Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование вопросов осуществления бухгалтерского учета основных средств. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изложить теоретические основы бухгалтерского учета основных средств;
- изучить налоговый учет основных средств;
- разработать учетную политику предприятия в части учета основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств
1.2 Определение, классификация и оценка основных средств
1.3 Первичные документы по учету основных средств. Документооборот
1.4 Амортизация основных средств
1.5 Корреспонденция счетов
1.6 Отражение основных средств в бухгалтерской отчетности
2 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3 РАЗРАБОТКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧАСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учетная политика по учету основных средств для целей бухгалтерского учета
3.2 Учетная политика по учету основных средств для целей налогового учета
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Бухгалтерск учет основных средств 2013.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

Первичные учетные документы разрешено  составлять как на бумажных, так  и на машинных носителях информации.

Первичные учетные документы, включая  документы по учету основных средств, должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Рассмотрим порядок документального  оформления операций по движению основных средств, предусмотренный Постановлением № 7 [9].

Поступление и выбытие объектов основных средств

Для оформления в учете включения  объектов в состав основных средств  и их выбытия применяется Акт  о приеме-передаче объекта основных средств - форма № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий и сооружений).

Форма Акта состоит из трех разделов, первый их которых заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации (дата ввода в эксплуатацию, фактический срок эксплуатации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость). В случае приобретения объекта основных средств через сеть розничной торговли этот раздел не заполняется. Второй раздел заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре. В нем отражается следующая информация: первоначальная стоимость объекта на дату принятия к учету, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизационных отчислений. В третьем разделе дается краткая индивидуальная характеристика объекта.

Перемещение основных средств  внутри организации 

Для оформления и учета перемещения  объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2).

Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий - передается получателю.

Наличие и движение объектов основных средств 

Для учета наличия и движения объектов основных средств, а также  учета движения его внутри организации применяются инвентарные карточки и инвентарные книги, которые заполняются на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).

Инвентарные карточки (книги) ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект - по форме № ОС-6 “Инвентарная карточка учета объекта основных средств”.

Ремонт основных средств 

Для оформления и учета приема-сдачи  объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Списание объектов основных средств 

Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяется Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - по форме № ОС-4.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

Учет оборудования

В Постановлении № 7 предусмотрены три формы первичной учетной документации для оформления и учета оборудования:

- Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) - для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования в качестве объекта основных средств;

- Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) - для оформления передачи оборудования в монтаж;

- Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) - составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.

Зачисление смонтированного и  готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации  оформляется в установленном  порядке по формам № ОС-1 или № ОС-16.

Далее приведен пример схемы информационных взаимосвязей документов по учету амортизации основных средств (рисунок 1.3).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Схема документооборота по учету 

амортизации основных средств

 

На схеме документооборота блоки (прямоугольники) обозначают документы, каждому документу присваивается шифр, который указывается в верхнем левом углу блока. Рядом со стрелками, соединяющими документы на схеме документооборота, стоят шифры реквизитов, которые передаются из одного документа в другой.

К схеме документооборота прилагаются  две таблицы спецификаций: список документов (таблица 1.2) и список основных реквизитов (таблица 1.3).

Таблица 1.2 – Список документов

Шифр документа

Краткое название

Полное название

Краткая характеристика

документа

Д001

Карточка учета ОС

Инвентарная карточка учета  основных средств (форма ОС-6)

Первичный документ для  учета наличия объекта ОС, а  т.ж. его движения внутри организации

Д002

Ведомость начисления амортизации

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма В-1)

Используется для учета  начисленных сумм амортизационных начислений

Д003

Ж.о. № 10

Журнал-ордер № 10

Предназначен для выявления  оборотов по кредиту счета 02, дебету счетов 25, 26

Д004

Гл. книга

Главная книга

Регистр бух. учета, заполняется на основании ж.о. – обороты по кредиту счета и сумм по дебету корреспондирующих счетов

Д005

Бухг. баланс

Бухгалтерский баланс

В части ОС – для  строки 1150 "Основные средства", как  разница между сальдо счетов 01, 02

Д006

Пояснения

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В части ОС – для  заполнения таблицы 2.1 "Наличие и  движение основных средств"


 

Таблица 1.3 – Список реквизитов

Шифр реквизита

Краткое название

Полное название

Характеристика реквизита

Р001

Наим. ОС

Наименование объекта  учета ОС

Название основного  средства

Р002

Первон. стоим.

Первоначальная стоимость

Первоначальная стоимость  на дату принятия к бухгалтерскому учету

Р003

Срок исп-ия

Срок полезного использования

Срок полезного использования согласно Классификатору и учетной политики

Р004

Остат. стоим.

Остаточная стоимость

Остаточная стоимость 

Р005

Начисл. амортизац.

Сумма начисленной амортизации

Сумма начисленной амортизации согласно принятому методу

Р006

Месячн. норма

Месячная норма амортизации

Применяемая месячная норма  амортизации, %

Р007

Оборот за период

Оборот за период

Оборот по кредиту  и дебету счетов с начала года


 

 

1.4 Амортизация основных средств

В процессе эксплуатации и под влиянием времени основные средства изнашиваются, т.е. теряют свои первоначальные технические возможности и свойства. В связи с этим изменяется и их первоначальная стоимость.

Стоимостное выражение износа основных средств погашается путем включения в себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений.

Амортизации подлежат объекты основных средств, находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования) [7, ст. 17].

Существуют  разные подходы к начислению амортизации  по объектам основных средств для целей бухгалтерского учета и для исчисления налогооблагаемой прибыли.

ПБУ 6/01 определены следующие способы начисления амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего его срока полезного  использования.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример.  В сентябре организацией приобретен объект стоимостью 360 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составляет 20% (100% : 5). Годовая сумма амортизационных отчислений составит 72 тыс. руб. (360 х 20 : 100). Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 6 тыс. руб. (72:12). Начисление амортизации в бухгалтерском учете фирмы отразится, начиная с учетных регистров за октябрь, следующими записями:

Дт  20, 23, 25, 26, 44 .....……………................ 6 000

Кт  02 "Износ основных средств" .................. 6 000

Данный способ может применяться  для объектов основных средств, у  которых главными факторами, ограничивающими  срок их полезного использования, являются время использования и относительно постоянный объем выполняемых периодических работ.

При способе уменьшаемого остатка (дегрессивном способе) годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Коэффициент ускорения применяется по перечню, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.

Пример. Организацией приобретен объект основных средств стоимостью 20 тыс. руб. со сроком полезного использования 4 года. Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляющая 25%, увеличивается исходя из перечня высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, на коэффициент ускорения 2, т.е. годовая норма амортизации составляет 50%. Расчет начисленных амортизационных отчислений представлен в таблице 1.4.

 

 

Таблица 1.4 - Расчет амортизации с использованием способа уменьшаемого остатка, тыс. руб.

Остаточная стоимость  на начало периода

Сумма амортизации

Остаточная стоимость  по завершении периода

20

20 х 50% = 10

20-10 = 10

10

10 х 50% = 5

10-5 = 5

5

5 х 50% = 2,5

5 - 2,5 = 2,5

2,5

2,5 х 50% =1,25

2,5 - 1,25 = 1,25

Итого

18,75

 


 

В первый год эксплуатации годовая  сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при оприходовании объекта, и составит 10 тыс. руб. Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 50% от остаточной стоимости, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год [(20-10)-50:100], и составит 5 тыс. руб. В третий год эксплуатации амортизация начисляется в размере 50% разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации, что составит 2,5 тыс. руб. [(5 - 2,5) х 50 : 100], и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (кумулятивный дегрессивный способ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример. Организацией приобретен объект основных средств стоимостью 75 тыс. руб. Срок полезного использования составляет 4 года. Сумма чисел лет срока службы составляет 10(1+2+3+4). Расчет начисления амортизационных отчислений представлен в таблице 1.5.

В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена  амортизация в размере 4/10,  или 40%, что составит 30 тыс. руб., во второй год - 3/10, что составит 22,5 тыс. руб., в третий год - 2/10, что составит 15 тыс. руб., в четвертый год - 1/10, что составит 7,5 тыс. руб.

 

Таблица 1.5 - Расчет амортизации с использованием способа списания по сумме лет срока полезного использования, тыс. руб.

Год со дня 

приобретения

Сумма годовой 

амортизации

Количество лет, оставшихся до конца эксплуатации

1-й

75 х 40% = 30

4

2-й

75 х 30% = 22,5

3

3-й

75 х 20% = 15

2

4-й

75 х 10% = 7,5

1

Итого

75

 


 

При использовании кумулятивного дегрессивного способа начисления амортизации накопленная сумма амортизации оказывается равной первоначальной стоимости основных средств.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств