Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе исследования современного состояния безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами, разработать предложения по совершенствованию отношений, возникающих в указанной сфере.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе поставлен ряд взаимосвязанных задач:
изучить теоретические основы безналичных расчетов с использованием банковских карт;
провести анализ современного состояния безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами в России;
определить проблемы и пути совершенствования развития банковских карт в системе безналичных расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ…………………………………7
1.1. Безналичное обращение в финансовой системе Российской Федерации: становление, понятие и правовая природа……………………...........................…7
1.2.Банковские карты: понятие, виды, принципы обращения…………………..21
1.3. Правовое регулирование безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами………………………………………………………………27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ОПОСРЕДОВАННЫХ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...34
2.1. Анализ российского рынка банковских карт………………………….…….34
2.2. Виды платежных систем на российском рынке пластиковых карт…………………………………………………………………………………44
2.3. Оценка работы Сбербанка России на рынке платежных карт……………..50
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИИ…………………………………………………………………………..57
3.1. Проблемы использования банковских карт в системе безналичных расчетов…………………………………………………………………………….57
3.2. Пути совершенствования рынка банковских карт…………………………..62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….73

Файлы: 1 файл

Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ.doc

— 815.00 Кб (Скачать файл)

Объем операций, совершенных с использованием платежных карт, увеличился за анализируемый период на 3326,3 млн. ед. или на 991,3 млрд. руб. в денежном выражении (рис. 5). Из них наибольший объем операций составляет снятие наличных средств (рис. 6), однако более быстрыми темпами увеличивается количество и объем операций с картами по оплате товаров и услуг (рис. 7).

Рис. 5. Количество и объем операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в России в 2008 – 2010 гг.

 

Рис. 6. Количество и объем операций по снятию наличных денежных средств, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в России в 2008 – 2010 гг.

Рис. 7. Количество и объем операций по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов в России в 2008 – 2010 гг.

 

В 2009 – 2010 гг. на российском рынке платежных карт стали реализовываться новые виды услуг, в частности, по переводу денежных средств с одного банковского счета на другой банковский счет с использованием платежных карт (переводы «с карты на карту»), взносы на благотворительные цели и пр. При этом значительную долю операций среди данных видов услуг занимают переводы денежных средств «с карты на карту». Ее популярность в России во многом обусловлена доступностью, поскольку у физического лица - перевододателя отсутствует необходимость посещения почтового отделения или банка для осуществления перевода и выполнения связанных с ним соответствующих процедур.

Однако существует ряд факторов, препятствующих развитию переводов  «с карты на карту»:

  • наличие лимитов на сумму перевода денежных средств, как правило, с большими ограничениями, чем у традиционных систем переводов;
  • наличие комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитными организациями за осуществление перевода денежных средств «с карты на карту».

Еще одним активно развивающимся  направлением, способствующим развитию новых услуг кредитных организаций  для держателей платежных карт, является внедрение дистанционного банковского обслуживания («интернет-банкинг», «мобильный банк»), обеспечивающего доступ к их банковским счетам для совершения операций на основании кодов, паролей, сформированных на базе реквизитов платежных карт.

В современных условиях спектр услуг, предоставляемых в рамках дистанционного банковского обслуживания, существенно расширился. Интерес кредитных организаций к развитию указанных услуг основывается на повышении к ним интереса держателей карт, а также сравнительной незначительностью затрат на их внедрение.

Кроме того, в 2009 – 2010 гг. российские банки в большей степени стали ориентироваться на обслуживание привилегированных клиентов (VIP-клиентов) и развивать программы, стимулирующие активнее использовать карты премиальных категорий в торгово-сервисной сети.

В числе значимых тенденций развития российского карточного рынка следует  отметить и активизацию банков в  секторе социальных проектов, предусматривающих  внедрение карт, предназначенных  для получения пенсий, пособий, дотаций  и иных выплат социального характера.

Несмотря на то, что количество физических лиц владеющих банковскими картами неуклонно растет, использовать их для оплаты товаров и услуг решаются далеко не все. Данные статистики настойчиво говорят о том, что граждане используют кредитные карты, в подавляющем большинстве случаев, лишь для получения наличных (рис. 8). При этом минимально используются те возможности, которые предоставляет этот вид платежного средства. Объем операций по оплате товаров и услуг с помощью карт составил в 2010 г. 1346,2 млрд. руб. (рис. 9), что в 8 раз меньше объема операций по снятию наличных.

Рис. 8. Количество и объем операций по получению наличных денег, совершенных физическими лицами с использованием банковских карт, в России в 2008 – 2010 гг.

 

Рис. 9. Количество и объем операций по оплате товаров и услуг, совершенных физическими лицами с использованием банковских карт, в России в 2008 – 2010 гг.

 

В отличии от физических лиц, объем  операций совершенных юридическими лицами по получению наличных денежных средств на конец анализируемого периода в 1,4 раза меньше34, чем объём операций по оплате товаров и услуг (рис. 10, 11).

Рис. 10. Количество и объем операций по получению наличных денег, совершенных юридическими лицами с использованием банковских карт, в России в 2008- 2010 гг.

 

Рис. 11. Количество и объем операций по оплате товаров и услуг, совершенных юридическими лицами с использованием банковских карт, в России в 2008 – 2010 гг.

По итогам развития российского  рынка платежных карт можно отметить, что в 2009 – 2010 гг. сохранялась тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств.

На начало 2011 года в России насчитывалось 97087 банкоматов с функцией выдачи наличных и 80510 банкоматов с функцией приема денежных средств, что больше аналогичного показателя на начало 2009 г. на 26102 и 62150 соответственно (рис. 12).

Рис. 12. Количество банкоматов, расположенных на территории России в 2009 – 2010 гг., ед.

 

Доступность инфраструктуры российских платежных систем ограничивается различием используемых в них стандартов и технологий, что приводит к несовместимости сходных по функциям платежных инструментов и, как следствие, к невозможности использования платежных карт, выданных банками-участниками одной платежной системы, в банкоматах и терминалах, принадлежащих банкам-участникам другой платежной системы.

Характеризуя развитие инфраструктуры платежных карт на территории Российской Федерации в целом, можно отметить, что к основным факторам, влияющим на ее развитие, относятся достаточно низкая эффективность функционирования и высокая ее стоимость, в частности, банкоматов. Указанная проблема особенно актуальна в условиях экономической ситуации, сложившейся в России, поскольку повышение качества и доступности банковских услуг требует денежных и трудовых ресурсов не только для формирования сети банкоматов, но и финансового (оплата услуг связи, аренды площади установки, инкассации и пр.) и технологического (профилактика, ремонт, обновление программного обеспечения и пр.) ее сопровождения. Однако децентрализованное развитие сети банкоматов (когда кредитная организация стремится развивать собственную сеть) на практике приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что в конечном итоге не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей. К негативным факторам также можно отнести высокие комиссии банков-эмитентов, которые они взимают со своих клиентов за получение наличных денежных средств в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами). Это вынуждает клиентов использовать платежные карты преимущественно в инфраструктуре банков, выдавших платежные карты, что не только снижает доступность платежных услуг, но и приводит к дополнительной нагрузке данной инфраструктуры (при несоответствии масштаба эмиссии платежных карт количеству собственных банкоматов, обеспечивающих их обслуживание). Статистика свидетельствует о существовании диспропорций в загруженности сетей банкоматов отдельных кредитных организаций. В результате владельцы «простаивающих банкоматов» несут убытки, в то время как сеть банкоматов других кредитных организаций перегружена, что приводит к снижению эффективности инвестирования привлеченных денежных ресурсов и росту стоимости банковских услуг в целом.

В результате интеграции розничной  платежной инфраструктуры достигаются  следующие положительные эффекты:

  • устанавливается единый размер комиссии, взимаемой с держателя платежной карты при использовании им банкомата другой кредитной организации – участника проекта;
  • появляется более разветвленная и доступная сеть предоставления банковских услуг;
  • расширяется перечень предоставляемых платежных услуг, а также появляются предпосылки к его стандартизации во всех банкоматах, функционирующих в рамках объединенной розничной платежной инфраструктуры.

Таким образом, кредитными организациями  в 2009 – 2010 гг.  активно развивались  новые услуги, предоставляемые в  банкоматах, и расширялся их перечень. В рамках данной деятельности кредитные организации стали более ориентированы на создание полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей платежных карт.

 

2.2. Виды платежных  систем на российском рынке пластиковых карт

 

В структуре российского рынка  платежных карт представлены российские и международные платежные системы. Количество российских платежных систем на протяжении последних 10 лет остается примерно на одном уровне и на конец 2010 года составило около 60, большинство из которых - «одноэмитентные платежные системы». Наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций и т.п.) занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются VISA и MasterCard. Однако в анализируемом периоде доля «активных» карт в общем количестве карт международных платежных систем невелика, поскольку в среднем за квартал она составляла около 45%, в то время как аналогичный показатель по картам российских платежных систем был выше и соответствовал 65%.

В 2010 г. из общего количество эмитированных  карт 88% составляли карты международных  платежных систем (рис. 13).

Рис. 13. Структура эмитированных платежных карт в разрезе платежных систем в 2010 г., тыс. шт.

 

Наибольшее количество и объем операций совершаются также держателями карт международных платежных систем (рис. 14, 15).

Рис. 14. Структура количества операций, совершенных с использованием платежных карт в разрезе платежных систем в 2010 г., млн. ед.

 

 

Рис. 15. Структура объема операций, совершенных с использованием платежных карт в разрезе платежных систем в 2010 г., млрд. руб.

 

Несмотря на лидирующие позиции  на российском рынке платежных карт международных платежных систем, держатели международных карт в большей степени ориентированы на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг35.

Международный «пластиковый» бизнес держится на «трех китах» - VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express - крупнейших международных организациях, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. Для того, чтобы стать эмитентом одной из перечисленных карт, банк или иная кредитная организация должны стать членом любой из этих организаций. Несмотря на то, что для приобретения банковских карт этих платежных систем необходимо произвести довольно значительные финансовые вложения, наибольшим спросом пользуются именно они.

Visa - крупнейшая международная платежная система. Карты Visa принимаются более чем в 150 странах мира. Visa является самой крупной платежной системой в России. На долю пластиковых карт Visa приходится около 40% рынка банковских карт. Кроме того, карты Visa активно используются в сети Интернет. Кредитные карты дают возможность воспользоваться большим количеством дополнительных услуг и отвечают всем необходимым требованиям безопасности.

Visa Electron ориентирована на определенные  социальные категории граждан,  например: на студентов и молодежь, на клиентов с ограниченным доходом и потребителей, впервые приобретающих платежную карту. Карты Visa Electron мало привлекательны для мошенников; статистика случаев мошенничества по ним практически нулевая.

Visa Classic популярна у тех, у кого уже есть опыт использования банковских карт, а также у потребителей со средним уровнем дохода.

Visa Gold принимается по всему миру  и открывает перед пользователем  множество привилегий и новых  возможностей, включая медицинскую  и юридическую помощь, мощную клиентскую поддержку в случае кражи или утери пластиковой карты.

Visa Platinum ориентирована на клиентов  с достатком намного выше среднего  и даже высокого. Открывается  с кредитным лимитом от 10000 долл. (или эквивалента этой суммы  в местной валюте) и также предоставляет клиентам право воспользоваться рядом привилегий и преимуществ.

Visa Virtual - это виртуальная карта  исключительно для использования  в сети Интернет. Данная карта  не может быть использована  в реальном магазине, поскольку  на ней нет основных характеристик карты Visa, таких как магнитная полоса, торговая марка платежной системы и место для подписи.

Mastercard/Eurocard - консорциум, состоящий  из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30%. Европейский центр находится в Бельгии.

MasterCard Electronic ориентирована на пользователей  дебетовых продуктов, имеющих  минимальную кредитную историю,  но желающих использовать кредитные возможности своей карты.

Информация о работе Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ