Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок. Что бы дела о многомиллионных хищениях, исчезновении государственных средств не прекращались за отсутствием состава преступления.

 Правильно организованный  внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры к их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту от принимаемых им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего контроля является необходимым и обязательным при осуществлении аудита, в том числе при разработке плана аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.

 В силу того, что  многие аспекты аудита во взаимосвязи  с оценкой эффективности системы  внутреннего контроля в ходе  аудита еще недостаточно разработаны,  возникает потребность в разработке методологической базы, раскрывающей важнейшие положения аудиторских стандартов применительно к практической деятельности банка в современных условиях, изучению и оценки системы его внутреннего контроля с точки зрения ее адекватности принимаемым рискам.

 Так, основополагающим  элементом внутреннего контроля  является среда контроля, от построения  которой зависит эффективность  всего процесса, потому что основа  всего процесса это люди во  всем их многообразии. И надежность  процесса управления, в частности, будет обеспечиваться надлежащим распределением обязанностей, полномочий и ответственности, внедрением культуры контроля, оптимизацией структуры.

Эффективная система  внутреннего контроля требует наличия  адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Для обеспечения достаточности и эффективности всех составляющих системы внутреннего контроля необходимо проводить мониторинг деятельности, который включает постоянный контроль линейных руководителей и периодическую оценку эффективности внутренним аудитом банка.

Эффективность внутреннего  контроля должна отслеживаться на постоянной основе с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств и укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения их эффективной работы. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют организации по-новому взглянуть на эффективность системы внутреннего контроля и особенно на эффективность проводимого текущего мониторинга. Такие оценки могут проводиться сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие операции, так и подразделения финансового контроля и внутреннего аудита .

 При анализе факторов  неэффективности внутреннего аудита  особо следует отметить фактор  бездействия менеджмента всех  уровней в отношении выявленных аудитом проблем. Внутренний аудит не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство своевременно не предпринимает мер по исправлению выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признает роли и значения внутреннего аудита. Помимо этого, эффективность внутреннего аудита страдает в случаях, когда высший менеджмент не получает своевременных и регулярных контрольных отчетов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством линейного уровня.

Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный  процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов  контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

 Надежная реализация  результатов контрольной деятельности  может быть достигнута за счет  придания гласности не только  результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов государственного финансового контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.

Можно сформулировать ряд  основных направлений, позволяющих достичь высшей степени результативности, а именно:

1. Требуется совершенствование  действующего финансового законодательства, т.к. многие нарушения происходят  в силу лазеек в действующих  законах; 

2. Необходима и стабильность  законодательства, т.к. нередки изменения условий уплаты налогов, вследствие чего совершаются финансовые нарушения из-за несвоевременности применения изменений.

3. Необходимо решить: ожесточать или ослаблять санкции по отношению к нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях, к которым может быть применима и уголовная ответственность;

4. Формирование квалифицированного  кадрового потенциала на постоянной  основе. Контроль должен выполняться  специалистами, чья подготовка  и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями: мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения поставленных задач. При проведении контрольных мероприятий они должны предвосхищать и точно оценивать потенциальные проблемы, уметь грамотно действовать в критических ситуациях и самостоятельно разрешать все связанные с ними вопросы;

5. Внедрение в контрольный  процесс новых технологий, координация  контрольной деятельности в части  планирования контрольных мероприятий, укрепление двухстороннего и многостороннего сотрудничества с органами исполнительной власти, осуществляющих функции управления государственными (муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере;

6. Для повышения эффективности  аудиторского контроля - привлечение  иностранных фирм с беспристрастным  контролем. 

7. Эффективность использования  бюджетных средств значительно повысится, если придать гласности расходные статьи бюджета.

Таким образом, в функционировании контрольных финансовых органов  был выявлен ряд проблем, которые  являются тормозом в решении актуальных и злободневных для страны в целом, и для учреждений финансовой сферы экономики, в частности, задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы заключалась в том чтобы, охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

В соответствии с поставленной целью выделялись следующие задачи работы:

  • отразить теоретические аспекты финансового контроля;
  • рассмотреть виды, методы и формы финансового контроля;
  • проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механизма;
  • дать общую характеристику органам государственного контроля;
  • определить роль финансового контроля в деятельности финансовых учреждений.

Таким образом, в заключение проведенного курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы:

  1. Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.

В настоящее время  финансовый контроль- это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово- хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них- и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

 

  1.  В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:государственный;ведомственный;внутрихозяйственный;общественный;независимый( аудиторский).

Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

Формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий

Методы финансового  контроля – это приемы, средства и способы его осуществления. Выделяют:

  • наблюдение;
  • проверка;
  • обследование;
  • анализ ;
  • ревизия
  1. Одним из звеньев системы финансового механизма выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Особенностью финансового контроля является то, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

  1. Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля (КГК). Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнениям республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. 

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов, которое осуществляет контроль за : соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

К специализированным  органам  государственного  финансового контроля относится Государственный налоговый комитет. Его главной задачей является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.

5. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности финансовых учреждений и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

6. Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что контроль, в том числе финансовый, играет очень важное значение в экономике государства и в том числе в деятельности «Белагропромбанка».

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь