Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явились изучение и анализ формирования и использования средств бюджета субъекта Федерации. Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
• изучить теоретическую сущность бюджета, бюджетного процесса;
• изучить бюджетную классификацию, доходы и расходы;
• дать анализ доходов и расходов бюджета;
• рассмотреть учет доходов и расходов бюджета;
• выявить наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма;

Содержание работы

Введение ...................................................................................................................3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ..............................5
1.1 Понятие и структура бюджетной системы РФ. ……………………………...5
1.2 Принципы построения бюджетной системы РФ…………………………....7
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .................................................................................................................10
1.4. Бюджетный процесс .............. ……………………………………………….14
1.5. Стадии бюджетного процесса ............................. …………………………..16
1.6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…….…31
2. Анализ бюджетов отдельных уровней бюджетной системы РФ и ее совершенствование ……………………………………………………………….33
2.1 Анализ федерального бюджета за 2013-2015 гг………………………….…33
2.2 Анализ бюджета субъекта РФ на примере бюджета Краснодарского Края 2013-2015 гг………………………………………………………………………. 42
2.3 Анализ местного бюджета на примере бюджета муниципального образования города Сочи за 2013-2015 гг…………………………………….…46
3. Основные направления совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса………………………………………………………….…50
3.1 Проблемы и перспективы современной бюджетной системы………….…50
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………….70
Заключение ..................................................................................................…….73
Список литературы ...............................................................................................75
Приложения…………………………………………………………………….…78

Файлы: 1 файл

Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013 (1).docx

— 286.75 Кб (Скачать файл)

Главный распорядитель  средств бюджета  субъекта РФ, средств местного бюджета—орган государственной власти субъекта РФ.орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям н получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных  средств—орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ)14.

Исполнить бюджет — это  значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

  В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение бюджетов,   что закреплено в Бюджетном кодексе ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством1.

Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства2 и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление  и утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все изменения бюджета, связанные  с его исполнением, должны обязательно  отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение  бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано  оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря1.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской  деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются  в тех же суммах на вновь открываемые  соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операции по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего финансового года в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

 

1.6. Составление  отчетов об исполнении бюджетов  и их утверждение

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль). Этому вопросу посвящены  ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.

Для контроля за исполнением  бюджета ФС РФ образует специальный  орган - Счетную палату (данный орган  участвует также в предварительном  контроле - при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:15

• отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

• отчетами  МинФина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

• отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

• сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

• годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

• реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

В ходе проверки бюджета  может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (ст.273 БК РФ).

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, в которое включаются заключения по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ, по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушения исполнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушиваются доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслушаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства в течение года.

В итоге может быть принято решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответственности привлекаются должностные лица, предоставившие недостоверные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

 

2. Анализ бюджетов  отдельных уровней бюджетной  системы РФ и ее совершенствование

2.1 Анализ федерального  бюджета за 2013-2015 гг

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё  его называют федеральный бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Правительство РФ внесло в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального бюджета  на 2013-2015 гг., разработанный на основе положений Бюджетного Послания Президента и Основных направлениях бюджетной  политики, с учетом неопределенности складывающейся в мире экономической  ситуации и необходимости снижения долговой нагрузки на бюджет в средне и долгосрочном периоде. Задача обеспечения  устойчивости бюджетной системы  в рамках данного законопроекта  решается преимущественно за счет сдерживания  роста расходов федерального бюджета  на уровне, определенном на основе вводимых с 1 января 2013 г. бюджетных правил. В  представленном обзоре проводится анализ проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг. и последствий сокращения расходов в среднесрочном периоде. Новые бюджетные правила базируются на следующих нормах:

    • предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;
    • общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов на соответствующий финансовый год, определенных законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;
    • общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5% от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год, определенных законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Показатель

Факт

ФЗ-371

Законопроект 2013-2015 гг.

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы

18,4

20,9

20,9

19,3

19,0

18,8

- в т.ч. нефтегазовые  доходы

8,5

10,3

10,5

8,9

8,5

8,3

Расходы

22,4

20,1

21,1

20,1

19,2

18,8

Дефицит (-) /Профицит (+)

-4,0

+0,8

- 0,2

-0,8

-0,2

0,0

- в т.ч. ненефтегазовый  дефицит

-12,5

-9,5

-10,7

-9,7

-8,7

-8,3

Факт и оценка ВВП, млрд

руб.

45166

54369

60 590

66515,0

73993,0

82937,0




Таблица 1



В принципе можно согласиться  с мнением Минфина о том, что  введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить  зависимость федерального бюджета  от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит  федерального бюджета, в том числе не нефтегазовый. Ожидается, что федеральный бюджет в 2015 г. будет бездефицитным (см. Табл.1).

Информация о работе Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ 2013-2015г