Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Страховые компании выпускают  долговые обязательства (полис), которые  их клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в  будущем. Клиентами могут быть как  физические, так и юридические  лица.

Трастовая компания - компания, специализирующаяся на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством физически и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных учреждений. Траст-компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают а плату в форме комиссионных вознаграждений.

В целях обеспечения  благоприятных условий для экономического развития учреждений существует такое понятие как финансовый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.  

Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль. Более детальная характеристика финансового механизма и его элементов приведена в разделе 1.1

Динамику показателей  обзора финансового сектора РБ ( по данным банковской системы и страховых  организаций) можно увидеть в  Приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственный  контроль и органы его осуществления

Государственный контроль осуществляется органами государственной  власти и государственного управления.

Государственный контроль делится на:

    • ведомственный;
    • внутрихозяйственный

Ведомственный   финансовый   контроль   осуществляют   министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций  и учреждений, входящих в систему того органа  управления.  Вышестоящие  органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях  документальные ревизии.  В  этих  целях   в   составе    министерств   ведомств   создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Функциями ведомственного финансового контроля являются:

    • проверка законности хозяйственных и финансовых операций;
    • контроль использования материальных и финансовых ресурсов;
    • проверка сохранности денежных средств и материальных ценностей;
    • правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности;
    • проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные  задачи  заключаются в:

  1. непрерывном    соблюдении    за    состоянием    финансово-хозяйственной деятельности;
  2.    выявлении    внутрихозяйственных    резервов;
  3.     обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  4. устранении  причин  и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Непосредственно  на главного бухгалтера возложена ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета, своевременное составление бухгалтерской отчетности, правильное и своевременное перечисление платежей в бюджет и централизованные целевые государственные фонды, за целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований. В акционерных предприятиях внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии.

Как ведомственный, так  и внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляются в соответствии с правилами и стандартами, закрепленными в национальном законодательстве и иных нормативных актах. 

В Республике Беларусь придается  большое значение совершенствованию  государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и  создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и вправления в пределах своей компетенции.

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля (КГК). Конституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнениям республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществление контроля за:

    • исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
    • сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
    • расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
    • инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
    • использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; 
    • движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;
    • состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за:

    • соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
    • выполнением требований прямых финансовых законов;
    • исполнением республиканского бюджета;
    • своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
    • состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и  другие контрольные функции, Министерство финансов применяет финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКР являются:

  1. осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
  2. целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; 
  3. проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;
  4. проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных органов;
  5. анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных денежных ресурсов.

 К специализированным  органам  государственного  финансового контроля относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Министров Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью соответственно коммерческих банков и небанковских финансовых организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Все  органы,  уполномоченные  осуществлять   функции   государственного финансового  контроля,  при  проведении  ревизий   и   проверок   финансово-хозяйственной  деятельности  в  министерствах,  других  центральных  органах управления,  исполнительных  комитетах,  а  так  же   на   предприятиях,   в объединениях, организациях и учреждениях независимо  от  форм  собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в  Указе президента  « О некоторых    мерах    по    совершенствованию    координации    деятельности контролирующих органов РБ и порядке  организации  и  проведении  проверок  (ревизий ) финансово-хозяйственной деятельности  и  применения  экономических санкций»

Современные условия  вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового  контроля в сочетании с применением  хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана  система органов независимого финансового контроля - аудит., о чем более подробно будет рассказано в разделе 2.3

2.3 Аудиторский (независимый) контроль

История развития аудита берет свое начало в Великобритании, где в середине XIX века появились первые бухгалтеры- аудиторы.

Сегодня независимый  финансовый контроль развивается в  форме института аудиторства  и является неотъемлемым элементом  рыночной экономики.

Финансовый аудит- это  независимая деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово- хозяйственной деятельностью, по оказанию других услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.

Необходимость аудита обуславливается:

    • государственными интересами, а именно, необходимостью охватить финансовым контролем негосударственный сектор экономики. Это позволяет увеличить поступления в бюджет как результат правильного налогообложения, не расходуя при этом государственных средств;
    • интересами предприятий и учреждений всех форм собственности. Учреждения в условиях хозяйственной самостоятельности нуждаются в квалифицированной помощи в организации финансов, бухгалтерского учета, в оптимизации налогообложения и др.;
    • аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей финансовые отчеты и способной допустить в ней искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками, различными пользователями финансовой информации, заинтересованными в достоверности данных.

Регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

Аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь