Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую  сущность и особенности развития  финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие  системы бюджетного регулирования  в РФ;
3. Теоретически обосновать  подходы к управлению развитием  банковской системы в РФ;
4. Проанализировать  отдельные направления государственной  политики в области регулирования  финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие  аспекты регулирования отдельных  звеньев финансовой системы в  РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отметим, что проф. А.М. Ковалева совершенно справедливо полагает, что «разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования денежных средств.
Проф. Г.Б. Поляк определяет состав территориальных финансов следующим образом[13]:
Основная часть — региональные бюджеты;
Средства субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий и организаций, направляемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;
Территориальные внебюджетные 
фонды, формируемые за счет добровольных 
взносов предприятий и 
Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают:
- средства бюджета субъекта РФ;
- государственные ценные 
бумаги, принадлежащие органам 
- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ[14].
Проф. В.В. Ковалев выделяет 
не только сферы и звенья, но и 
подсистемы финансовой системы: в зависимости 
от методов формирования доходов 
экономических субъектов 
Финансовая система 
как форма организации денежных 
отношений может быть подразделена 
на три взаимосвязанные 
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений ….
Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
В качестве звеньев государственных финансов проф. В.В. Ковалев обозначает бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды[15].
Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным. Сегодня в России можно выделить четыре звена финансов:
- государственные финансы;
- государственный кредит;
- финансы государственных предприятий;
- специальные фонды.
В федеральном государстве первое звено по организационным признакам подразделяется на две подгруппы: централизованные финансы и финансы субъектов Федерации…
Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции и другие формы регулирования бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиций управления финансами»[16].
Проф. Б.М. Сабанти отмечает, 
что основой государственных 
финансов выступает бюджет, с которым 
тесно связаны два следующих 
звена - государственный кредит и 
финансы государственных 
Акцентируем, на наш взгляд, важный момент с позиций определения состава финансовой системы: «Звенья финансовой системы как составная часть общей категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов»[17].
Проф. Л.А. Дробозина в качестве составных элементов государственных финансов выделяет бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды государственного страхования, а территориальных — бюджет, внебюджетные фонды и средства субъектов хозяйствования[18]. К последним отнесены:
- финансовые ресурсы 
предприятий, находящихся в 
- финансовые ресурсы 
предприятий, фирм, организаций, 
используемые ими на 
Проф. М.В. Романовский, 
проф. Г.Н. Белоглазова выделяют две 
подсистемы системы финансов России: 
государственных и 
Проф. А.И. Балабанов, проф. 
И.Т. Балабанов, не выделяя региональные 
финансы в составе 
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1) функциональное назначение, 
проявляющееся в том, что 
2) территориальность 
- каждая область, республика 
3) единство финансовой 
системы предопределяется 
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.2.
Рис. 1.1.2. Схема финансовой системы
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, 
учреждений, организаций, так как 
они обслуживают основное 
- страхование, значительная 
часть финансовой системы, 
- государственные финансы, 
представляющие собой денежные 
отношения по поводу 
Каждая из этих сфер 
состоит из менее крупных звеньев. 
Например, в первой сфере выделяют 
финансы предприятий, функционирующих 
на коммерческих началах. Во второй, страховой, 
сфере можно выделить в качестве 
звеньев: социальное страхование, имущественное 
и личное страхование, страхование 
ответственности, страхование 
Каждое звено финансовой 
системы в свою очередь можно 
подразделить на подзвенья в соответствии 
с внутренней структурой содержащихся 
в нем финансовых взаимосвязей. Так, 
в составе финансов, функционирующих 
на коммерческих началах, в зависимости 
от отраслевой направленности могут 
быть вычленены финансы 
В составе финансов 
общественных организаций выделяют 
финансы профсоюзов, политических партий 
и общественных движений, специальных, 
целевых и благотворительных 
фондов. В сфере страховых отношений 
каждое из звеньев, представленное особой 
отраслью страхования, подразделяется 
по видам страхования, например имущественное 
страхование появляется на страхование 
личного имущества, транспортное страхование... 
В составе государственных 
Можно сделать вывод, что представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.
1.2 Основные направления 
В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономику 
превратилось в одну из основных функций 
государственного бюджета. Формы такого 
вмешательства различны. В условиях 
политики «экономики предложения» наряду 
с прямыми методами вмешательства 
широкое развитие получали косвенные. 
Среди них: государственные 
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Оно делает это с 
помощью мер бюджетной