Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явились изучение и анализ формирования и использования средств бюджета субъекта Федерации. Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
• изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетного процесса;
• изучить бюджетную классификацию, доходы и расходы;
• дать анализ доходов и расходов бюджета;
• рассмотреть учет доходов и расходов бюджета;
• выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма;

Содержание работы

Введение ...................................................................................................................3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ..............................5
1.1 Понятие и структура бюджетной системы РФ. ……………………………...5
1.2 Принципы построения бюджетной системы РФ…………………………....7
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .................................................................................................................10
1.4. Бюджетный процесс .............. ……………………………………………….14
1.5. Стадии бюджетного процесса ............................. …………………………..16
1.6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…….…31
2. Анализ бюджетов отдельных уровней бюджетной системы РФ и ее совершенствование ……………………………………………………………….33
2.1 Анализ федерального бюджета за 2013-2015 гг………………………….…33
2.2 Анализ бюджета субъекта РФ на примере бюджета Краснодарского Края 2013-2015 гг………………………………………………………………………. 42
2.3 Анализ местного бюджета на примере бюджета муниципального образования города Сочи за 2013-2015 гг…………………………………….…46
3. Основные направления совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса………………………………………………………….…50
3.1 Проблемы и перспективы современной бюджетной системы………….…50
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………….70
Заключение ..................................................................................................…….73
Список литературы ...............................................................................................75
Приложения…………………………………………………………………….…78

Файлы: 1 файл

Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013 (1).docx

— 286.75 Кб (Скачать файл)

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

1.3. Бюджетная классификация,  доходы и расходы, сбалансированность  бюджетов

Бюджеты всех уровней формируются  и исполняются в пределах показателей  единой бюджетной классификации  – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации  группировочных кодов. 

Бюджетная классификация  – это законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета, а  также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и  исполнения бюджетов всех уровней.

Согласно БК РФ (гл. 4) бюджетная  классификация включает:

·   классификацию доходов бюджетов РФ;

·   функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

·   экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

·   классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

·   классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

·   классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

·   классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

·   ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации» (БК РФ, ст. 27).

Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов  бюджетов всех уровней. Группы доходов  состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а  также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых бюджетных  фондов. Среди налоговых доходов  наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий  и организаций и различные  акцизы. К неналоговым доходам  относятся доходы:

·   от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·   от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

·   средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

·   финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Помимо собственных, в  бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют  регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных органов власти, бюджетных  учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным  отраслям экономики, бюджетам других уровней  в виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную  и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают  выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным  относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта  средств производства. иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Формы расходов бюджетов:

·   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·   оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

·   трансферты населению;

·   ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

·   бюджетные кредиты юридическим лицам;

·   субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

·   инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

·   бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

·   кредиты иностранным государствам;

·   средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над  доходами – должны быть указаны  источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными  источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических  лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заёмщика или гаранта погашения  займов другими заёмщиками.

Законодательством установлены  предельные размеры дефицита бюджетов. Так, в соответствии со ст.92 БК РФ, размер дефицита федерального  бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 5% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; местного бюджета – 3% от объема доходов без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

 

1.4. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в  себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1. составление проектов  бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение. 3

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса  РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся  Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время  нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в  ряде других законов РФ, законов (решений  представительных органов) субъектов  Федерации[2], нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления  и исполнения бюджетов, разрабатываемых  Министерствами финансов РФ и субъектов  РФ).

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные  и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов  РФ возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

· бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса:

· выявление материальных и финансовых резервов государства;

· максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

· максимально точный расчет расходов бюджетов;

· обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

· согласование бюджетов с  реализуемой экономической программой;

· осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

1.5. Стадии бюджетного  процесса

Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и  этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований  в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается  снизу вверх, а утверждается сверху вниз4. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

Бюджетный процесс  состоит из 5 стадий. В науке финансового  права высказывается и другая точка зрения, согласно которой процесс  включает в себя четыре стадии прохождения  бюджетов вих циклическом развитии1

Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором  определяет бюджетную политику на очередной  финансовый год2.

Бюджетное послание президента РФ на 2004 г. состояло из следующих разделов:

1. Главные итоги бюджетной  политики в 2002 году и начале 2003 года.

2. Основные проблемы, требующие  решения.

3. Основные задачи бюджетной  политики на 2004 год и среднесрочную  перспективу.

4. Основные направления  налоговой политики.

5. Основные направления  повышения эффективности бюджетных  расходов.

6. Совершенствование межбюджетных  отношений.

Главной задачей на 2004 год  было назначено "повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого  роста экономики страны на основе стабильного функционирования и  развития бюджетной системы.  В  связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности  отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению  социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как  государственного, так и частного сектора экономики. При этом бюджетная  политика должна быть ориентирована  на перспективу, исходить из четкого  понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий  формирования бюджетов всех уровней. Федеральный  бюджет на 2004 год не должен стать  заложником предвыборных амбиций, отраслевого  лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний."5

Затем составлением бюджета  занимается Правительство РФ и соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ).

Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г