Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 16:02, курсовая работа
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики на примере ОАО «Красноярскгеология».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
*_рассмотреть понятие и значение дивидендной политики предприятия;
*_выявить факторы, определяющие дивидендную политику предприятия;
*_рассмотреть теории формирования дивидендной политики;
*_охарактеризовать деятельность ОАО «Красноярскгеология»;
*_рассмотреть и оценить содержание дивидендной политики на примере ОАО «Красноярскгеология»;
*_рассмотреть факторы, определяющие дивидендную политику ОАО «Красноярскгеология»;
*_разработать рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «Красноярскгеология».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и значение дивидендной политики предприятия
1.2 Факторы, определяющие корпоративную дивидендную политику
1.3 Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия
ГЛАВА 2. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «КРАСНОЯРСКГЕОЛОГИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красноярскгеология»
2.2 Характеристика дивидендной политики ОАО «Красноярскгеология»
2.3 Оценка дивидендной политики
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КРАСНОЯРСКГЕОЛОГИЯ»
3.1 Недостатки в реализации дивидендной политики
3.2 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо проанализировать показатели краткосрочной ликвидности и изучить движение денежных потоков на 12 месяцев, следующих за окончанием отчётного периода. В случае низкой краткосрочной ликвидности компания может принять решение о выплате дивидендов, для сохранения рыночной стоимости своих акций [20.C.25].
4. Ограничения в связи
с инвестиционными
Многие компании сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников. В таком случае компании нередко прибегают к практике реинвестирования всей или большей части чистой прибыли и, соответственно, ограничения дивидендных выплат [30]. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования, что является одной из причин ее широкого распространения. В этом случае количество акционеров практически не меняется, это позволяет сохранить сложившуюся систему контроля за деятельностью компании, а также позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций [31]. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, - для приобретения дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с относительно невысокими темпами роста - для обновления материально-технической базы. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства [23.C.56].
5. Ограничения в связи с интересами акционеров.
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и других.
Определенные противоречия могут возникать и среди акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога, другие интересы могут иметь относительно небогатые акционеры [30].
Наконец дивидендная политика тесно связана с появлением новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов [30].
6. Ограничения информационного («сигнального») характера.
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры [31]. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.
Практика показала, что акции компаний, имеющих стабильные потоки дивидендов, как правило, котируются на рынке выше, чем предприятий с высокими, но нерегулярно начисляемыми дивидендами [29.C.209].
О важности существования четко прописанной дивидендной политики для репутации компании в глазах акционеров и потенциальных инвесторов первыми в России стали задумываться крупнейшие предприятия [32]. Ведь именно они являются основными проводниками западного опыта корпоративного управления в отечественную бизнес-среду. Осознав, что грамотная дивидендная политика и максимальная информированность акционеров - важнейшие факторы инвестиционной привлекательности компании и залог ее будущего развития, российские корпорации (по примеру западных) стали пополнять свои сайты разделом «Информация для акционеров» [30].
Дивидендная политика во многом зависит от структуры и концентрации акционерного капитала. Большинство российских компаний отличается молодостью и нуждается в инвестиционных ресурсах на развитие и расширение производства [24.C.23]. Поэтому, естественно, что основной принцип их дивидендной политики - приоритет капитализации прибыли над ее распределением среди акционеров. Так как до недавнего времени для многих компаний было характерно сосредоточение крупных пакетов акций в руках немногочисленных владельцев, то особо громких конфликтов с акционерами, предпочитающими получать высокие дивиденды, не возникало [19.C.11].
1.3 Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия
Формирование оптимальной для компании дивидендной политики относится к области управленческого искусства. Однако недостаточно сформировать дивидендную политику компании. На практике возникают определенные сложности именно в процессе реализации дивидендной политики, начиная от вопросов регламентации процедуры и заканчивая вопросами налогообложения [31].
Процесс формирования дивидендной политики предприятия, как ее финансовой стратегии осуществляется согласно следующим этапам:
1._Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов;
2._Выработку типа дивидендной
политики с учетом данных
3._Оценку эффективности
дивидендной политики и ее
коррекцию по результатам
Эмитенту необходимо организовать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования инвестиционной привлекательности ценных бумаг.
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. Их принято подразделять на четыре группы [25.C.34]:
1._Факторы, характеризующие
инвестиционные возможности
а)_стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б)_необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в)_степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды) [25.C.35].
2._Факторы, характеризующие
возможности формирования
а)_достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б)_стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в)_стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
г)_доступность кредитов на финансовом рынке;
д)_уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3._Факторы, связанные с объективными ограничениями [25.C.35]:
а)_уровень налогообложения дивидендов;
б)_уровень налогообложения имущества предприятий;
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г)_фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы[25.C.37]:
а)_конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
б)_уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в)_неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
г)_возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период [25.C.38].
Эмитент должен рассмотреть рынок потенциальных инвесторов и классифицировать в соответствии с их интересами и прочими характеристиками, такими как инвестиционные ожидания, склонность к риску, объем средств, предназначенных для инвестиций, цели, ставящиеся при инвестировании в данное предприятие и их приоритеты, процесс принятия инвестиционного решения. Необходимо определить, приход какого типа инвесторов выгоднее для предприятия и, исходя из этого, разрабатывать корректные стратегии присутствия (или отсутствия) своих акций на рынке, поддержания этого состояния и развития в определенном направлении. Поэтому руководство предприятия заинтересовано в максимально точной и достоверной информации о реальных и потенциальных владельцах его ценных бумаг. Кроме того, эмитенту необходимо иметь представление о восприятии его акций как объекта инвестиций [28.C.217].
Можно выделить следующие способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций, минимизирующие риск инвестора и увеличивающие его доход [28.C.218]:
1)_Улучшение собственного
финансового состояния
2)_Оказание воздействия на рыночные параметры акций (ценовые характеристики - абсолютные уровни, объемы сделок, ликвидность);
3)_Улучшение инвестиционных
качеств акций посредством
4)_Раскрытие информации
о состоянии, деятельности и планах
эмитента, позволяющей инвестору
адекватно оценить
Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики [30]:
При рассмотрении параметров, влияющих на инвестиционную привлекательность акций, становится ясно, что большая часть рисков и размеры доходов зависят именно от того, насколько устойчиво финансовое состояние предприятия. Размер дивидендов обусловлен рентабельностью предприятия, то есть возможностью аккумуляции такого объема прибыли, который без ущерба для деятельности эмитента может быть выплачен собственникам, и только потом - от дивидендной политики (конкретных особенностей перераспределения полученных предприятием доходов). Внедивидендный доход также является производной от финансового положения эмитента: денежные потоки, которые приносят многочисленные выгоды банкам, через которые они проходят, возможности оптимизации налогообложения, объемы прибыли, которые переводятся (нередко, противозаконными методами) в связанные фирмы, - все это максимизируется только при наличии финансового «здоровья» предприятия, обеспечивающего внедивидендный доход своим владельцам. [28.C.220] Компания, близкая к банкротству, напротив, будет стремиться привлечь дополнительные ресурсы (доход по которым будет выплачен в лучшем случае через длительный промежуток времени) от своих акционеров, повысит их риски в том случае, если последние будут связаны с такой компанией кредиторскими или производственными отношениями. Финансово неустойчивые предприятия могут резко ухудшить состояние холдинга, в который они входят [30].
Несмотря на кризис, который поставил многие фирмы на грань выживания, существует возможность стабилизации и даже улучшения их финансового состояния при помощи постановки грамотного финансового менеджмента [23.C.26].
В экономике развитых стран стабильно устойчивое финансовое положение фирмы является необходимым условием поддержания высоких цен на ее акции, рост цен напрямую связан с увеличением прибыльности эмитента [30]. Такой рыночный параметр акций, как ликвидность, является в значительной степени результатом оценки их инвестиционной привлекательности для большого количества инвесторов, а она, в свою очередь, зависит от финансового состояния, определяющего доход и риски [29.C.23].
Дивидендная политика является одной из важнейших составных частей общей финансовой стратегии акционерного общества [19.C.11].
Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров [25.C.35].
Оказание воздействия на рыночные параметры акций [30]:
Инвестиционные качества акций являются производной, прежде всего, от состояния эмитента, однако оценка этих качеств, происходящая на рынке, формируется его участниками под воздействием большого количества политических, макроэкономических факторов и интересов (и возможностей) самих инвесторов. Таким образом, для улучшения инвестиционной привлекательности своих ценных бумаг эмитенту недостаточно уделять внимание только собственному финансовому состоянию. Необходимо воздействие непосредственно на уровне ценных бумаг путем: увеличения количества акций в обращении за счет новой эмиссии, установления параметров эмиссии, консолидации, дробления, прямых операций на вторичном рынке ценных бумаг [28.C.229].
Новая эмиссия может способствовать достижению целей предприятия, но может и нанести ему существенный вред. Приток на рынок большего количества акций в результате непродуманного размещения дополнительных эмиссий резко ухудшает конъюнктуру рынка и снижает стабилизировавшийся уровень цен. С помощью новых выпусков возможно изменение состава и структуры владельцев компании, что в дальнейшем отразится на ее деятельности [31]. Способом, позволяющим существенно снизить неопределенность реакции рынка на новую эмиссию, является предложение инвестором прямой покупки акций, когда количество выпускаемых акций соответствует заявкам потенциальных покупателей [30]. Эти условия должны обеспечить им более выгодную цену и большее удобство приобретения, чем на открытом рынке.
Эмиссионная политика предприятия должна стать одной из важнейших составных частей общей политики формирования финансовых ресурсов и обеспечивать привлечение средств из внешних источников наиболее эффективным образом [30].
Информация о работе Дивидендная политика акционерного общества