Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат……………………………………………………………….……3

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами…   8

           1.1 Место контроля в финансовом  механизм……………………8

          1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды……………………………………………………………………………  13 

          1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности      

финансовых учреждений………………………………………………. 18

Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23

           2.1 Структура  финансовой сферы экономики…………………23

          2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28

          2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31

Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38

          3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38

          3.2 Нормативно- правовая база  и инструменты  финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44

         3.3 Оценка эффективности финансового контроля  и пути ее повышения…………………………………………………………………….49   

Заключение……………………………………………………….………55

Список использованных источников…………………………………..59

Приложения                                

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность финансового  контроля определяется высокой динамичностью  и сложностью финансово-экономической  ситуации в Республике Беларусь, обусловленной  проводимым курсом реформ в социально-экономической  сфере.

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

В условиях рыночных отношений  повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных  средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый контроль - составная часть, или специальная  отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.

В самом общем плане  реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданной экономической  и финансовой политикой нормативных  предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью и  целесообразностью действий в области  образования, распределения и использования  денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово - правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

1) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

2) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

3) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

4) выявления внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

5) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как  элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

  • отразить теоретические аспекты финансового контроля;
  • рассмотреть виды, методы и формы финансового контроля;
  • проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механизма;
  • дать общую характеристику органам государственного контроля;
  • определить роль финансового контроля в деятельности финансовых учреждений;
  • определить пути повышения результативности государственного контроля.

Объект исследования курсовой работы – финансовый контроль и его роль в деятельности банков и  небанковских кредитно-финансовых учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1 Место контроля в финансовом механизме

Финансовая  политика практически осуществляется государством посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.

Финансовый  механизм состоит из совокупности организационных  форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

Практическое  использование финансового механизма  осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Структура финансового  механизма довольна сложна. В нее  входят различные элементы, соответствующие  разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Государство в  лице его исполнительных и законодательных  органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования финансов большое  значение имеет осуществление финансового  планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основные звенья (элементы) финансового механизма представлены на рис.1.1.:







 


 

Рисунок 1.1- Элементы финансового механизма

Источник: собственная  разработка на основе [3, c. 92  ]

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных  решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют  органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

В управлении и планировании хозяйственно-финансовой деятельностью  используются финансовые показатели - плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей и национального хозяйства в целом. Выражаются в абсолютных и относительных (нормах) величинах. Финансовые показатели количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений. Многие финансовые показатели одновременно являются нормами, нормативами или лимитами: например, уровень рентабельности, наименование разных финансовых фондов является и показателем, и нормативом,  и лимитом. Таким образом, наблюдается тесное переплетение, взаимосвязь и взаимодействие этих подвижных элементов финансового механизма в процессах планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяйственной деятельности.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь