Банковское кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

МСБ ДИПЛОМ.docx

— 286.99 Кб (Скачать файл)

     Ранее была озвучена достаточно разрекламированная программа помощи сельхозпроизводителям. Она, на первый взгляд, включала достаточно льготные условия и должна была пойти на пользу сельскому хозяйству, однако, с точки зрения эффективности, управленческие недостатки практически свели на нет все возможные плюсы. Предоставление кредитов фермерам было осуществлено очень поздно — в марте, что не позволило подготовиться к посевной кампании. В итоге сельхозпроизводители серьезно проиграли по ценовым параметрам, по ГСМ, по семенам, по удобрениям. Поэтому ожидать снижения стоимости на сельхозпродукцию от будущего урожая не приходится. Кроме того, несвоевременное распределение той гуманитарной помощи, которая была предоставлена со стороны Казахстана и России, со стороны международных кредитных организаций, также приводит к снижению эффекта, а возможно и нивелированию этого эффекта.

     Вопрос торгово-посреднической деятельности, сервисно-бытовых и посреднических услуг, которые являются локомотивом насыщения социальных потребностей населения, на сегодняшний день остается крайне острым. В первую очередь, имеются в виду торгово-посреднические услуги — в данной сфере занята большая часть населения северной части Киргизии, а также немалая часть южного региона.

     Достаточно  широко разрекламированное обсуждение  необходимости вступления в Таможенный  Союз не дает никаких эффектов  до тех пор, пока правительство  не предпринимает определенных  шагов по созданию условий  переориентации деятельности представителей  малого и среднего бизнеса,  торгово-посреднического бизнеса  в реальный сектор. Однозначно, при  любом раскладе — при вступлении  в Союз, и при отказе от вступления, результатом будет значительное  сокращение экспортно-импортных  операций. А, следовательно, это  приведет к увеличению банкротств среди посреднических структур, и организаций малого и среднего бизнеса. Как следствие, возможны рост социальной напряженности и недовольства данного сектора, который лишится собственных доходов. Все это, на фоне достаточно высоких темпов инфляции (по данным статкома СНГ—15%), позволяет сформировать достаточно пессимистические прогнозы по экономической ситуации в Кыргызстане. Есть некий диссонанс между официальными статистическими данными и реальным положением. Данный дисбаланс вызван тем, что в большей степени именно южный регион дотировался весь период с момента трагических событий и до сегодняшнего дня, работала дирекция по восстановлению юга, и большая часть грантовых поступлений направлялись именно туда — для восстановления инфраструктуры, жилого фонда и так далее. Это позволило существенно улучшить данные по официальной статистике юга. Там есть рост и по показателям роста инвестиций в основной капитал, и по показателям увеличения числа предпринимательских объектов, а также по увеличению показателей налогооблагаемой базы и сбора налогов. Собираемость налогов выше по югу, чем по северу. То есть по югу идет перевыполнение, а по северу — недовыполнение. Южный регион на сегодняшний день пользуется серьезным спектром льгот по бизнесу, что облегчает собираемость налогов. Что же касается роста реального сектора экономики, то на юге картина такая же, как и на севере республики.

 

3.2 Предложения по стратегическому  развитию малого и среднего  бизнеса в    

       Кыргызстане

        Проблемы  и трудности развития малого  и среднего бизнеса. Не смотря на некоторые позитивные изменения, малое предпринимательство продолжает сталкиваться с серьезными трудностями роста, среди которых особо выделяются: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства, жесткий налоговый прессинг и чрезвычайная усложненность систем налогообложения, недостаточность начального капитала и собственных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата, ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др. Воздействие процесса приватизации на развитие и финансовую поддержку малого предпринимательства оказалось недостаточным. Большую тревогу вызывает отсутствие должной социальной и личной защищенности как владельцев, так и работников частных малых предприятий.

     Перспективы кыргызского малого предпринимательства напрямую зависит от решения выше перечисленных проблем. При этом определяющее значение для будущего малых и средних предприятий имеет общий ход экономических реформ и их воздействие на состояние общества и национальной экономики, нарешение социальных, экологических и других проблем переходного периода. Закрепление признаков стабилизации и начало подъема в экономике должны положительно сказаться на состоянии малого бизнеса. На первое место в закреплении позитивных тенденций развития малого предпринимательства выходят инновационно-инвестиционная политика, восстановление прерванных кризисом и создание новых кооперационных связей. При этом малый бизнес будет все более активно приобретать новые формы. , становление предприятий товаропроизводящего и инновационного профилей, а также малых предприятий, оказывающих производственные услуги. При условии стабилизации уровня жизни и расширении платежеспособного спроса произойдет увеличение доли малых предприятий в сфере услуг населению. Повысится конкурентоспособность кыргызского малого бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, возрастут объем хозяйственного оборота и прибыльность малых предприятий, тем самым будут созданы условия для расширения устойчивой налогооблагаемой системы из числа малых предприятий.[34.22]

      Малое предпринимательство  душат многочисленные налоги  и поборы, не редко оставляющие  ему лишь 5-10 % прибыли. В результате  малые и средние предприятия , занятые в сфере производства , ставятся на грань банкротства независимо от их значимости для экономики Кыргызстана. Под налоговый удар попадают и предприятия , стратегически значимые для республики.

     Малый бизнес  также плохо защищен от давления  коррупции, преступности и произвола. Еще одним объективным фактором негативного воздействия на малый и средний бизнес является непрекращающийся спад производства. Он губителен, в особенности для малого бизнеса, поскольку усиливает монополистический характер экономики , ее дефицитность. Все это ведет к сужению емкости внутреннего рынка, что существенно сдерживает развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере , в том числе малого и среднего бизнеса.

Субъективным фактором слабого  развития малого и среднего бизнеса  в республик в первую очередь , является отсутствие должной государственной поддержки. Развитие малого и среднего бизнеса происходит в условиях жесточайшего прессинга кредитно-финансовых структур, фискального налогообложения , неразвитости рыночных отношений, несовершенного

законодательства , отсутствия сервисных , консалтинговых и информационных услуг. Решению этих проблем будет способствовать принятие Законов «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в Кыргызской республике» и «О Защите прав Предпринимателей».

   Положение о Государственном фонде поддержки малого и среднего бизнеса при Правительстве Кыргызской Республики. Общие положения .  Настоящее положение определяет правовые и организационные основы деятельности Государственного фонда поддержки малого и среднего бизнеса при Правительстве Кыргызской республики .[26.22]

1. Фонд является государственной  некоммерческой организацией, осуществляющей  государственную поддержку в  сфере малого и среднего бизнеса  путем финансирования , обучения , оказания информационной , консультационной и иных видов услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

 2. В своей деятельности фонд руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Законами Кыргызской Республики, постановлениями Законодательного собрания и собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской республики , указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики и настоящим положением.

 3. Фонд организует свою работу во взаимодействии с министерствами, государственными комитетами , финансово-кредитными , страховыми учреждениями и субъектами предпринимательской деятельности Кыргызской Республики.

 

 

 

 

Цели и основные направления  деятельности Фонда.

1. Основной целью деятельности  Фонда является реализация государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства путем финансирования , обучения, оказания информационной и иных видов услуг.

2. Основными направлениями  деятельности Фонда являются : участие  в реализации правительственных  программ и программ и проектов, направленных на развитие малого  и среднего бизнеса ,

-обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства путем привлечения инвестиций .

-выделение кредитов по  внутренним линиям и оказания  содействия в выделении кредитов  по зарубежным кредитным линиям  предпринимательским структурам.

-содействие созданию  правовых условий для развития  малого и среднего предпринимательства .

-поддержка инновационной  деятельности субъектов малого  и среднего бизнеса.

-стимулирование разработки  и производства конкурентоспособной  продукции.

- содействие в создании  новых рабочих мест .

Источники формирования средств  Фонда.

1. Источниками формирования  средств Фонда являются :

-средства, поступающие от  приватизации государственного  имущества.

-средства поступающие от предоставленных ссуд и кредитов.

-денежные средства и  другие активы Фонда.

2. Доходы от хозяйственной  деятельности и проценты от  кредитных сумм.

Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане  является первостепенной задачей. Будущее  кыргызской экономики во многом будет  определяться уровнем развития малого и среднего предпринимательства.

Этот сектор призван внести основной вклад в рост занятости  населения,

Повышение доходов малообеспеченных слоев населения и сокращение бедности.  Для поддержки малого и среднего бизнеса есть ресурсы  у Всемирного банка, Европейского банка  реконструкции и развития. Центральноазиатско - Американского фонда поддержки предпринимательства. Микро кредиты малым предприятиям предлагают такие международные

организации как ПРООН, ФИНХА.  Техническую помощь оказывают так  же ЮСПИД, ТАСИС, ТИКА и другие.

     В своем  выступлении  Ж. Ибраимов по  вопросу  стабилизации социально-

экономического положения  республики отметил: “В целях создания условий для развития и поддержки  государством  отечественного предприниматель-

ства правительством готовятся к внесению в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики законопроекты по защите прав предпринимателей, их поддержке, разработан и будет апробироваться механизм упраздненного налогообложения субъектов малого и среднего  бизнеса . Государственный фонд по поддержке малого и среднего бизнеса” совместно с германским обществом технического сотрудничества и немецким Институтом по

политике малого и среднего предпринимательства исследовали  проблемы  малого и среднего предпринимательства  в Кыргызстане и сделали 

следующие  выводы, что  общеэкономическое развитие в особенности  развитие  малых и средних предприятий  зависит  от многих факторов. Наиболее важных  из них:

1. Знание будущих предпринимателей  в области предприятия.

2.  Благоприятное администрирование  по отношению к предпринимателям  и прочие рамочные  условия

3. Доступ к льготным  источникам финансирования.

4. Правовые  гарантии на  время осуществления  экономической  деятельности. Во всех  вышеуказанных   областях существуют большие   дефициты, которые зачастую обозначаются  как проблемы трансформационного периода, но если имеется политическая воля, все эти проблемы  можно решить.

 Важные проблемы, которые  препятствуют быстрому и лучшему развитию сектора малого и среднего предпринимательства:

  • Недостаточное  экономическое образование и повышение квалификации из-за недостатка учебных  планов.
  • Дорогостоящие  разрешения, зачастую не  имеющие  отношения к

безопасности производства или работе оборудования.

  • Непонятный , как для предпринимателей так и для сотрудников

(особенно рациональных) налоговых  инспекций налоговый   кодекс.

  • Нехватка специалистов - консультантов в области экономики (налоговой системы).
  • Недостаточная  прозрачность рамочных  условий.
  • Отсутствие государственной политики по малому и среднему

предпринимательству.

  • Недостаточно развитая инфраструктура.
  • Отсутствие  информации о  выгодных  источниках финансирования.
  • Недостаточная  правовая  защита в предпринимательской деятельности.

Исследование  проблем  предпринимательства показали, что  предоставленные

гражданам Кыргызстана юридического права создавать малые предприятия

и располагать определенными  льготами далеко не достаточно для  широкого развития малого и среднего бизнеса. Желаемого результата не удастся  достичь без развитой сети рыночной инфраструктуры. Для  выполнения задач, стоящих сегодня  перед зарождающимся предпринимательством  республики

Информация о работе Банковское кредитование малого и среднего бизнеса