Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.
Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59
Права аудитора:
1) проверять в полном
объеме документацию, связанную
с финансово-хозяйственной
2) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
3) самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.
Обязанности аудитора:
а) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РБ;
б) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица;
в) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РБ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
4) в срок, установленный
договором оказания
Особое внимание при
проведении аудиторской проверки уделяется
её правовым аспектам. Проверяемый
экономический субъект имеет
право получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях
Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 2.1:
Рисунок 2.2 - Классификация аудиторской деятельности
Источник: собственная разработка на основе [ 1 ]
Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам учреждения эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данном учреждении.
Существует также инициативный аудит, который проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
После проведения аудита выдается заключение аудитора.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РБ.
Если налоговый
Таким образом, становление
аудита как самостоятельной
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЛАГРОПРОМБАНКА»
3.1 Характеристика « Белагропромбанка » как объекта финансового контроля
Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» (далее Банк) преобразовано из Белорусского республиканского банка Агропромбанк СССР учредительской конференцией 11 февраля 1991г. и зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 3 сентября 1991г., регистрационный № 20. Устав Открытого акционерного общества «Белагропромбанк» утвержден общим собранием акционеров 11 февраля 1991г.
ОАО «Белагропромбанк» в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь, а также Устав Банка.
Банк является универсальным, входит в единую банковскую систему Республики Беларусь и соблюдает государственную денежно-кредитную политику. С 1996г. Банк является агентом Правительства Республики Беларусь по обслуживания государственных программ посредствам выдачи кредитов на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и строительства жилья.
Основной целью деятельности
Банка является извлечение прибыли
и ее распределение между
Банк осуществляет банковскую деятельность с целью развития производственных и товарно-денежных отношений в агропромышленном комплексе и экономике Республике Беларусь, а также содействия интеграционным процессам в сфере межгосударственных финансовых отношений.
Лицензия на осуществление банковской деятельности Национального банка Республики Беларусь №2 от 22 июля 2009 года.
Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь - №02200/0495306, срок действия 15.02.2009-15.02.2014 (решение №432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь - №8, срок действия 14.11.2005-14.11.2010 (решение №11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
Регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - это система мер, посредством которых государство через национальный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью ОАО «Белагропромбанк» проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостное и непрерывное регулирование за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Регулирование за деятельностью банка основано на таких принципах как:
- реальность – зафиксированные
операции действительны и
- полнота – все
фактически совершенные
- разрешение – операции санкционированы в соответствии с политикой банка;
- точность;
- классификация;
- учет;
- периодизация. [8, с.98]
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк не управляет ОАО «Белагропромбанком», а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Банковский кодекс предоставил Национальному банку правомочия осуществлять банковское регулирование: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий банка законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Национального банка Республики Беларусь.
Важное значение в работе ОАО «Белагропромбанк» является инспектирование деятельности Национальным банком Республики Беларусь.
Проверка банка и его филиалов была проведена на основании графика проверок, который до начала планируемого года утвержден Советом Директоров Национального банка Республики Беларусь. Внеплановые проверки могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Национального банка Республики Беларусь или его заместителей, курирующих подразделения.
Проверка ОАО «Белагропромбанка» и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком в соответствии с законом, что представлено в таблице 3.1
Таблица 3.1- Выполнение банком нормативов безопасного функционирования, установленных НБ РБ
Наименование норматива |
Факт по ОАО "Белагропромбанк" на 01.04.2012 |
Размер норматива, установленный Национальным банком Республики Беларусь |
Нормативный капитал, млрд. руб. |
8 122,6 |
Не менее 25 млн. евро. (Не менее 267,8 млрд. руб.) |
Достаточность нормативного капитала, % |
22,7 |
8% |
Достаточность основного капитала, % |
18,1 |
4% |
Соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском |
0,3 |
не более 1,0 |
Мгновенная ликвидность, %(мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.) |
283,9 - 440,6 |
не менее 20,0 |
Текущая ликвидность, % (мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.) |
137,1 - 170,2 |
не менее 70,0 |
Краткосрочная ликвидность, кооф. (мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.) |
1,3 - 1,5 |
не менее 1,0 |
Соотношение ликвидных и суммарных активов, % (мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.) |
22,8 - 26,1 |
не менее 20,0 |
Примечание – таблица составлена на основе [6]
Как видно из таблицы, все нормативы банком выполняются и даже превышают норматив, что положительно сказывается на характеристике банка.
В следующей таблице представлены показатели деятельности «Белагропромбанка» на отчетные даты 2012 года и рассчитан рост этих показателей в %:
факт на 01.01.2012 |
факт на 01.02.2012 |
факт на 01.03.2012 |
факт на 01.04.2012 |
Рост в % | |
Ресурсная база, млрд. руб. |
50 948,7 |
51 353,7 |
51 517,4 |
52 112 |
102,3 |
Средства физических лиц, млрд.руб. |
7 348,4 |
8 093,6 |
8 758,0 |
9 460 |
128,7 |
Уставный фонд, млрд.руб. |
6 603,6 |
6 603,6 |
6 603,6 |
6 603,6 |
100 |
Валовые кредиты экономике, млрд. руб. |
39 176,3 |
39 335,7 |
39 254,2 |
40 101,2 |
102,4 |
Прибыль, млрд. руб. |
304,0 |
44,1 |
138,0 |
194,1 |
64 |
Таблица 3.2- Показатели деятельности «Белагропромбанка»
Примечание – таблица составлена на основе [6]
Из таблицы 3.2 можно наблюдать рост всех показателей на 01.04.12 по сравнению с 01.01.12, кроме прибыли- она сократилась на 36% и составила на 194,1 млрд. руб. Также без изменений остался уставный фонд банка, равный 6603,6 млрд. руб.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Деятельность коммерческого банка можно оценить с помощью финансовых результатов, которые могут быть абсолютными, относительными и специальными. Рассчитаем некоторые показатели, чтобы проанализировать эффективность деятельности «Белагропромбанка» на основе отчета о прибылях и убытках за 2011 год (Приложение В) и бухгалтерского баланса на 1 января 2012 года ( Приложение Б):
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь