Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе исследования современного состояния безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами, разработать предложения по совершенствованию отношений, возникающих в указанной сфере.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе поставлен ряд взаимосвязанных задач:
изучить теоретические основы безналичных расчетов с использованием банковских карт;
провести анализ современного состояния безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами в России;
определить проблемы и пути совершенствования развития банковских карт в системе безналичных расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………7
1.1. Безналичное обращение в финансовой системе Российской Федерации: становление, понятие и правовая природа……………………...........................…7
1.2.Банковские карты: понятие, виды, принципы обращения…………………..21
1.3. Правовое регулирование безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами………………………………………………………………27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ОПОСРЕДОВАННЫХ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...34
2.1. Анализ российского рынка банковских карт………………………….…….34
2.2. Виды платежных систем на российском рынке пластиковых карт…………………………………………………………………………………44
2.3. Оценка работы Сбербанка России на рынке платежных карт……………..50
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИИ…………………………………………………………………………..57
3.1. Проблемы использования банковских карт в системе безналичных расчетов…………………………………………………………………………….57
3.2. Пути совершенствования рынка банковских карт…………………………..62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….73

Файлы: 1 файл

Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ.doc

— 815.00 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что только безналичные  расчеты осуществляются с помощью  отдельных банковских операций, которые  имманентно служат формой реализации безналичных расчетных правоотношений. Именно поэтому круг субъектов таких отношений шире, чем круг субъектов денежного обязательства, на прекращение которого и направлены безналичные расчеты. Представляется, что круг субъектов расчетных отношений и денежного обязательства при наличных расчетах совпадает. Принимая во внимание, что основным отличительным признаком безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц — банков и иных кредитных организаций, Л.А. Новоселова выделяет ряд принципов правового регулирования безналичных расчетов:

1) безналичные расчеты осуществляются  сторонами гражданско-правового  обязательства через банки с  открытых ими расчетных, текущих  и иных счетов, условия которых  позволяют производить платежи  по распоряжению клиента;

2) участники расчетов могут выбирать  и закреплять в договоре любую  форму расчетов, предусмотренную  законом, установленными в соответствии  с ним банковскими правилами  и применяемыми в банковской  практике обычаями делового оборота.  Банки не вправе отказать клиентам в совершении таких операций, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3) в расчетных гражданско-правовых  отношениях средства со счетов  списываются по распоряжению  владельца счета, за исключением  случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4) банк не вправе определять  и контролировать использование  денежных средств, находящихся  на счете клиента, и устанавливать  не предусмотренные законодательными  актами или договором ограничения  его права распоряжаться денежными  средствами по своему усмотрению;

5) банк, участвующий в расчетах  по гражданско-правовому обязательству  контрагентов, сам не становится  стороной в этом обязательстве.  Он является стороной договора  банковского счета и лишь за  его исполнение отвечает перед  своим клиентом;

6) не допускается ограничение  прав клиента на распоряжение  денежными средствами, находящимися  на счете, за исключением наложения  ареста на денежные средства  на счете или приостановления  операций по счету в случаях,  предусмотренных законом;

7) платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8) безналичные расчеты производятся  на основании документов установленной  формы21.

Таким образом, расчетные отношения — это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частноправовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и международных обычаях.

1.2.Банковские карты: понятие, виды, принципы обращения

 

Банковская пластиковая карта  – это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным  платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств в банках и банкоматах. Принимающие карту предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карт, или приемную сеть.

При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карту и ее держателя, а также осуществлять проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Для проведения авторизации делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карты и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карты и технической оснащенности точки обслуживания22.

С точки зрения клиентов привлекательность карточек заключается в следующем.

  • с одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), с другой – возможность моментально оплатить по­купку.
  • не нужно заботиться о конвертировании валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществит банк.
  • строже становятся контроль и планирование бюджета.
  • при утере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы.
  • на внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты.
  • престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными), свидетельствующая к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемы­ми в финансовой сфере.

Банк заинтересован работать с  карточками исходя из следующих соображений.

  • они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности “карточных” операций.
  • за все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
  • повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновацион­ных процессов23.

Банковские платежные карты  изначально создавались как розничный  продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. И сейчас во всем мире платежные карты для банков - одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования платежных карт:

  • для работы с клиентами банка - физическими лицами;
  • для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
  • карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты).

Зарплатные проекты своей целью  имеют:

  • привлечение дополнительных ресурсов в виде остатков на карточных счетах сотрудников предприятия, на котором реализуется зарплатный проект;
  • закрепление за банком крупного клиента - юридического лица, замкнув на себе еще большие денежные потоки клиента (если проект реализуется на предприятии, уже имеющем расчетный счет в банке);
  • привлечение нового клиента - юридического лица с перспективой перевести его к себе на расчетно-кассовое обслуживание (если предприятие еще не имеет в банке расчетного счета).

Таким образом, зарплатные проекты можно рассматривать и как самостоятельные проекты, позволяющие привлекать дополнительные ресурсы на счетах физических лиц - сотрудников предприятия, и как прикладные проекты, посредством реализации которых можно привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов - юридических лиц.

Цель корпоративных карт, позволяющих  руководству предприятия оплачивать с их помощью так называемые представительские  расходы, можно обозначить как дополнительная услуга выгодному клиенту - юридическому лицу с целью повышения «лояльности клиента» к банку.

На банковской пластиковой карточке обычно расположена следующая информация:

1) на лицевой стороне карточки  наносится имя владельца, номер  карточки, срок действия карточки, логотип банка-эмитента карточки, логотип платежной системы. На некоторых карточках в качестве одного из средств защиты от подделки наносится голограмма.

2) на оборотной стороне карточки  находится место для подписи  владельца карточки, магнитная полоса, иногда фотография владельца и логотипы сетей банкоматов, в которых можно обналичить карточку.

Номер карточки состоит из 16 цифр: первые шесть - код банка эмитента; следующие девять - банковский номер  карточки (номер карт-счета); последняя  цифра - контрольная24.

Проведем классификацию платежных карт, используемых банками для ведения розничного бизнеса, по ряду существенных признаков с точки зрения как функциональных характеристик карты, так и карточного бизнеса.

Во-первых, банковские платежные карты  можно подразделить по признаку наличия лицевого счета - на карты со счетом и карты без счета.

Основная масса банковских карт привязана к определенному лицевому счету на балансе банка, по которому согласно правилам бухгалтерского учета  отражаются все платежи по операциям  с картой - будь то сами операции, комиссии банка за их совершение или начисление процентов на остаток, если таковой есть в тарифах по обслуживанию карты.

Карты со счетом тоже можно классифицировать, используя два дополнительных признака, - тип счета и режим его ведения. По данным признакам карты со счетом могут быть разделены на два основных класса:

  • дебетовые карты;
  • кредитные карты.

Что касается дебетовых карт, то для  них тип лицевого карточного счета - расчетный счет, расчеты по карте  совершаются в пределах свободного остатка на счете, овердрафт недопустим (хотя в принципе и возможен). С кредитными картами несколько сложнее. В общем случае кредитные карты можно подразделить на три категории:

  • расчетные или так называемые чардж-карты (тип лицевого карточного счета - расчетный счет, но режим ведения счета таков, что позволяет производить расчеты по карте не только в пределах свободного остатка, но и в пределах разрешенного овердрафта по счету, размер которого оговаривается в договоре или тарифах банка, при этом задолженность должна ежемесячно погашаться держателем карты в полном объеме);
  • револьверные кредитные (тип лицевого карточного счета - ссудный, однако жесткое требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объеме отсутствует);
  • револьверные овердрафтные (тип лицевого счета - расчетный счет с допущением овердрафта, требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объеме отсутствует)25.

Система правовых принципов обращения  банковских карт в Российской Федерации следующая:

  • принцип законности обращения банковских карт. Он вытекает из общетеоретического принципа законности, который лежит в основе всех без исключения общественных отношений, является правовой платформой всего спектра действий, в том числе и в области банковской деятельности;
  • принцип клиентоориентированности деятельности в сфере обращения банковских карт. В рамках реализации данного принципа государство посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов должно гарантировать держателям карт максимальный уровень их защиты, в том числе и от уголовно наказуемых деяний в сфере обращения банковских карт. Кредитные организации должны осуществлять такую политику в области выпуска и обращения банковских карт, которая будет выражаться в индивидуальном подходе к клиенту, разъяснении при каждом случае обращения возможных преимуществ от использования банковской карты;
  • принцип оптимального соотношения интересов государства, кредитных организаций и держателей карты. В настоящее время процесс поиска оптимального баланса интересов осложняется наличием множества субъектов в этих отношениях, каждый из которых решает свои определенные, присущие только ему задачи, преследуя строго поставленные цели. Однако сфера обращения банковских карт, даже несмотря на небольшие разногласия, являет собой область, в которой в достаточной степени удовлетворяются интересы государства, кредитных организаций и их клиентов;
  • принцип учета международных стандартов правового регулирования обращения банковских карт. Российская Федерация, являясь достаточно большой частью мирового сообщества, при достижении собственных интересов посредством реализации экономической, в том числе банковской, политики должна быть активным участником международных и межгосударственных связей и отношений, учитывать международно-правовые правила и стандарты. Сфера обращения банковских карт не является исключением;
  • принцип оперативности обращения банковских карт. Оперативность обращения банковских карт предполагает прежде всего сокращение временных отрезков, затрачиваемых держателем карты, на операции, при которых используются банковские карты. Также оперативность включает в себя упрощение процедуры получения держателем банковской карты, сокращение числа документов, необходимых для ее получения26.

Таким образом, банковские карточки предназначены для осуществления безналичной оплаты товаров и услуг владельцем карточки, а также для получения им наличных денег со своего банковского счета в специальных банкоматах практически в любой точке мира. Данный вид карточек представляет наибольший интерес, поскольку именно эти карточки в основном и используются как для совершения покупок в Интернет, так и в оффлайновой торговле.

Информация о работе Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ