Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении анализа финансового состояния предприятия и разработке предложений по его укреплению. Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы анализа финансового состояния предприятия;
- проведен анализ финансового состояния предприятия ООО «»;
- разработаны предложения по укреплению финансового состояния ООО «».
«Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным»29.
Различные показатели рентабельности позволяют определить источники изменения эффективности и выявить их количественную оценку. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Среди них такие, как:
1. Рентабельность активов (имущества). Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля всех активов независимо от источника привлечения финансовых средств, вложенного в активы. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. В аналитических целях рекомендуется также определять рентабельность текущих активов.
2. Рентабельность инвестиций. Характеризует эффективность использования средств, инвестируемых в предприятие. Данный показатель в зарубежной практике финансового анализа рассматривается как способ оценки мастерства управления инвестициями. В странах с развитыми рыночными отношениями информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности ежегодно публикуется торговой палатой или правительством. Сопоставление своих показателей с сложившимися позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.
3. Рентабельность основных средств и внеоборотных активов. Характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеобортных активов. Значение этого коэффициента должно быть не менее 0,01. Если менее 0,01, то это свидетельствует о низкой эффективности использования средств или об избытке средств, или о низкой прибыли предприятия.
4. Рентабельность собственного капитала. Отражает отношение прибыли, на 1 рубль источников собственных средств. Этот показатель особенно важен для инвесторов капитала акционеров.
5. Рентабельность реализованной продукции. Характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля выручки реализованной продукции. Снижение уровня рентабельности реализованной продукции по выручке свидетельствует о снижение цен при постоянных затратах на ее производство и реализацию или о росте затрат на производство и реализацию продукции при постоянных ценах. Тенденция снижения этого показателя свидетельствует, чаще всего, о снижении спроса на продукцию (работы, услуги) предприятия.
В связи с тем, что из федерального и региональных бюджетов осуществляются субсидии в виде дотаций и компенсаций на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, следует рассчитывать рентабельность реализации продукции с учетом дотаций и компенсаций.
Анализ коэффициентов рентабельности имеет практическую значимость лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий той же отрасли.
Литовских А.М. и Савицкая Г.В. считают, что анализа финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности предприятия недостаточно. Необходимо проводить анализ интенсивности использования и оборачиваемости капитала, который выявит эффективность вложения капитала30.
Платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность финансового положения в немалой степени определяются его деловой активностью.
«Критериями деловой активности являются уровень эффективности использования капитала, устойчивость экономического роста, степень выполнения задания по основным показателям деятельности, обеспечение заданных темпов экономического роста»31.
Основными оценочными показателями хозяйственной деятельности являются объем реализованной продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов (авансированного капитала). Данные показатели связаны между собой. Анализ деловой активности начинается с сопоставления темпов изменения прибыли, реализации и активов. Оптимальным является следующее соотношение:
Т(п) >Т(q)> Т(а) >100%,
где Т(п) – темп изменения прибыли;
Т(q) – темп изменения объема реализации;
Т(а) – темп изменения активов.
Увеличение прибыли более высокими темпами по сравнению с ростом объема продаж свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения. Более высокие темпы роста объема продаж по сравнению с увеличением активов свидетельствует о том, что ресурсы предприятии используются эффективно.
В целом данное соотношение свидетельствует о том, что экономический потенциал возрастает по сравнению с предыдущим годом.
Критерием эффективности использования оборотных средств (деловой активности) является относительная минимизация авансированных оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких результатов производственной и финансовой деятельности. Исходя из этого, эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей:
- коэффициентом опережения темпов роста объемов продукции над темпами роста средних остатков оборотных средств;
- увеличением реализации товаров (работ, услуг) на 1 рубль оборотных средств;
- относительной экономией
(дополнительным увеличением)
- ускорением оборачиваемости оборотных средств.
Одним из показателей деловой активности является степень устойчивости экономического развития, или роста. Поэтому одной из задач управления хозяйствующего субъекта является обеспечение устойчивых темпов экономического роста, определение финансовой стратегии, выборов структуры капитала.
Деловая активность хозяйствующего субъекта в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота его средств.
«Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями»32. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).
Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости. Они имеют важное значение для любого предприятия.
Рассчитывают два показателя: коэффициенты оборачиваемости какого-либо имущества или источников (выручка/имущество (источники)) и продолжительность одного оборота (360 / Коэф. оборачиваемости).
В части оценки оборачиваемости используются следующие коэффициенты: Оборачиваемость активов, Оборачиваемость текущих активов, Оборачиваемость основных средств, Оборачиваемость неденежных оборотных средств, Оборачиваемость готовой продукции, Оборачиваемость запасов, Оборачиваемость дебиторской задолженности, Оборачиваемость собственного капитала, Оборачиваемость постоянного капитала, Оборачиваемость кредиторской задолженности, Оборачиваемость заемного капитала, Оборачиваемость привлеченного финансового капитала, Скорость операционного цикла.
При подготовке графических отчетов по данным показателям можно порекомендовать использовать не сами значения показателей, а их базисные темпы прироста со знаком «минус», которые позволят более адекватно представить информацию о динамике оборачиваемости.
Таким образом, схематично анализ финансового состояния предприятия можно представить следующим образом (рис.1).
Исходные данные для анализа финансового состояния. |
Финансовые показатели: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании. |
Оценка финансового состояния |
Последовательная оценка финансового состояния. |
Динамика абсолютных и удельных финансовых показателей предприятия. | |
Анализ финансовой устойчивости. |
Тип финансовой устойчивости. | |
Анализ ликвидности баланса предприятия. |
Оценка текущей и перспективной ликвидности. Значения коэффициента ликвидности. | |
Анализ финансовых коэффициентов. |
Абсолютные значения коэффициентов в динамике и их нормативные ограничения. | |
Анализ финансовых результатов деятельности, рентабельности и деловой активности предприятия. |
Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности за рассматриваемый период. |
Рис. 1. Схема анализа финансового состояния предприятия.
В заключение первой главы следует сделать вывод о том, что
Таким образом, финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, необходимых для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием; это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности и кредитоспособности), выполнения обязательства перед государством и другими хозяйственными субъектами, финансовых взаимоотношений с юридическими и физическими лицами.
Анализ финансового состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по приведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка.
В основе комплексного анализа
финансового состояния лежит ан
В общих чертах признаками «хорошего баланса» являются:
6. В балансе должна
отсутствовать статья «
Результаты анализа финансовой отчетности используются для выявления проблем управления производственно – коммерческой деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала, для оценки деятельности руководства организации, а также прогнозирования ее отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом. Анализ финансового состояния является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. В процессе управления финансовой деятельностью предприятия в настоящее время наряду с информационными технологиями стали широко применяться компьютерные технологии. Они дают возможность автоматизировать работу планово-экономических служб предприятия. Сегодня в организациях широко применяется программный пакет 1С: Бухгалтерия для создания бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и т.д. Подготовленные документы в электронном виде отправляются в соответствующие инстанции.
Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, то есть виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели. Была рассмотрена структура баланса предприятия и направления, по которым он анализируется.
Далее приведем методику анализа финансового состояния предприятия, которая будет использована для оценки финансового состояния ООО «
4 этап. Расчет показателей деловой активности
5 этап. Анализ финансовой устойчивости.
Далее используя, описанную методику проведем оценку финансового состояния предприятия ООО «Транском».
2. Анализ финансового состояния организации ООО «Транском»
2.1. Общая характеристика ООО «Транском»
ООО «Транском» – компания-экспедитор, занимающаяся грузовыми автоперевозками по России. Со дня основания компании в 2000 г. основным видом деятельности была организация и оптимизация грузовых потоков по территории России. Растущий российский рынок предопределил стремление многих компаний-производителей и торговых компаний с разветвленной филиальной или закупочной сетью к полному контролю над своими грузопотоками.
ООО «Транском» предлагает следующие виды услуг:
1. Региональные грузоперевозки автомобилями г/п 20 тонн – основная специализация ООО «Транском». Среди клиентов предприятия, как небольшие компании, так и крупнейшие предприятия страны, признанные лидеры отраслей. Этим обстоятельством диктуется приоритетное направление – организация постоянных грузопотоков по регионам России. Предоставляя в основном тентованный автотранспорт, ООО «Транском» не ограничивается этим. Среди предложений ООО «Транском» следующие типы автотранспорта: цельнометаллические, бортовые, изотермические а/м, а также рефрижераторы.
2. Перевозки по Н.Новгороду и области – для многих клиентов ООО «Транском» по региональным грузовым перевозкам необходима доставка груза по городу и области. На этом направлении работы главная цель компании – обеспечение бесперебойной доставки грузов в условиях плотного транспортного потока. Несмотря на то, что в данном случае компания не располагает возможностью предоставлять систему скидок, данные услуги остаются привлекательными для клиентов. Специально для этого в компании создан «Отдел городских и малотоннажных перевозок», который предоставляет клиентам городские перевозки разнотоннажными автомобилями от «Газели» и «Бычка» до еврофуры и спецтехники.
Информация о работе Финансовое состояние предприятия и его анализ