Деньги и денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют
наиболее увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают
людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают
наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить
их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме
как освободиться от них

Содержание работы

Введение. 1
1. Сущность, функции, виды и роль денег в экономике. 1
1.1. Происхождение, сущность и виды денег. 1
1.2. Функции денег в рыночной экономике. 7
1.3. Теории денег и их эволюция. 10
1.4. О тенденциях развития современной денежной системы. 13
2. Денежное обращение. 13
2.1. Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике. 13
2.2. Денежная масса: спрос и предложение. 17
3. Денежная система и ее элементы. 30
3.1. Типы и структура денежных систем. 30
3.2. Элементы денежной системы. 35

Файлы: 1 файл

Деньги и денежная система.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в  1996-

1998 гг. политика Банка России по понижению  учетной  ставки  и  ставок  ГКО

недостаточна для создания условий для перетока средств  в  реальный  сектор.

Эту политику нужно  скоординировать  с  политикой  кредитования,  точнее,  с

политикой удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу  ЦБ  очень

трудно  решить,   поскольку   ставки   рефинансирования   пока   еще   слабо

синхронизированы  со  ставками  кредитования,  находящимися   в   юрисдикции

коммерческих  банков  Но  ЦБ  может  проводить  более  взвешенную   политику

денежной массы, ее взаимоувязки с  другими  макроэкономическими  параметрами

(ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ может прямо регулировать  депозитные  и

кредитные ставки, устанавливая определенные пределы.  Предложение  денег.  В

условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от  которого

США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком  соответствии

с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот  металл.  С  отказом

от "золотого  правила"  денежного  обращения  главная  роль  в  формировании

денежного предложения  принадлежит  политике  правительства  и  Центральному

банку. Исходной основой определения объема  денежной  массы  является  ранее

рассмотренный нами  принцип  соответствия  денежной  массы  объему  валового

внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с  учетом  скорости  оборота

денег.

Сложность определения денежной массы состоит  в  том,  что  денежные  власти

(Центральный банк) в условиях  рынка  должны  иметь  надежную  информацию  о

прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен  для  краткосрочных  целей

признавал приемлемым  среднегодовой  прирост  денежной  массы  на  4-5%  при

среднегодовом  приросте  реального  ВНП  на  3%  и  незначительном  снижении

скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный  товар,  что  они  не

любят  ориентировочных  расчетов.  Поэтому  прогноз  ВВП  на  макроуровне  и

прогноз  производства  любой   продукции   —   это   недостаточное   условие

формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и  выручка

поступила на счета  продавца.  Так  что  основной  категорией,  определяющей

формирование  денежной  массы  в  наличной  и  безналичной  формах,   служит

выручка,  которая  и  есть  финансово-денежное  измерение   ВВП   и   других

стоимостных измерителей  результатов  экономической  деятельности.  Политика

правительства и Центрального  банка  зажата  в  жесткие  рамки  формирования

выручки. Оно не может прибегнуть к  простому  способу  увеличения  денежного

предложения  "разброса  денег  с  вертолета",  как  это  считали   некоторые

западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-

е  годы  полагали,  что  "деньги  всегда  найдутся,  были  бы   материальные

ресурсы".  Конечно,  деньги  можно  разбросать  с  вертолета,   но   сколько

потребуется  таких  вертолетов  при  больших  денежных  аппетитах?   Поэтому

главная задача денежных властей состоит  в  создании  условий  и  механизмов

слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка,  самого  Центрального

банка, с тем чтобы реализация продукции и  всего  объема  ВВП  заканчивалась

поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их  поступает  больше,  чем

авансируется в момент начала производства.  Обычно  подчеркивается  значение

выручки как базовой категории для организации  налично-денежного  обращения.

Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не  в  меньшей  мере

зависит  от  формирования  и  использования  выручки  на   счетах   фирм   и

организаций.  Например,  выручка  ОАО  "Газпром"  лишь  на  61%  состоит  из

денежных  поступлений,  39%  составляют  прочие  виды  расчетов  неденежного

характера. Естественно, такая структура выручки не  может  не  сказаться  на

структуре платежей в  бюджет,  на  формировании  различных  денежных  фондов

компаний. Поскольку бюджет  расплачивается  с  бюджетными  организациями  не

просто "живыми" деньгами, а в значительной  мере  наличными,  то  становится

понятным, что оздоровление выручки,  увеличение  денежной  компоненты  в  ее

структуре - основа укрепления не только безналичного денежного  оборота,  но

и налично-денежного оборота.

Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный  товарооборот.  От  его  объема  и  структуры  зависят  выручка

торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других  ценных

бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их  увеличение  создает  условия  для  проведения

активной денежно-кредитной  политики  на  открытом  рынке,  при  определении

объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового баланса и  его  важнейшей  части  -  бюджетного

дефицита.  Бюджетный  дефицит  показывает  недостаток  средств  на   выплату

заработной платы и финансирование других государственных  расходов.  Дефицит

носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники  покрытия

либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка,  либо  путем

приобретения  Центральным  банком  государственных  ценных  бумаг.  В  любом

случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию  денег;

 

7)  экспортно-импортное  сальдо  торгового  баланса.  Экспорт   способствует

увеличению предложения денег, а импорт сокращает  их  предложение.  Активное

сальдо  торгового  баланса  -  важный  элемент  денежно-кредитной  политики,

способствующий увеличению предложения денег;

8) кроме  торгового  баланса  предложение  национальной  валюты  зависит  от

других статей платежного баланса (см. гл.  24).  Так,  отрицательный  баланс

операций с капиталом и финансовыми  инструментами  в  1994-1997  гг.  (-60,2

млрд. долл.) даже при увеличении  внешнего  финансирования  за  этот  период

(46,7 млрд. долл.) и  использованных  кредитов  и  займов  МВФ  (11,8  млрд.

долл.) показывает, что вывоз капитала из  страны  превышает  его  ввоз,  что

создает  дополнительную  нагрузку  на  денежное   обращение   и   увеличение

предложения денег;

9) состояние баланса Центрального банка. Например,  в  1997  г.  Центральный

банк активы в виде кредитов Минфину  заменил  активами  в  виде  операций  с

ценными бумагами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г.  до  44,2%

на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс  Центрального  банка  в

зависимость от состояния фондового рынка, кроме  того,  увеличились  затраты

Минфина  на  обслуживание  госдолга.  Последовавший  в  1998   г.   (август)

финансовый   кризис   потребовал   от   ЦБ   дополнительных   ресурсов    на

реструктуризацию долга, что и осложнило  формирование  в  1999  г.  денежной

массы (М2).

Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз  кассовых

оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его  территориальными

учреждениями по специальной методике.  На  основании  ожидаемых  поступлений

денег в кассы банков и их целевого использования определяется  достаточность

или  избыток  денег,  т.е.  эмиссионный   результат.   Эмиссия   денег   (по

международной терминологии -  сеньораж)  -  это  самостоятельная  категория,

тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата.  Эмиссия

- результат спроса и  предложения  денег.  Если  в  прогнозируемых  кассовых

оборотах ожидается превышение выплат  денег  над  их  поступлением  в  кассы

банков,   то   в   случае   невозможности   сокращения    денежных    выплат

предусматривается эмиссия денег. Представление о масштабах денежной  эмиссии

дают данные табл. 2.5.

                                                                 Таблица 7.5

                              Денежная эмиссия

                                                                (трлн. руб.)

|                      |1994 г.        |1995 г.        |1996 г.        |

|I квартал             |2,7            |-0,9           |7,2            |

|1-е полугодие         |10,5           |19,2           |25,1           |

|9 месяцев             |16,7           |30,6           |18,6           |

|Год                   |23,2           |45,6           |29,6           |

 

Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными  в  табл.  2.1,  о  сумме

наличных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на  количество

наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994,  1995  гг.  была

больше суммы наличных денег в эти годы, но меньше  их  суммы  в  последующем

году: в 1994 г. М0 составил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия  -  23,2  трлн.,  в

1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн.  руб.  В  1996  г.  произошло

такое насыщение денежного оборота, что эмиссия  существенно  сократилась  до

29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб.

Для  прогнозирования  предложения  денег  некоторые  экономисты   предлагают

использовать денежный мультипликатор:

                                 М = n x В,

где М - денежная масса;

n - мультипликатор;

В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка).

В свою очередь:

                             В=К + А + К1 + А1,

где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в  Центральном

банке государственные ценные бумаги);

А - чистые иностранные активы Центрального банка;

К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам;

А1 - прочие чистые активы.

Денежный  мультипликатор  зависит  от  следующих  коэффициентов:   отношение

резервов  коммерческих  банков  к  общей  сумме  депозитов  (срочных  и   до

востребования); отношение суммы наличных денег в обращении  к  депозитам  до

востребования  (зависит  от  уровня  процентных   ставок   и   распределения

доходов);  соотношение  срочных  депозитов  и  депозитов  до   востребования

(зависит от уровня процентных ставок по срочным  депозитам).  Подводя  итог,

следует выделить элементы формирования  денежного  предложения.  Предложение

денег не искусственная,  не  волюнтаристская  категория.  Предложение  денег

связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным  объемом  ВВП,

а также с возможностями его роста.  Формирование  предложения  денег  -  это

важная сфера денежно-кредитной политики ЦБ. Определяя объемы роста  денежной

массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание  перечисленные  выше  факторы.

Недостаточность  денежной  массы  для  экономического  оборота  определяется

слабыми стимулами инвесторов к сбережениям, именно по этой причине  медленно

развивается безналичный денежный оборот и денег не хватает  на  обслуживание

важнейших циклов  воспроизводства.  Одной  из  главных  категорий  денежного

предложения является выручка, т.е. поступление денег на счета в  банках.  От

умелого управления и регулирования процессов  формирования  и  использования

Информация о работе Деньги и денежная система