Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:05, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они
наделяются имуществом юридического лица, создавшего их и действуют на
основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы
должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Юридические лица подразделяются на коммерческие
и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели извлечение прибыли, а некоммерческими организациями – не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие прибыль между участниками.
Однако некоммерческие
организации могут
ская деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели,
ради которых они созданы.
Юридические лица, осуществляющие несколько видов деятельности,
относятся к категории субъектов малого предпринимательства по критерию
того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной
выручки от реализации продукции (услуг и работ). Хозяйственные общества и товарищества в Кыргызской Республике могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества.
Под гражданами (физическими лицами), в соответствии со ст. 51 Граждан-
ского Кодекса КР, понимаются граждане Кыргызской Республики, граждане
других государств, а также лица без гражданства .[11.125]
Предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная
деятельность юридических лиц или граждан, направленная на получение
прибыли или личного дохода, осуществляемая на правах любой формы
собственности. Субъектами предпринимательства могут быть граждане республики и иностранных государств, а также объединения граждан.
В настоящее время уровень развития малого и среднего предпринимательства
в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики.
Проводимая государством политика в отношении малого и среднего
предпринимательства носит декларативный характер, предусматривает лишь "косметические" меры и не решается комплексно.
Как показывает мировой опыт, достаточно развитые малые и средние
формы предпринимательства являются залогом и фундаментом социально-
экономического благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на
экономический рост и повышение благосостояния населения. В условиях
экономического и
Республики развивать
малое и среднее
очевидной. В Стратегии развития страны на 2010-2015 годы президент
Кыргызской Республики отмечает важность малого и среднего бизнеса для
устойчивости экономического роста и необходимость создания благоприятног
инвестиционного климата и вообще благоприятной бизнес-среды для его
развития.
В период трансформации экономики особое значение приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Именно малые и средние предприятия (МСП), не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, насыщения рынка потребительских товаров при ограниченных финансовых ресурсах. Вопросам развития малого предпринимательства в период рыночных преобразований экономики посвящено значительное количество публикаций, в которых анализируются преимущества малых организационных форм с точки зрения формирования рыночной среды, решения проблем занятости, устранения товарного дефицита и т.д. Процесс становления малого и среднего бизнеса проходит несколько этапов, прежде чем в полной мере реализуются его потенциальные возможности эффективного рыночного роста. Очевидно также, что выделение отдельных этапов развития малого и среднего предпринимательства должно производиться с учетом общих тенденций и закономерностей развития национальной экономики. Именно такой подход является наиболее приемлемым для анализа специфики отдельных временных отрезков развития сектора малых и средних предприятий в экономике Кыргызстана. В связи с этим, нам представляется целесообразным представить становление и развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике в виде двух первоначальных этапов зарождения малого предпринимательства в период нахождения Кыргызстана в составе бывшего СССР, и трех последующих этапов развития МСП независимого Кыргызстана.
Первый этап (1987-1989гг.). Наиболее ощутимый результат политической и экономической либерализации-развитие кооперативных форм хозяйства. Законом «О кооперации в СССР» предусматривалось, что кооператив, являясь экономически самостоятельным коллективным социалистическим
товаропроизводителем, обладает полной хозяйственной свободой в осуществлении своей деятельности и покрывает издержки за счет взносов членов кооператива и доходов от его хозяйственной деятельности. Разрешение негосударственного предпринимательства с принятием закона о кооперации привело в СССР к развитию легального предпринимательства в несколько иных условиях, нежели это было в Восточной Европе. Главным отличием оказалась возможность для государственных предприятий принимать участие своими средствами в учреждении кооперативов, а затем и других негосударственных предприятий (малых предприятий, коммерческих банков, бирж). Если в других странах вполне логично пытались провести более или менее четкую границу между государственным и негосударственным секторами, то в СССР эта граница была в значительной мере устранена. Возникла возможность превращать имущество и денежные средства государственных предприятий в капитал негосударственных предприятий, извлекая предпринимательские доходы из ресурсов, предназначенных для использования в системе государственного планового хозяйства. Государственное имущество стало использоваться для образования уставного капитала частных предприятий, причем не только небольших кооперативов и малых предприятий, но и весьма солидных бирж и коммерческих банков. Происходила спонтанная приватизация государственного капитала. Вместе с тем стала набирать обороты криминализация бизнеса. Но несмотря на очевидные негативные последствия этого начального этапа развития предпринимательства, за два года (1988-1989 гг.) кооперативы превратились в самый динамичный и эффективный сектор экономики страны. Основой кооперативного движения стали кооперативы, действовавшие в сфере строительства, производства товаров народного потребления и бытовых услуг
Второй этап (1990-1991-гг.). Этот этап приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии малого и среднего предпринимательства. В конце 1980-х годов кризис экономики бывшего СССР выдвинул на одно из первых мест проблему оптимизации пропорций между предприятиями различных размеров, усиления роли мелких пред-приятий в оживлении экономической конъюнктуры. Формирование малых и средних предприятий в этот период было затруднено, требовалось оформить большое количество документов, получить множество подписей. Однако наличие принципиальной возможности создания таких предприятий, постулирование основных целей их функционирования, участие в ускоренном формировании товарного рынка, содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в промышленной и строительной продукции, в услугах - все это служило признанием того, что малый и средний бизнес должен стать полноправным сектором экономики страны. Принятие законодательных актов, декларирующих признание права частной собственности граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику, создало юридическую базу для предпринимательства. Для всех субъектов предпринимательской деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. В эти годы малое предпринимательство развивалось, прежде всего, с опорой на предпринимательскую активность самых широких слоев населения, чему в значительной степени способствовало кризисное состояние экономики, всеобщий дефицит, делавший прибыльным практически любой вид деятельности. К тому же инфляция еще не обесценила сбережения и доходы потребителей, которые формировали устойчивый платежеспособный спрос на самый широкий круг товаров и услуг.[24.112]
Историю развития и становления малого
и среднего предпринимательства независимого
Кыргызстана можно разделить на три этапа:
1этап–1991-1993-гг.–бурный рост числа малых предприятий индивидуальных частных предпринимателей;
2 этап – 1994-1997 - гг. –
развитие сектора МСП
3этап – с 1998 - г. по настоящее время – период стабилизации и структурных преобразований. Решающую роль в развитии предпринимательства в Кыргызстане сыграла масштабная программа приватизации, проводимая в 1992-1998 - гг. В течение 1990-1993 - гг. была создана законодательная база, организационная инфраструктура. В частности принят Закон «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в КР» от 20.декабря 1991г. В этот период была осуществлена малая приватизация. 1994–1997 -годы характеризуются продажами объектов по конкурсу. Необходимо отметить, что становление и развитие предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике проходило все эти годы при активной поддержке государства. Так, при Правительстве Кыргызстана создана Государственная комиссия по предпринимательству (ранее это был Государственный фонд поддержки малого и среднего бизнеса), основной целью деятельности которой является обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для успешного развития предпринимательства в Кыргызстане.[14.251] Приоритетными направлениями деятельности Государственной комиссии по предпринимательству являются: - участие в реализации правительственных программ и проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение государственной поддержки малого и среднего предприни-мательства путем привлечения и эффективного использования финансово-инвестиционных ресурсов - кредитование представителей малого и среднего бизнеса путем отбора перспективных проектов;
- формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого
предпринимательства;
- участие в проведении экспертизы и подготовке бизнес - проектов, оказание содействия в получении маркетинговых и консалтинговых услуг предпринимателям; оказание обучающих и консультационных услуг.
Следует
отметить, что принципиальным моментом,
требующим участия государства,
Малый бизнес Кыргызстана начал с нуля. Ещё в 2007 году по наблюдению международных экспертов открыть свой бизнес в Кыргызстане было легче, чем в любой другой стране Центральной Азии. Вклад малого и среднего предпринимательства в киргизскую экономику тогда составлял свыше 40% в некоторых отраслях, 22 % от общего объема ВВП (нацстатком). Это не так много, как в 1990-е — тогда частные предприниматели создавали 70% ВВП страны, по данным отдела экономической и социальной политики администрации президента К.Р К началу 2000-х этот показатель упал.
Вклад малого и среднего
предпринимательства в
Если бы этот сегмент не
был таким дееспособным, то экономика
страны, возможно, потерпела бы крах
под нажимом политического
В 2008 году уже около половины населения страны было вовлечено в малый бизнес — нехватка рабочих мест в сельских районах приводила к массовой миграции молодежи в города, где они начинали собственное дело. В 2009 году число предпринимателей в одном Бишкеке составляло 38 тысяч человек. С 2000 по 2009 год доля малого и среднего бизнеса в экономике выросла до 31% ВВП. Кыргызстан находился в числе тройки лидеров по проведению правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, по отчету Всемирного банка. Накануне переворота, на 31 марта 2010 года только в столице страны было зарегистрировано 78,6 тысячи субъектов предпринимательства.
Информация о работе Банковское кредитование малого и среднего бизнеса