Банковское кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:05, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

МСБ ДИПЛОМ.docx

— 286.99 Кб (Скачать файл)

 потребуются не только внедрения рыночных механизмов как  предусмотрено  стратегией трансформации в Кыргызстане, но и индустриальные

преобразования, призванные привести в действие предпринимательство, активизировать  хозяйственные  и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных  агентов.

      Для финансирования  местных предприятий Кыргызское  Правительство

занимается   привлечением международных  инвесторов, в результате чего в

стране появилось несколько  кредитных линий. Через кредитные  линии

профинансировано свыше 80-и предприятий на  сумму около 16 млн. дол.США

В настоящее время поддержка  малого и среднего  бизнеса осуществляется по кредитным линиям:

·     Европейского  банка  реконструкции и развития 10,5 млн.долл. США    (

сфера услуг -кафе, рестораны);

·     Правительства  Германии  - 19,3 млн. немецких  марок( производство

макаронных  изделий, мини-пекарни, мини-колбасные цеха, швейные цеха,

производство пива,  мебели и др.);

· Центральноазиатско-  Американского фонда поддержки предприниматель-

ства 150 млн. долл . США.

·     Всемирного банка - 4,5 млн. долл США ( в основном  предприятия

текстильного комплекса);

·     Правительства  Индии - 5млн. долл США;

·      других международных  финансовых  организаций.

Для  переходной экономики  республики характерна необходимость  выправления искривленного десятилетиями планового хозяйства общественого

менталитета. В этой связи  актуальным является  формирование у населения чувства сопричастности к общему   делу трансформации  общества, духа предпринимательства. Это  определило создание в 1992 году Фонда  национального предпринимательства   Республики Кыргызстан, который  должен   был способствовать развитию предпринимательских  структур в сельской  местности  в отдельных  районах.

       Методы  решения проблем малого и среднего  бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных  основ;                                                         

- управленческая научно-методическая  поддержка;

- правовое обеспечение  и защита предпринимательства,  отраженные в закондательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом,  внешне                 торговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

      Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. Еще одно направление – предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет отдан краткосрочным курсам. Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие И в связи с происходящими процессами есть необходимость использования вертикального метода кооперирования, которое считается более эффективным осуществляется широкое и оперативное маневрирование имеющимися материально-техническими  ресурсами;

- применяются прогрессивные  технологии, более рационально используется  дорогосоящая техника; 

- появляются возможность  своевременного реагирования на  изменение ситуации на рынках.

- Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия должны иметь связь, которая построена на регулируемом рыночном фундаменте и учете взаимных интересов. При отсутствии развитых рыночных отношений перерабатывающие предприятия используют монопольное положение для занижения закупочных цен и повышения реализационных.

  Государственное стимулирование предпринимательства, на современном

этапе должно включать комплекс мер по созданию

экономических и правовых условий для реализации предпринимательства, как объектного фактора экономического развития. До сих пор меры по реформированию экономической системы в республике касались макроуровня.

-  Необходимо открыть  простор таким рыночным регуляторам  и перейти к свободному ценообразованию, а государственное регулирование свести к налоговой, денежно-кредитной, таможенной, социальной политике и стабилизировать нормативно-правовые условия, имеющие важные значения для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства на микроуровне.

- необходимо усилить информационную  службу; построить высоко

механизированные и оборудованные  складские помещения, реконструировать имеющиеся комплексы сервисных услуг. Из стран нашего региона, за последний год Казахстан добился наибольшего улучшения нормативно-правового регулирования деятельности местных предпринимателей. В этом году в десятку ведущих реформаторов также вошли три страны Африки к югу от Сахары: Руанда (проводящая постоянные реформы регулирования предпринимательской деятельности), Кабо-Верде и Замбия, – а также Перу, Вьетнам, Таджикистан, Венгрия, Гренада и Бруней Даруссалам.

       Нужно  учесть, что либерализация торговли  в Кыргызстане принесла свои  плоды. Однако, остаются ряд неразрешенных  проблем такие как нетарифные барьеры, а именно: акцизы на импорт ввозимых товаров, жесткое государственное регулирование деятельности коммерческих предприятий, ограничительное лицензирование на предпринимательскую деятельность, неэффективные и подверженные коррупции механизмы растаможивания. Более подробно можно посмотреть на статистику, подготовленную в рамках проекта ВБ «Ведение бизнеса», которое приведено в таблицах 1 и 2. В ней наглядно отражена степень доступности ведения бизнеса в Кыргызстане за период 2011\2010 и 2009\2008 годы. [26.141]

   Таблица. 3.1

            Степень доступности ведения бизнеса в Кыргызстане за 2010-2011 гг.

             

                                                                                                      Таблица 3.2.

               Степень доступности ведения бизнеса в Кыргызстане за 2008-2009 гг.

          

      В рамках исследования «Ведение бизнеса» были проанализированы все официальные процедуры, которые должен пройти предприниматель, чтобы зарегистрировать предприятие и начать работу. Они включают в себя получение всех необходимых лицензий и разрешений, прохождение всех необходимых проверок и отсылку уведомлений в государственные органы.

    По результатам анализа законодательства и открытой информации о том, как создать новое предприятие, был составлен подробный перечень процедур, который также включает данные о временных и финансовых затратах и о минимальных требованиях по формированию уставного капитала. Данные, включенные в данный список, проверяются местными юристами, специализирующимися на регистрации предприятий, и государственными служащими.   По данным Всемирного банка, для открытия бизнеса требуется 14 дней. Для справки: в регионе – 16,3 в странах Организация Экономического Сотрудничество и Развития (ОЭСР) – 13,8      Говоря о барьерах, следует также обратить внимание на трудноразрешимые проблемы, вызванные со следующими основными неблагоприятными физическими и экономическими особенностями Кыргызстана:

*Небольшой внутренний  рынок.

* Отдаленное географическое  расположение (нет выхода к морским  портам). 
* Относительно бедные минеральные ресурсы.

Основными нерешенными проблемами также остаются следующие вопросы:

*Высокие ставки налогообложения.

 * Жесткое налоговое администрирование.

 * Частые и необоснованные проверки со стороны государственных органов.

 * Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы в области регулирования предпринимательской деятельности.

 * Неустойчивость и непредсказуемость политики регулирования предпринимательской деятельности.

 * Бюрократичность таможенных процедур (например, продолжительная таможенная очистка и другие задержки на границе).

 * Коррупци Предложения и рекомендации по стратегическому развитию малого и среднего бизнеса Для развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане на первый план должны выдвигаться ряд приоритетных мер, включающих снижение следующих административных барьеров:

  1. Высокая налоговая нагрузка. Количество налоговых выплат превышают средний показатель по региону и в мире, соответственно. Налоговое бремя распределяется крайне неравномерно по отраслям и формам ведения бизнеса: на сегодняшний день около 80 % налогов поступает от 200 компаний, в то время как официально действующих субъектов предпринимательства – более 500 000, из которых около 800 являются средними, более 8000 – малыми, более 165 000 – индивидуальными и около 300 000 – фермерскими хозяйствами.

                                                                                           

       

Рис3.1 Налогообложение малого и среднего бизнеса – мировой рейтинг

Существующая государственная  фискальная политика не способствует накоплению средств предприятиями на инвестиционные цели, на стимулилирование производства конкурентоспособной продукции. Налоговый кодекс с его высоким уровнем налоговых платежей значительно увеличивает себестоимость отечественной продукции, влияет на рост цен, на общий уровень инфляции, ограничивает развитие экспорта. К сожалению, фискальная политика Кыргызстана стала главной причиной расцвета в экономике коррупции и ухода субъектов малого и среднего бизнеса в «теневую экономику». Об этом свидетельствует исследование Всемирного банка, проведенное в рамках проекта «Ведение бизнеса»

 Налоговое администрирование. Необходимо проведение реформы налогового администрирования, подразумевающей достижение сбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов, снижение уровня коррупции и повышение эффективности деятельности в налоговых органах. В рамках реорганизации деятельности налоговой службы необходимо выполнить следующие меры:

* оптимизация организационной  структуры и функций;

* внедрение современных  информационных технологий;

 * исключение условий для коррупционных проявлений в фискальных органах за счет сокращения их контактов с налогоплательщиками через механизма «одного окна» при регистрации субъектов и сдачи налоговых отчетов; 
* сдача налоговых отчетов по электронным каналам связи;

 * сокращение количества налоговых проверок на основе оценки риска   неуплаты хозяйствующими субъектами налогов;

 * оптимизация работы с крупными налогоплательщиками.

    3. Частые и необоснованные  проверки. Многие из потенциальных  преимуществ рыночной экономики  не были реализованы, поскольку  предприятия, занимающиеся коммерческой  деятельностью, подвергаются многократным  проверкам, и к ним предъявляются  многие требования со стороны  различных органов, которые занимаются  проверкой одного и того же  аспекта деятельности предприятия.  Многочисленные и непоследовательные  налоговые инструкции и правила  постоянно изменяются.

   4. Несовершенство  законодательной и нормативно-правовой  базы. Часто нормативные акты  противоречат друг другу или  дублируются. В целом, законодательство  Кыргызской Республики соответствует  рыночной экономике так же, как  и экономической стратегии, выдвинутой  правительством КР. Но то, как  оно реализуется, скорее, затрудняет, чем способствует развитию рыночной  экономики. Основным пробелом  в реализации законодательства  является чрезмерное вмешательство государства в частный бизнеса, также неисполнение

законов.

   5. Неустойчивость  и непредсказуемость политики  регулирования предпринимательской  деятельности. Низкий уровень прозрачности  и принятия государственных решений  в сфере правового и экономического  регулирования, влияющих на рыночную  среду, права и интересы предпринимателей, с одной стороны, и сложность  процедур получения разрешений  и лицензий, несовершенство налогового  администрирования бизнеса, с  другой стороны, усложняют ведение  хозяйственной деятельности и  увеличивают его издержки. Серьезные  препятствия создаются из-за дублирования  полномочий государственных органов,  осуществляющих выдачу разрешительных  документов.

    В Кыргызстане надо развивать малый бизнес . О необходимости развития в Кыргызстане малого и среднего бизнеса политики говорили не раз. Недавно в своем интервью об этом сказал и вице-премьер-министр Жоомарт Оторбаев. Он отметил, что надо сделать акцент на реализации средних и малых бизнес-проектов, нежели больших, оценивающихся в миллиарды долларов.

Информация о работе Банковское кредитование малого и среднего бизнеса