Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Финансовый рычаг – форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (учреждение, отдельного работника). Участвуя в формировании и использовании фондов денежных средств, финансовые рычаги  содействуют и воздействуют на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, стимулируют экономический рост, повышение качества труда и др.

Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать  на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам взимаемым в бюджет путём частичного или полного освобождения субъекта хозяйствования от уплаты.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами при помощи специальных приемов, таких как кредиты и займы, процентные ставки, дивиденды. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Каждая сфера  и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Контроль- неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы финансового механизма выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

В сфере финансового  контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.

Действующая в  Беларуси система финансового контроля далека от совершенства. Об этом свидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, масштабы «теневой экономики» (22%- в 2010 году), низкая собираемость налогов, высокая доля убыточных и низкорентабельных предприятий, несовместимая с экономикой рыночного типа, и т.д.[8]

 

1.2 Понятие финансового контроля, его формы, виды и методы

В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, пожарный и т. д. Финансовый контроль- один из важнейших среди них. Это объясняется тем, что всякая деятельность государства ( в том числе государственных органов, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций) требует определенных финансовых затрат, результаты же этой деятельности имеют финансовые последствия, определяющие в условиях развития рыночных отношений экономическую жизнедеятельность государства и его субъектов.

Финансовый контроль является элементом управления финансами  и представляет собой специфическую  деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов.

Долгое время под  финансовым контролем понимали деятельность, связанную с проверкой учетных  записей и наблюдением за полнотой поступления государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.

В настоящее время  финансовый контроль- это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово- хозяйственного законодательства, выявление нарушений  финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них- и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

 Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля.

В зависимости  от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:государственный;ведомственный;внутрихозяйственный;общественный;независимый( аудиторский), что представлено на рис. 1.2:





 





 

 

Рисунок 1.2- Виды финансового контроля

Источник: собственная  разработка на основе [1, 105 ]

Государственный финансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов (представительной власти), исполнительных органов (административный контроль), судебных органов, а также министерств  и ведомств в пределах состава  их полномочий (например, Министерства финансов Республики Беларусь). Приоритет в области бюджетно-финансового контроля, согласно отечественному законодательству, отдается органам представительной власти.

Государственный контроль обеспечивает интересы государства  и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств  и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности. Основными задачами данного контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль можно разделить на:

а) оперативный - производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств;

б) стратегический- финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Общественный  контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности.

Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными  органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными  предпринимателями. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения  и организаций контрольных действий.

Формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных  учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических  документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового  года или отчетного периода. В  ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений.

Методы финансового  контроля – это приемы, средства и способы его осуществления. Выделяют:

  • наблюдение;
  • проверка;
  • обследование;
  • анализ ;
  • ревизия

Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

 Проверка – это  исследование отдельных вопросов  финансовой деятельности, осмотр  помещений и других объектов  с целью выявления нарушения  финансовой дисциплины.

 Обследование –  производится в отношении отдельных  сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

 Анализ – направлен  так же на выявления нарушений  финансовой дисциплины.

 Ревизия – детальное  исследование финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого субъекта  с целью выявления нарушений  законности, целесообразности и эффективности.

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности финансовых учреждений

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но так как  они либо регламентируют процесс  формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, либо отражают результативность их кругооборота, фактическим объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется огромная роль финансового контроля в системе управления.

Огромное  значение финансовый контроль играет и в деятельности финансовых учреждений ( коммерческих банков и других  небанковских кредитно-финансовых учреждений ).

Контроль  за деятельностью финансовых учреждений осуществляют органы финансового контроля. И одним из них является Национальный банк.

Национальный банк осуществляет регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за ней; постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства.

Главными  целями Национального банка в  области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за ней  являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь