Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явились изучение и анализ формирования и использования средств бюджета субъекта Федерации. Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
• изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетного процесса;
• изучить бюджетную классификацию, доходы и расходы;
• дать анализ доходов и расходов бюджета;
• рассмотреть учет доходов и расходов бюджета;
• выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма;

Содержание работы

Введение ...................................................................................................................3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ..............................5
1.1 Понятие и структура бюджетной системы РФ. ……………………………...5
1.2 Принципы построения бюджетной системы РФ…………………………....7
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .................................................................................................................10
1.4. Бюджетный процесс .............. ……………………………………………….14
1.5. Стадии бюджетного процесса ............................. …………………………..16
1.6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…….…31
2. Анализ бюджетов отдельных уровней бюджетной системы РФ и ее совершенствование ……………………………………………………………….33
2.1 Анализ федерального бюджета за 2013-2015 гг………………………….…33
2.2 Анализ бюджета субъекта РФ на примере бюджета Краснодарского Края 2013-2015 гг………………………………………………………………………. 42
2.3 Анализ местного бюджета на примере бюджета муниципального образования города Сочи за 2013-2015 гг…………………………………….…46
3. Основные направления совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса………………………………………………………….…50
3.1 Проблемы и перспективы современной бюджетной системы………….…50
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………….70
Заключение ..................................................................................................…….73
Список литературы ...............................................................................................75
Приложения…………………………………………………………………….…78

Файлы: 1 файл

Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013 (1).docx

— 286.75 Кб (Скачать файл)

- налог на доходы физических  лиц – 10%;

- единый сельскохозяйственный  налог – 30%;

- транспортный налог –  10%;

- арендная плата за  земли до разграничения собственности  – 50%.

2. Доходы муниципальных  районов:

-налог на прибыль –  5%;

- налог на доходы физических  лиц – 20%;

-единый сельскохозяйственный  налог – 60%;

-единый налог на вмененный  доход – 90%;

- транспортный налог –  20%;

- плата за негативное  воздействие на окружающую среду  – 40%;

- арендная плата за  земли до разграничения собственности  – 50%.

3. Доходы городских округов:

- сумма налогов (пункты 1 и 2);

- арендная плата за  земли до разграничения собственности  – 80%.

Доходы консолидированного бюджета края на 2013 год и источники его формирования

Прогнозируемые доходы – 106,5 млрд. рублей, с приростом в 19% к 2012 году.

Консолидированный бюджет включает в себя:

- краевой бюджет;

- 426 бюджетов муниципальных  образований (бюджеты городских  округов, муниципальных районов,  городских и сельских поселений).

Динамика доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.) представлена на рис.3.

Рис.1. Рост доходов консолидированного бюджета

Структура доходов консолидированного бюджета края на 2013 год представлена на рис. 4.

Рис.4. Состав доходов консолидированного бюджета края на 2013 год

Объем консолидированного бюджета  края на 2013 год формируют в основном, налоги на доходы физических лиц, на прибыль предприятий и организаций, на имущество юридических лиц, земельный налог, акцизы и арендная плата за землю. Доходы краевого бюджета составляют 74,1% от общего объема консолидированного бюджета Краснодарского края на 2013 год.

Структура доходов краевого бюджета на 2013 год представлена на рис 5.

Рис. 5. Доходы краевого бюджета на 2013 год

Консолидированный бюджет Краснодарского края на 2013 год по расходам составляет 105,8 млрд. рублей. Из них на поддержание и развитие:

- социальной сферы –  69,5 млрд. рублей;

- экономики – 11,0 млрд. рублей;

- жилищно-коммунального  хозяйства – 10,8 млрд. рублей;

- безопасности – 5,9 млрд. рублей;

- общегосударственные и  другие вопросы – 8,6 млрд. рублей.

Структура расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на 2013 год проиллюстрирована на рис.6

 

Рис. 6. Расходы консолидированного бюджета края на 2013год

2.3 Анализ местного  бюджета на примере бюджета  муниципального образования города  Сочи за 2013-2015 гг

Местное самоуправление в  городе Сочи осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Краснодарского края, Закона Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", Устава города Сочи.

 В систему муниципальных  правовых актов входят:

1) Устав города Сочи;

2) правовые акты, принятые  на местном референдуме;

3) решения Городского  Собрания Сочи;

4) постановления и распоряжения  председателя Городского Собрания  Сочи;

5) постановления и распоряжения  Главы города Сочи;

6) решения Избирательной  комиссии;

7) распоряжения председателя  Избирательной комиссии;

8) постановления и распоряжения  глав администраций внутригородских  районов;

9) постановления и распоряжения  глав администраций сельских (поселковых) округов;

10) представления Контрольно-счетной  палаты;

11) акты руководителей  отраслевых органов администрации,  обладающих правами юридического  лица.

Осуществление расходов бюджета  города Сочи на финансирование полномочий федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти Краснодарского края не допускается, за исключением случаев, установленных  законами Российской Федерации и  Краснодарского края.

В конце 2012-го года Городским  собранием Сочи был одобрен последний  предолимпийский бюджет города-курорта, который, по мнению управления по финансам и бюджетному контролю, должен стать  профицитным (+ 270 миллионов рублей). Как сложится ситуация после Олимпиады, когда безвозмездные поступления  станут не столь щедрыми (в этом году – 53,6 %, в предыдущем – 64%) 18

Собственные доходы города в этом году должны составить 6 миллиардов 641 миллион рублей, что с учетом инфляции ниже доходов 2012-го года. А  безвозмездные поступления из бюджетов других уровней должны сократиться  до 7 миллиардов 670 миллионов, что на 32% меньше, чем в предыдущем году…

Рис. 7

Сводная таблица доходов  бюджета города Сочи на 2013-й год:

Рис8

Что касается трат, то в 2013-м  году существенно сокращаются расходы  на ЖКХ, так как основной объем  средств на канализование города был израсходован в предыдущем, 2012-м году, в общей сложности около 6 миллиардов рублей. Также в текущем году планируется существенный объем средств направить по статье «Национальная экономика», в частности на дорожное хозяйство – 2 миллиарда, 698 миллионов рублей. Естественно речь идет только о муниципальных дорогах. 19Также в 2013-м году Сочи значительно увеличиваются расходы по статье «Образование». В остальном расходная часть бюджета останется без серьезных изменений относительно 2012 года, то бишь скромные расходы на охрану окружающей среды и поддержку спорта остаются по-прежнему скромными...

Рис 9

Сводная таблица расходов бюджета города Сочи на 2013-й год:

Рис.10

 

3. Основные направления  совершенствования бюджетной системы  и бюджетного процесса 
3.1 Проблемы и перспективы современной бюджетной системы

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана  до 2023 г., основан на направлениях экономической  политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР.). КДР призвана обеспечить условия  для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой  среды, повышения качества государственных  институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в  предстоящий период будет происходить  на фоне неблагоприятных демографических  тенденций. Несмотря на то, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения  и распространение здорового  образа жизни, сокращение численности  населения, согласно прогнозу Минэкономразвития  России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в  трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного  населения сократится на 11% (в среднем  на 0,8% в год). На динамику основных экономических  показателей и доходов бюджета  существенное влияние продолжает оказывать  конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста  цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл. /барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в  диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель. 20

Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие  темпы роста ВВП. Физический объем  ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним  темпам роста экономики в размере 6,3% в год. В условиях сокращения численности  рабочей силы это потребует опережающего повышения производительности труда. Ее рост составит в среднем 6,9% в год. Дефицитность рабочей силы приведет к увеличению занятости - уровень  безработицы к концу периода  упадет ниже 3%. Одновременно прекратится  распространение неформальной занятости: соотношение численности наемных  работников и общего числа занятых  в экономике будет оставаться практически неизменным. Рост экономики  будет основан на сочетании различных  источников: потребительского, инвестиционного  спроса и внешнего спроса. Розничный  товарооборот будет расти в среднем  на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного  производства вырастет за период в 2,1 раза.

Сложившиеся и ожидаемые  условия развития нефтегазового  сектора определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти  составит лишь 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь ненамного быстрее, составляя 1,9%. Это скажется и на динамике экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за период практически  не изменится, тогда как экспорт  природного газа возрастет на 57% (в  среднем на 3,0% в год). Сочетание  медленного роста экспорта углеводородов  и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение  стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического  экспорта в результате реализации мер  по диверсификации экономики.Стоимостной  объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем  на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в  ВВП снизится за рассматриваемый  период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г. Высокие  темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов  населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2014 г. Соотношение  импорта к ВВП к этому времени  возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация  импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так  что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.21

Значительный профицит внешнеторгового  баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2014 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического  экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие  размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей  силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти  опережающими темпами (в среднем  за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в  ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения  увеличатся за это время в 2,8 раза.

Результатом повышения удельного  веса в ВВП фонда заработной платы  станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после  чего стабилизируется на этом уровне.

Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий  жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети  ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и  общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и  инвалидности, снижение бедности и  сглаживание межрегиональных различий. [13]

Конечная цель бюджетной  политики состоит в повышении  уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий  для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий. Для выполнения данной цели в долгосрочной перспективе перед  государством поставлены следующие  задачи.

Совершенствование налоговой  политики.

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы. В ходе проведенной  в Российской Федерации налоговой  реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы  условия для более низкой налоговой  нагрузки на малый бизнес. Изменение  структуры налоговой системы, включая  принятые подходы к налогообложению  отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности  отраслей, создало условия для  диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику  без учета нефтегазового сектора  снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой  в странах с сопоставимым уровнем  бюджетных расходов. Невысоки по сравнению  с большинством стран и налоговые  ставки.

Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики  характеризуется наличием множества  специфических для этого этапа  проблем, среди которых можно  выделить недостаточный уровень  развития базовых институтов (включая  институты правоприменения, обеспечения  исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в  последние годы налоговая реформа  является лишь одной из составных  частей реформ, направленных на повышение  конкурентоспособной налоговой  системы. Учитывая, что ожидаемые  структурные сдвиги в экономике  приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в  основном за счет сокращения удельного  веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также  учитывая ожидаемый в будущем  рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые  могут привести к дальнейшему  существенному снижению бюджетных  доходов.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г