Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Права аудитора:

1) проверять в полном  объеме документацию, связанную  с финансово-хозяйственной деятельностью  аудируемого лица, а также фактическое  наличие любого имущества, учтенного  в этой документации;  

2) получать у должностных  лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 

3) самостоятельно выбирать  формы и методы аудита и  т.д.

Обязанности аудитора: 

а) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РБ;  

б) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица;  

в) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РБ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;  

4) в срок, установленный  договором оказания аудиторских  услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу. 

Особое внимание при  проведении аудиторской проверки уделяется  её правовым аспектам. Проверяемый  экономический субъект имеет  право получать от аудитора исчерпывающую  информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора

Цели и задачи аудиторской  деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 2.1:













 

 

Рисунок 2.2 - Классификация аудиторской деятельности

Источник: собственная  разработка на основе [ 1 ]

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам учреждения эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данном учреждении.

Существует также инициативный аудит, который проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Аудит по специальным  аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

После проведения аудита выдается заключение аудитора.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РБ.

Если налоговый государственный  или иной орган, на который законом  возложена проверка отдельных сторон деятельности учреждения и получение соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

Таким образом, становление  аудита как самостоятельной организационной  формы финансового контроля и  элемента рыночной экономики является объективным процессом. В дальнейшем он будет развиваться и дальше, так как для этого имеется объективное основание - взаимная заинтересованность в этой деятельности  и государства, и субъектов хозяйствования, и аудиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЛАГРОПРОМБАНКА»

3.1 Характеристика  « Белагропромбанка  » как объекта  финансового контроля

Открытое акционерное  общество «Белагропромбанк» (далее  Банк) преобразовано из Белорусского республиканского банка Агропромбанк СССР учредительской конференцией 11 февраля 1991г. и зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 3 сентября 1991г., регистрационный № 20. Устав Открытого акционерного общества «Белагропромбанк» утвержден общим собранием акционеров 11 февраля 1991г.

ОАО «Белагропромбанк»  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь, а также Устав Банка.

Банк является универсальным, входит в единую банковскую систему Республики Беларусь и соблюдает государственную денежно-кредитную политику. С 1996г. Банк является агентом Правительства Республики Беларусь по обслуживания государственных программ посредствам выдачи кредитов на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и строительства жилья.

Основной целью деятельности Банка является извлечение прибыли  и ее распределение между акционерами  Банка.

Банк осуществляет банковскую деятельность с целью развития производственных и товарно-денежных отношений в агропромышленном комплексе и экономике Республике Беларусь, а также содействия интеграционным процессам в сфере межгосударственных финансовых отношений.

Лицензия на осуществление  банковской деятельности Национального банка Республики Беларусь №2 от 22 июля 2009 года.

Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь - №02200/0495306, срок действия 15.02.2009-15.02.2014 (решение №432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь - №8, срок действия 14.11.2005-14.11.2010 (решение №11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - это система мер, посредством которых государство через национальный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью ОАО «Белагропромбанк» проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостное и непрерывное регулирование за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Регулирование за деятельностью банка основано на таких принципах как:

- реальность – зафиксированные  операции действительны и подтверждены  документально;

- полнота – все  фактически совершенные операции  записаны, ни одна не пропущена;

- разрешение – операции  санкционированы в соответствии с политикой банка;

- точность;

- классификация;

- учет;

- периодизация. [8, с.98]

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк не управляет  ОАО «Белагропромбанком», а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Банковский кодекс предоставил Национальному банку правомочия осуществлять банковское регулирование: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Сущность банковского  надзора состоит в проверке соответствия решений и действий банка законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Национального банка Республики Беларусь.

Важное значение в  работе ОАО «Белагропромбанк» является инспектирование деятельности Национальным банком Республики Беларусь.

Проверка банка и его филиалов была проведена на основании графика проверок, который до начала планируемого года утвержден Советом Директоров Национального банка Республики Беларусь. Внеплановые проверки  могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Национального банка Республики Беларусь или его заместителей, курирующих подразделения.

Проверка ОАО «Белагропромбанка» и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком в соответствии с законом, что представлено в таблице 3.1

 

Таблица 3.1- Выполнение банком нормативов безопасного функционирования, установленных НБ РБ

Наименование  норматива

Факт по ОАО "Белагропромбанк" на 01.04.2012

Размер норматива, установленный Национальным банком Республики Беларусь

Нормативный капитал, млрд. руб.

8 122,6

Не менее 25 млн. евро.  (Не менее 267,8 млрд. руб.)

Достаточность нормативного капитала, %

22,7

8%

Достаточность основного  капитала, %

18,1

4%

Соотношение привлеченных средств физических лиц и  активов банка с ограниченным риском

0,3

не более 1,0

Мгновенная ликвидность, %(мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.)

283,9 - 440,6

не менее 20,0

Текущая ликвидность, % (мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.)

137,1 - 170,2

не менее 70,0

Краткосрочная ликвидность, кооф. (мин.-  макс. значение в течение декабря 2011 г.)

1,3 - 1,5

не менее 1,0

Соотношение ликвидных и суммарных активов, % (мин.- макс. значение в течение декабря 2011 г.)

22,8 - 26,1

не менее 20,0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание – таблица  составлена на основе [6]

Как видно из таблицы, все нормативы  банком выполняются и даже превышают  норматив, что положительно сказывается на характеристике банка.

 

В следующей таблице представлены показатели деятельности «Белагропромбанка» на отчетные даты 2012 года и рассчитан рост этих показателей в %:

 

факт на 01.01.2012

факт на 01.02.2012

факт на 01.03.2012

факт на 01.04.2012

Рост в %

Ресурсная база, млрд. руб.

50 948,7

51 353,7

51 517,4

52 112

102,3

Средства физических лиц, млрд.руб.

7 348,4

8 093,6

8 758,0

9 460

128,7

Уставный фонд, млрд.руб.

6 603,6

6 603,6

6 603,6

6 603,6

100

Валовые кредиты экономике, млрд. руб.

39 176,3

39 335,7

39 254,2

40 101,2

102,4

Прибыль, млрд. руб.

304,0

44,1

138,0

194,1

64




Таблица 3.2- Показатели деятельности «Белагропромбанка»

Примечание – таблица  составлена на основе [6]

Из таблицы 3.2 можно наблюдать  рост всех показателей на 01.04.12 по сравнению с 01.01.12, кроме прибыли- она сократилась на 36% и составила на 194,1 млрд. руб. Также без изменений остался уставный фонд банка,  равный 6603,6 млрд. руб.

Из всего выше изложенного  можно сделать вывод, что значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Деятельность коммерческого  банка можно оценить с помощью финансовых результатов, которые могут быть абсолютными, относительными и специальными. Рассчитаем некоторые показатели, чтобы проанализировать  эффективность деятельности «Белагропромбанка» на основе отчета о прибылях и убытках за 2011 год (Приложение В) и бухгалтерского баланса на 1 января 2012 года ( Приложение Б):

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь