,8 |
Итого 2 квартал: |
24 790 348 |
24,6 |
24 228 142 |
20,4 |
июль |
10 135 069 |
10,1 |
9 356 630 |
7,9 |
август |
7 634 701 |
7,6 |
9 752 289 |
8,2 |
сентябрь |
7 224 351 |
7,2 |
9 473 636 |
8,0 |
Итого 3 квартал: |
24 994 121 |
24,8 |
28 582 555 |
24,1 |
октябрь |
7 437 141 |
7,4 |
11 254 270 |
9,5 |
ноябрь |
7 998 928 |
7,9 |
10 742 026 |
9,0 |
декабрь |
14 905 414 |
14,8 |
20 831 518 |
17,5 |
Итого 4 квартал: |
30 341 483 |
30,1 |
42 827 814 |
36,1 |
На графике проиллюстрированы темпы исполнения областного бюджета в 2010-2011 годах (рисунок 5.1.5)
Рисунок 5.1.5 - Темпы исполнения областного бюджета
Представленные данные свидетельствуют
об ухудшении ритмичности
Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в IV квартале 2011 года было произведено 13 544 707 тыс.рублей или 32,6% годового объема утвержденных расходов.
Министерством образования и науки Самарской области в IV квартале 2011 года произведены расходы в объеме 6 501 259 тыс.рублей или 38,8% годовых назначений.
Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в IV квартале произведены расходы в объеме 4 451 731 тыс.рублей или 34,3% запланированного годового объема расходов.
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в последнем квартале 2011 года осуществлено 58,1% годовых назначений или 3 047 137 тыс.рублей.
Аналогичная практика осуществления значительного объема расходов в конце финансового года (в декабре) наблюдается и у иных главных распорядителей бюджетных средств [3].
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ
В 2011 году Законом об областном
бюджете предусматривалась
Исполнение расходов областного бюджета на реализацию целевых и ведомственных программ составило 31 304 496 тыс.рублей, или 89,8% от показателя, утвержденного законом о бюджете.
Исполнение областных целевых программ в 2011 году составляет 29 785 466 тыс.рублей или 89,5% годовых назначений.
При этом нельзя не учитывать, что исполнение областных целевых программ, указанное в годовом отчете, не означает использования выделенных средств. По 66% областных целевых программ (29 из 44) областной бюджет исполнен более, чем на 95%, а по 10 программам - на 100%. В то же время, анализ использования средств на реализацию указанных программ показал, например, следующее:
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории Самарской области на 2009-2013 годы» 81 690 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 189 600 тыс.рублей (43,1%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 56,9%;
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Молодой семье - доступное жилье» 427 399 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 1 382 259 тыс.рублей (30,9%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 69,1%;
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» на 2011-2013 годы 60 036 тыс.рублей из выделенных 160 063 тыс.рублей (37,5%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 62,5%;
- при кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Чистая вода» на 2010-2015 годы на 99,7% использование
выделенных средств (420 158 тыс.рублей) не превышает 83,3%;
- при кассовом исполнении
областного бюджета в части
расходов на реализацию ОЦП
«Социально-экономического
5.3 Анализ финансовой
устойчивости бюджета
Проведем анализ состояния бюджета Самарской области за последние три года, используя как абсолютные, так и относительные показатели. Для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени воспользуемся следующими методами: анализ устойчивости территориального бюджета; расчеты различных бюджетных коэффициентов и анализ фактического исполнения объема бюджетных ассигнований в разрезе разделов ведомственной структуры расходов.
Для проведения анализа состояния бюджета необходимы следующие данные: (Таблица 5.3.1)
Таблица 5.3.1 - Базовые показатели областного бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 года тыс. руб
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011год |
Минимальные расходы бюджета (общие) |
99 177 373 |
69 602 866 |
88 463 766 |
Общий объём доходов |
91 389 250 |
69 602 866 |
82 953 971 |
Собственные доходы бюджета |
71 743 047 |
45 058 277 |
63 684 091 |
Дополнительно привлеченные финансовые ресурсы |
8 842 272 |
8 594 966 |
7 598 912 |
Бюджетная задолжность |
36 115 140 |
25 599 296 |
38 082 614 |
Территориальные бюджетные доходы |
57 390 076 |
68 919 523 |
57 693 048 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
3171,500 |
3170,141 |
3214,1 |
Согласно проведенным расчетам можно следующим образом оценить бюджет Самарской области с точки зрения финансовой устойчивости:
2009 год: 99 177 373 > 80 585 319 – кризисное состояние;
2010 год: 69 602 866 > 53 653 243 – кризисное состояние;
2011 год: 88 463 766 > 71 283 003 – кризисное состояние.
Уровень устойчивости территориального
бюджета определяется объемом средств,
необходимых для обеспечения
минимальных бюджетных
Поэтому для более глубокого анализа бюджета в качестве инструментария воспользуемся бюджетными коэффициентами. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий.
1) Коэффициент автономии:
Ка =
Где ДС – собственные доходы бюджета;
Д – общий объем доходов.
2) Коэффициент обеспеченности
минимальных расходов
Ко.р =
Где РМ – минимальные расходы бюджета.
3) Коэффициент бюджетного покрытия
Кб.п =
4) Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з =
Где З – бюджетная задолжность.
5) Коэффициент бюджетной результативности региона
Кб.р =
Где ДТ – территориальные бюджетные доходы;
Ч – среднегодовая численность региона.
6) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о =
С помощью этих инструментов возможно достичь объективизации в оценке состояния территориального бюджета и выявить факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволят определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению [5].
В результате проведения всех необходимых расчетов были получены значения, которые позволяют судить о некоторых зависимостях: (Таблица 5.3.2)
Таблица 5.3.2 - Результаты анализа состояния бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Коэффициент автономии |
0,785 |
0,647 |
0,768 |
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами |
0,723 |
0,647 |
0,72 |
Коэффициент бюджетного покрытия |
0,921 |
1 |
0,938 |
Коэффициент бюджетной задолженности |
0,364 |
0,368 |
0,43 |
Коэффициент бюджетной результативности региона |
18095,623 |
21740,207 |
17949,985 |
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения |
31271,44 |
21955,763 |
27523,651 |
Коэффициент автономии показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов областного бюджета. Таким образом, собственные доходы в 2009 – 2011 гг. составляли примерно 64–72% общих доходов бюджета, в то время как оптимальный показатель приблизительно равен 67%. Следовательно, за 2009 – 2011 года Самарская область эффективно реализует фискальную функцию бюджета [4].
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами показывает, насколько минимальные расходы покрываются доходами бюджета. В 2009 году на каждую тысячу рублей минимальных расходов приходится 720 рублей, в 2010 — 640 рублей, в 2011 — 720 рублей собственных доходов бюджета. Эта ситуация свидетельствует о положительной тенденции, но следует учитывать, что речь идет о минимальных расходах, которые Самарской области удается покрыть всего на 70%. Небольшой спад на 8% в 2010 году можно объяснить экономическим кризисом 2009 года, такая тенденция наблюдается по многим показателям, но в 2011 году данный субъект РФ уже достиг уровня 2009 года.
Однако коэффициент бюджетного покрытия в 2009 году меньше единицы. Это говорит о том, что даже минимальные расходы не покрывались доходами бюджета, а это привело к образованию значительного дефицита бюджета. В 2009 году он составил 7 788 123 тыс. рублей (8,52% полученных доходов). В 2010 году минимальные расходы полностью покрываются доходами бюджета, то есть на каждую тысячу рублей приходилось 1 000 рублей, а в 2011 данный коэффициент снова снизился и составил 0,938. Но не смотря на это, эти данные свидетельствуют о том, что Самарская область в целом покрывает расходы бюджета его доходами, а также о достаточно устойчивой ситуации в сфере формирования доходной части областного бюджета.