Дивидендная политика акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики на примере ОАО «Красноярскгеология».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
*_рассмотреть понятие и значение дивидендной политики предприятия;
*_выявить факторы, определяющие дивидендную политику предприятия;
*_рассмотреть теории формирования дивидендной политики;
*_охарактеризовать деятельность ОАО «Красноярскгеология»;
*_рассмотреть и оценить содержание дивидендной политики на примере ОАО «Красноярскгеология»;
*_рассмотреть факторы, определяющие дивидендную политику ОАО «Красноярскгеология»;
*_разработать рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «Красноярскгеология».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и значение дивидендной политики предприятия
1.2 Факторы, определяющие корпоративную дивидендную политику
1.3 Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия
ГЛАВА 2. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «КРАСНОЯРСКГЕОЛОГИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красноярскгеология»
2.2 Характеристика дивидендной политики ОАО «Красноярскгеология»
2.3 Оценка дивидендной политики
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КРАСНОЯРСКГЕОЛОГИЯ»
3.1 Недостатки в реализации дивидендной политики
3.2 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 158.48 Кб (Скачать файл)

Итак, чтобы управлять дивидендным фондом, совет директоров должен иметь некие целевые ориентиры. В частности, необходимо определить минимально допустимый объем средств фонда. Сделать это, оперируя абсолютными показателями, сложно - гораздо удобнее установить наименьшее значение в процентах от суммы чистой прибыли, полученной предприятием за отчетный период.

Реализация этого положения закрепляется и осуществляется следующим образом. В нормативной базе следует зафиксировать, что совет директоров собирается ежемесячно; при этом акционерное общество устанавливает, что дивиденды должны составлять не менее 5% от чистой прибыли по итогам года, и тогда совет директоров на очередном собрании сможет принять решение о том, чтобы не менее 5% чистой прибыли, полученной по итогам месяца, было сохранено в дивидендном фонде.

Выплаты по акциям после создании дивидендного фонда в размере 5% от чистой прибыли в ОАО «Красноярскгеология» представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Выплаты дивидендов при создании дивидендного фонда

 

Отчетный год

Чистая прибыль за отчетный период, тыс. руб.

Сумма выплат дивидендов,

тыс. руб.

Сумма выплат по каждой акции,

руб.

 

2007

125096

6254,8

104

 

2008

144707

7235,4

120

 

2009

95378

4768,9

79

 
         

Рис. 3.2 Сравнение возможных и реально выплаченных дивидендов

Дивидендный фонд в размере 5% от чистой прибыли позволил бы увеличить выплаты по акциям в 2007 году на 44 рубля (58%), в 2008 - на 40 рублей (67%), и кроме того, выплатить акции в 2009 году, в размере 79 рублей. На рисунке 3.2 представлено сравнение дивидендов, которые были выплачены предприятием и которые могли бы быть выплачены, если создавался дивидендный фонд в размере 5% от прибыли.

Вместе с тем совет директоров может увеличить размер данного показателя по итогам месяца, если видит такую возможность, или сократить его, если предприятию требуются дополнительные денежные средства на определенный период. В последнем случае исполнительная дирекция должна предложить способы возмещения «недовложенных» в дивидендный фонд средств, а совет директоров - оценить степень реалистичности этих предложений.

Подобный подход исключает вероятность возникновения проблем с излишней ликвидностью, поскольку совет директоров всегда сможет адсорбировать ее в дивидендный фонд и обеспечить выплаты в размере не менее заданного. В случае же благоприятной рыночной конъюнктуры и удачных действий менеджмента фактический объем средств в данном фонде может превысить минимально установленный. Кроме того, принимая в конце отчетного периода решение о величине выплат, совет директоров будет ориентироваться уже не на формальные показатели, а на размер реально сформированного дивидендного фонда.

Не менее важный аспект - управление ликвидностью дивидендного фонда, то есть возможностью его превращения в деньги с последующей выплатой дивидендов в установленное время. Таким образом, целевым показателем ликвидности является срок выплаты дивидендов (со дня принятия соответствующего решения). Чем меньше этот срок, тем выше должна быть ликвидность фонда. Однако, как известно, наиболее ликвидные активы одновременно являются наименее доходными. В определенные периоды времени активы в наиболее ликвидной форме - денежных средствах - могут быть даже убыточными из-за курсовых рисков. Таким образом, при размещении средств дивидендного фонда совет директоров должен оценивать такие показатели, как ликвидность, доходность, риски.

Реализовав на практике механизм формирования и использования дивидендного фонда, совет директоров сможет определить наиболее разумный с финансовой точки зрения размер дивидендов и обеспечить их своевременную выплату.

Таким образом, процедура осуществления выплат формально соответствует положениям ФЗ «Об акционерных обществах». Если акционерами изначально были установлены целевые показатели минимального размера дивидендного фонда и сроков выплаты дивидендов, то совету директоров будет достаточно просто исполнить возложенную на него обязанность по определению рекомендации о размере выплат в соответствии с реальными показателями сформированного дивидендного фонда. Далее совет директоров и акционеры должны действовать в соответствии с утвержденным законом регламентом. Положение о дивидендной политике ОАО «Красноярскгеология» как отдельный внутренний документ приводится в приложении 3.

Часто, в отсутствие ясной дивидендной политики Общество принимает такое решение «на глаз». Внедрение Положения о дивидендной политике, которое подразумевало бы создание дивидендного фонда в размере 5% от чистой прибыли, позволило бы не только привлечь инвесторов при выпуске дополнительных акций в связи с расширением производства, но и завоевать доверие в лице акционеров.

Столь детальная проработка процедур формирования и распоряжения дивидендным фондом обусловлена тем, что действующее законодательство не содержит подобных норм. В результате формально закрепленное за акционерами право распоряжаться чистой прибылью фактически может быть реализовано только по истечении отчетного периода - в момент принятия решения о размерах и сроках выплаты дивидендов. Однако в этом случае рекомендация совета директоров определяется размером и составом чистой прибыли, а также тем, как ею управляла исполнительная дирекция. Поскольку последняя, как правило, не ориентирована на максимизацию выплат, то и размер дивидендов в итоге оказывается достаточно низким. Следовательно, данная ситуация должна регулироваться внутренними правилами корпоративного управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании.

В основе решения вопроса о дивидендной политике акционерного общества лежит решение главной проблемы: платить или не платить дивиденды. В зависимости от ряда факторов определяется оптимальная для предприятия дивидендная политика на ближайшую перспективу.

Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат в соответствии с консервативной, умеренной и агрессивной дивидендной политикой.

Точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и осуществления задачи максимизации богатства акционеров различны, однако не вызывает сомнения, что в настоящее время единой «правильной» дивидендной политики не существует. На различных этапах становления и развития, при различных ситуациях на рынке предприятия либо форсируют накопления, либо наращивают дивидендный доход акционеров.

Формирование оптимальной для компании дивидендной политики относится к области управленческого искусства. Однако недостаточно сформировать дивидендную политику компании. На практике возникают определенные сложности именно в процессе реализации дивидендной политики, начиная от вопросов регламентации процедуры и заканчивая вопросами налогообложения.

О важности существования четко прописанной дивидендной политики для репутации компании в глазах акционеров и потенциальных инвесторов первыми в России стали задумываться крупнейшие предприятия, которые являются основными проводниками западного опыта корпоративного управления в отечественную бизнес-среду. Осознав, что грамотная дивидендная политика и максимальная информированность акционеров - важнейшие факторы инвестиционной привлекательности компании и залог ее будущего развития, российские корпорации (по примеру западных) стали пополнять свои сайты разделом «Информация для акционеров».

На примере ОАО «Красноярскгеология» была проанализирована дивидендная политика акционерного общества. Как и подавляющее большинство компаний, которые платят дивиденды, объект исследования поддерживает исторически сложившуюся дивидендную политику - при определении размера дивиденда руководство ориентируется на уровень дивидендных выплат на акцию за предыдущие отчетные периоды.

Преследуя цель совершенствования дивидендной политики, были разработаны рекомендации по устранению выявленных в ней недостатков. Принимая решение о выплате дивидендов «на глаз», руководство влияет на качество дивидендной политики. Внедрение Положения о дивидендной политике, которое подразумевало бы создание дивидендного фонда в размере 5% от чистой прибыли, позволило бы не только привлечь инвесторов при выпуске дополнительных акций в связи с расширением производства, но и завоевать доверие в лице акционеров.

Не смотря на то, что со времени принятия законодательства о дивидендах прошло несколько лет и само понятие дивидендов вошло в экономическую культуру россиян, немногие отечественные компании (прежде всего крупные нефтяные компании и солидные коммерческие банки) могут похвастаться отлаженными технологиями разработки дивидендной политики.

Утверждение дивидендной политики - важный шаг на пути совершенствования системы корпоративного управления компании. Вопрос актуальности дивидендной политики акционерных обществ не вызывает сомнения, потому как от грамотного распределения прибыли зависят перспективы дальнейшего развития предприятия. Улучшению собственного финансового состояния эмитента способствует необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая. № 51-ФЗ от 30 ноября 1994г.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая. № 146-ФЗ  от 31 июля 1998г.

3. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995г. «Об акционерных обществах»

4. Федеральный закон № 120-ФЗ от 07 августа 2001г. «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон «Об акционерных обществах»

5. Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных  бумаг»

6. Указ Президента РФ № 1157 от 18 ноября 1995г. «О некоторых мерах  по защите прав вкладчиков  и акционеров»

7. Указ Президента РФ № 1106 от 18 июля 2008г. «О внесении изменений  в Указ Президента РФ № 1157 от 18 ноября 1995г. «О некоторых мерах  по защите прав вкладчиков  и акционеров»

8. Указ Президента РФ № 408 от 21 марта 1996г. «Об утверждении Комплексной  программы мер по обеспечению  прав вкладчиков и акционеров»

9. Письмо МНС РФ № СА-6-04/942@ от 04 сентября 2003г «О налогообложении  дивидендов»

10. Постановление Пленума Верховного  Суда РФ № 12 от 10 октября 2001г. «О  вопросе, возникшем при применении  Федерального закона «Об акционерных  обществах»

11. Постановление Пленума ВАС  РФ № 19 от 18 ноября 2003г. «О некоторых  вопросах применения Федерального  закона «Об акционерных обществах»

12. Постановление ФКЦБ РФ № 27 от 02 октября 1997г. «Об утверждении  Положения о ведении реестра  владельцев именных ценных бумаг»

13. Постановление ФКЦБ РФ № 17/пс от 31 мая 2002г. «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»

14. Постановление ФКЦБ РФ №8 от 20 апреля 1998г. «Об утверждении Положения  о порядке проведения общего  собрания акционеров путем проведения  заочного голосования и внесении  дополнений в Положение о ведении  реестра владельцев именных ценных  бумаг, утвержденное Постановлением  Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27»

15. Приказ Минфина РФ № 101 от 28 ноября 1996г. «О порядке публикации  бухгалтерской отчетности открытыми  акционерными обществами»

16. Распоряжение ФКЦБ РФ № 03-849/р от 30 апреля 2003г. «О Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ»

17. Распоряжение ФКЦБ РФ № 421/р от 04 апреля 2002г. «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»

18. Распоряжение ФКЦБ РФ № 03-1169/р от 18 июня 2003г. «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения»

19. Базарова А.С. Выплата дивидендов // Налоги. - 2008. - № 7. - С. 11.

20. Данилов А.И. Маленькие радости  акционера // Финансовый эксперт. -2008. - № 4. - С. 25-28.

21. Иванов А.Г., Лебедева Н.П. Соглашения  акционеров: шаг вперед или топтание  на месте? // Корпоративный юрист. - 2008. - № 9. - С. 31-34.

22. Каллаур Н.А. Дивиденды организации // Экономико-правовой бюллетень. - 2008. - № 12. - С. 16-18.

23. Макарова Т.В. «Кризисные» дивиденды // Актуальная бухгалтерия. - 2009. - № 3. - С. 54-56.

24. Попов Д.Л. Год дивидендами  красен // Практическая бухгалтерия. - 2007. - № 1. - С. 22-23.

25. Росфельдт А.К. Быть или не быть дивидендам? // Консультант. - 2008. - № 21. - С. 32-38.

26. Чехова А.А. Дивиденды в условиях  кризиса: могут ли правовые механизмы  гарантировать акционеру получение  дивидендов? // Право и экономика. - 2009. - № 7. - 24-27.

27. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная  и краткосрочная финансовая политика  предприятия: Учебное пособие, 2-е  издание. - М.: Вузовский учебник, 2009г. - 318с.

28. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: ТК Велби, 2007г. - 352с.

29. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник для  вузов, 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008г. - 703с.

30. http://www.aup.ru

31. http://www.dis.ru

32. http://www.gks.ru

33. http://www.nalog.ru

34. http://www.minfin.ru

 

 


Информация о работе Дивидендная политика акционерного общества