Финансовая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;

2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;

4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;

5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 390.58 Кб (Скачать файл)

Отметим, что проф. А.М. Ковалева совершенно справедливо полагает, что «разграничения финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования денежных средств.

Проф. Г.Б. Поляк определяет состав территориальных финансов следующим  образом[13]:

Основная часть —  региональные бюджеты;

Средства субъектов  хозяйствования: финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий  и организаций, направляемые ими  на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

Территориальные внебюджетные фонды, формируемые за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов. Внебюджетные фонды  чаще всего имеют целевое назначение.

Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают:

- средства бюджета  субъекта РФ;

- государственные ценные  бумаги, принадлежащие органам государственной  власти субъекта РФ;

- другие денежные  средства, находящиеся в собственности  субъекта РФ[14].

Проф. В.В. Ковалев выделяет не только сферы и звенья, но и  подсистемы финансовой системы: в зависимости  от методов формирования доходов  экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные  финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансовые домохозяйств).

Финансовая система  как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование  финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства  и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические  формы и методы образования и  использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное  функциональное назначение и соответствующий  финансовый механизм, ориентированный  на достижение собственных целей  каждого из субъектов экономических  отношений ….

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные  звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

В качестве звеньев  государственных финансов проф. В.В. Ковалев обозначает бюджет, государственный  кредит и внебюджетные фонды[15].

Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость выделения отдельных звеньев  финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного  развития государства количество звеньев  финансов может быть различным. Сегодня  в России можно выделить четыре звена  финансов:

- государственные финансы;

- государственный кредит;

- финансы государственных  предприятий;

- специальные фонды.

В федеральном государстве  первое звено по организационным  признакам подразделяется на две  подгруппы: централизованные финансы  и финансы субъектов Федерации…

Такое деление не носит  принципиального характера, поскольку  формирование доходов на различных  уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции  и другие формы регулирования  бюджетов. Выделение подзвеньев важно  с позиций управления финансами»[16].

Проф. Б.М. Сабанти отмечает, что основой государственных  финансов выступает бюджет, с которым  тесно связаны два следующих  звена - государственный кредит и  финансы государственных предприятий. Отдельным звеном выделяются специальные  фонды, создаваемые государством за счет как бюджетных, так и внебюджетных фондов, но используются для финансового  обеспечения государственных предприятий.

Акцентируем, на наш  взгляд, важный момент с позиций  определения состава финансовой системы: «Звенья финансовой системы  как составная часть общей  категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные  признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет  всех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный  кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и  банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов»[17].

Проф. Л.А. Дробозина  в качестве составных элементов  государственных финансов выделяет бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды государственного страхования, а территориальных — бюджет, внебюджетные фонды и средства субъектов хозяйствования[18]. К последним отнесены:

- финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, это  коммунальные предприятия);

- финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.

Проф. М.В. Романовский, проф. Г.Н. Белоглазова выделяют две  подсистемы системы финансов России: государственных и муниципальных  финансов и финансов хозяйствующих  субъектов[19]. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов укрупненные подсистемы дифференцируются авторами на более частные подсистемы (звенья). Звеньями государственной подсистемы выступают бюджеты, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Проф. А.И. Балабанов, проф. И.Т. Балабанов, не выделяя региональные финансы в составе общегосударственных, в состав последних включают: бюджет, государственное страхование, государственное  кредитование, внебюджетные фонды[20].

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое  звено системы выполняет свои  задачи; например, государственный  бюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями,  населением, обусловленные формированием  и использованием общегосударственного  фонда финансовых ресурсов. Имущественное  и личное страхование - один  из методов создания резервных  фондов для граждан. Финансы  предприятий выражают отношения  по созданию и использованию  денежных фондов, предназначенных  для обеспечения многообразных  потребностей первичных звеньев  общественного производства, выполнению  обязательств перед государственным  бюджетом и коммерческими банками;

2) территориальность  - каждая область, республика имеют  соответствующий аппарат финансовых  и страховых органов;

3) единство финансовой  системы предопределяется единой  экономической и политической  основой государства. Это обусловливает  единую финансовую политику, проводимую  государством через центральные  финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит  на единых основных законодательных  и нормативных актах.

Финансовая система  включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система  представлена на рис 1.1.2.

 

 

Рис. 1.1.2. Схема финансовой системы

Поскольку финансы  являются носителем распределительных  отношений, то это распределение  происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

- финансы предприятий,  учреждений, организаций, так как  они обслуживают основное звено  общественного воспроизводства.  Им присуши, с одной стороны,  черты, характеризующие экономическую  природу финансов в целом, а  с другой особенности, обусловленные  функционированием финансов в  разных сферах общественного  производства. Финансы предприятий  представляют собой денежные  отношения, связанные с формированием  и распределением денежных доходов  и накоплений у субъектов хозяйствования  и их использованием на выполнение  обязательств перед финансово-банковской  системой и финансирование затрат  по расширенному производству, социальному  обслуживанию и материальному  стимулированию работающих;

- страхование, значительная  часть финансовой системы, связанная  с перераспределением денежных  средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность  связана с наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных  и непреодолимых событий, влекущих  за собой нанесение ущерба, который  впоследствии «раскладывается»  между участниками страхования;

- государственные финансы,  представляющие собой денежные  отношения по поводу распределения  стоимости общественного продукта  и части национального богатства,  связанные с формированием финансовых  ресурсов государства и его  предприятий и использованием  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах. Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных  финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные  и внебюджетные фонды, государственный  кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней  выделяется 4 звена: государственный  бюджет; местные финансы, специальные  фонды, финансы государственных  корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно  подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих  на коммерческих началах, в зависимости  от отраслевой направленности могут  быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости  от форм собственности — финансы  государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других.

В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных  фондов. В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное  страхование появляется на страхование  личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений  внутри звеньев осуществляется в  соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов  федерации, местный).

Можно сделать вывод, что представители различных  финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной  финансовой системы. Все специалисты  отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают  на государственный кредит как звено  системы, менее половины - на финансы  государственных предприятий.

1.2 Основные направления государственного  регулирования финансовой системы  в РФ

В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение  нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных  отраслей хозяйства, регулирование  темпов обновления и расширения основного  капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику  превратилось в одну из основных функций  государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства  широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого  финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в  форме субсидий, кредитов, государственных  гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста  монопольной прибыли. Вместе с тем  государственное финансирование содействует  дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Бюджетная политика государства  направлена на регулирование или  изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент  совокупного спроса (потребительские  расходы, инвестиции, государственные  закупки и чистый экспорт), государство  в состоянии подтолкнуть спрос  в сторону его расширения или  наоборот, сдержать его.

Оно делает это с  помощью мер бюджетной политики, в основном изменяя государственные  расходы и налоги. Например, путем  уменьшения сбора налогов с населения  можно повысить такой компонент  совокупного спроса, как потребительские  расходы. Уменьшение налогов на прибыль  корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного  спроса. Третий компонент совокупного  спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты  бюджетной политики, может стимулировать  производство и инвестиционных, и  потребительских товаров.

Информация о работе Финансовая система в РФ