Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отметим, что проф. А.М. Ковалева совершенно справедливо полагает, что «разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования денежных средств.
Проф. Г.Б. Поляк определяет состав территориальных финансов следующим образом[13]:
Основная часть — региональные бюджеты;
Средства субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий и организаций, направляемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;
Территориальные внебюджетные
фонды, формируемые за счет добровольных
взносов предприятий и
Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают:
- средства бюджета субъекта РФ;
- государственные ценные
бумаги, принадлежащие органам
- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ[14].
Проф. В.В. Ковалев выделяет
не только сферы и звенья, но и
подсистемы финансовой системы: в зависимости
от методов формирования доходов
экономических субъектов
Финансовая система
как форма организации денежных
отношений может быть подразделена
на три взаимосвязанные
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений ….
Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
В качестве звеньев государственных финансов проф. В.В. Ковалев обозначает бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды[15].
Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным. Сегодня в России можно выделить четыре звена финансов:
- государственные финансы;
- государственный кредит;
- финансы государственных предприятий;
- специальные фонды.
В федеральном государстве первое звено по организационным признакам подразделяется на две подгруппы: централизованные финансы и финансы субъектов Федерации…
Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции и другие формы регулирования бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиций управления финансами»[16].
Проф. Б.М. Сабанти отмечает,
что основой государственных
финансов выступает бюджет, с которым
тесно связаны два следующих
звена - государственный кредит и
финансы государственных
Акцентируем, на наш взгляд, важный момент с позиций определения состава финансовой системы: «Звенья финансовой системы как составная часть общей категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов»[17].
Проф. Л.А. Дробозина в качестве составных элементов государственных финансов выделяет бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды государственного страхования, а территориальных — бюджет, внебюджетные фонды и средства субъектов хозяйствования[18]. К последним отнесены:
- финансовые ресурсы
предприятий, находящихся в
- финансовые ресурсы
предприятий, фирм, организаций,
используемые ими на
Проф. М.В. Романовский,
проф. Г.Н. Белоглазова выделяют две
подсистемы системы финансов России:
государственных и
Проф. А.И. Балабанов, проф.
И.Т. Балабанов, не выделяя региональные
финансы в составе
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1) функциональное назначение,
проявляющееся в том, что
2) территориальность
- каждая область, республика
3) единство финансовой
системы предопределяется
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.2.
Рис. 1.1.2. Схема финансовой системы
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий,
учреждений, организаций, так как
они обслуживают основное
- страхование, значительная
часть финансовой системы,
- государственные финансы,
представляющие собой денежные
отношения по поводу
Каждая из этих сфер
состоит из менее крупных звеньев.
Например, в первой сфере выделяют
финансы предприятий, функционирующих
на коммерческих началах. Во второй, страховой,
сфере можно выделить в качестве
звеньев: социальное страхование, имущественное
и личное страхование, страхование
ответственности, страхование
Каждое звено финансовой
системы в свою очередь можно
подразделить на подзвенья в соответствии
с внутренней структурой содержащихся
в нем финансовых взаимосвязей. Так,
в составе финансов, функционирующих
на коммерческих началах, в зависимости
от отраслевой направленности могут
быть вычленены финансы
В составе финансов
общественных организаций выделяют
финансы профсоюзов, политических партий
и общественных движений, специальных,
целевых и благотворительных
фондов. В сфере страховых отношений
каждое из звеньев, представленное особой
отраслью страхования, подразделяется
по видам страхования, например имущественное
страхование появляется на страхование
личного имущества, транспортное страхование...
В составе государственных
Можно сделать вывод, что представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.
1.2 Основные направления
В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономику
превратилось в одну из основных функций
государственного бюджета. Формы такого
вмешательства различны. В условиях
политики «экономики предложения» наряду
с прямыми методами вмешательства
широкое развитие получали косвенные.
Среди них: государственные
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Оно делает это с
помощью мер бюджетной