Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.
Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59
Страховые компании выпускают долговые обязательства (полис), которые их клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Клиентами могут быть как физические, так и юридические лица.
Трастовая компания - компания, специализирующаяся на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством физически и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных учреждений. Траст-компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают а плату в форме комиссионных вознаграждений.
В целях обеспечения
благоприятных условий для
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль. Более детальная характеристика финансового механизма и его элементов приведена в разделе 1.1
Динамику показателей обзора финансового сектора РБ ( по данным банковской системы и страховых организаций) можно увидеть в Приложении А.
2.2 Государственный
контроль и органы его осуществ
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления.
Государственный контроль делится на:
- ведомственный;
- внутрихозяйственный
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Объектом ведомственного контро
Функциями ведомственного финан
- проверка законности хозяйственных и финансовых операций;
- контроль использования материальных и финансовых ресурсов;
- проверка сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности;
- проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в:
- непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности;
- выявлении внутрихозяйственных резервов;
- обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Непосредственно на главного бухгалтера возложена ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета, своевременное составление бухгалтерской отчетности, правильное и своевременное перечисление платежей в бюджет и централизованные целевые государственные фонды, за целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований. В акционерных предприятиях внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии.
Как ведомственный, так
и внутрихозяйственный
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и вправления в пределах своей компетенции.
Высшим специализированным
органом финансового контроля является
Комитет государственного контроля (КГК). Конституция Республики Беларусь
указывает на то, что этот орган осуществляет
государственный контроль за исполнениям
- исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
- сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
- расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
- инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
- использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
- движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;
- состоянием контрольно-ревизион
ной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за:
- соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
- выполнением требований прямых финансовых законов;
- исполнением республиканского бюджета;
- своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
- состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКР являются:
- осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
- целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операц
ий; - проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;
- проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных органов;
- анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за исп
ользованием государственных денежных ресурсов.
К специализированным органам
Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок (ревизий ) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»
Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит., о чем более подробно будет рассказано в разделе 2.3
2.3 Аудиторский (независимый) контроль
История развития аудита берет свое начало в Великобритании, где в середине XIX века появились первые бухгалтеры- аудиторы.
Сегодня независимый финансовый контроль развивается в форме института аудиторства и является неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Финансовый аудит- это независимая деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово- хозяйственной деятельностью, по оказанию других услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.
Необходимость аудита обуславливается:
- государственными интересами, а именно, необходимостью охватить финансовым контролем негосударственный сектор экономики. Это позволяет увеличить поступления в бюджет как результат правильного налогообложения, не расходуя при этом государственных средств;
- интересами предприятий и учреждений всех форм собственности. Учреждения в условиях хозяйственной самостоятельности нуждаются в квалифицированной помощи в организации финансов, бухгалтерского учета, в оптимизации налогообложения и др.;
- аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей финансовые отчеты и способной допустить в ней искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками, различными пользователями финансовой информации, заинтересованными в достоверности данных.
Регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
Аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь